20.4.1. Естественнонаучные данные о мозге человека
Современное естествознание считает, что все акты сознания возникают в результате совместного действия множества клеток головного мозга, который является организмом сознания.
Основные действующие элементы нервной системы — это нервные клетки, нейроны. Головной мозг человека состоит из 40 50 млрд нейронов, каждый из которых имеет до 10 тыс. соединений со своими соседями. Эти соединения осуществляют передачу и переработку информации.
Поверхность головного мозга — серое вещество, или кора головного мозга, состоит из тел нервных клеток и имеет глубину 2-6 мм. Головной мозг человека имеет мозговые извилины, благодаря которым поверхность мозга оказывается примерно в три раза больше, чем поверхность мозга без извилин.
Мозг человека имеет три функциональных блока:
Блок, обеспечивающий тонус, т.е. нормальную жизнедеятельность.
Блок, обеспечивающий прием, переработку и хранение информации, т.е. являющийся главным аппаратом познавательных процессов.
Блок, программирующий поведение человека, его регуляцию и контроль за всеми поступками и действиями.
Эти три блока работают в неразрывном единстве.
422
- Концепции
- Введение
- Тема 1. Предмет естествознания.
- 1.2. Основные закономерности развития естествознания
- 1.2.1 .Необходимость и случайность
- 1.2.2. Причины, от которых зависит развитие науки
- 1.2.3. Роль практики в развитии естествознания
- 1.2.5. Преемственность в развитии идей и принципов естествознания
- 1.2.6. Критика и борьба мнений в науке
- 1.2.7. Интернациональный характер развития науки
- 1.2.9. Дифференциация и интеграция наук
- 1.3. Основные этапы развития естествознания
- 1.3.1.4. Естествознание IV в. До н.Э.
- 1.3.1.7. Философия Эпикура и Лукреция
- 1.3.2. «Русский космизм»
- 1.3.3. Кризис в физике и нарушение прежних представлений
- 1.3.4. Ленинский принцип неисчерпаемости материи
- 1.3.5. Новейшая революция в естествознании
- Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- 2.1. Научная теория. Основная терминология
- 2.2. Содержание и структура естественнонаучной теории
- 2.2.1. Структура естественнонаучной теории
- 2.2.2. Основные способы построения естественнонаучной теории
- 2.3. Культура
- 2.4. Естественная и гуманитарная культуры
- Тема 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы
- 3.1. Атомизм древности
- 3.2. Механистический атомизм
- 3.3. Сокрушительный удар по принципам механицизма
- 3.4. Предпосылки для создания более высокого уровня развития атомизма
- 3.5. Квантовая теория строения атома
- 3.6. Существенные особенности атомизма XX в.
- 3.7. Континуальная концепция
- 3.8. Корпускулярно-волновой дуализм
- 3.9. Элементарные частицы
- 3.10. Выводы
- 4.2. Структура и системная организация материи
- 4.2.1. Структура материи
- 4.2.2. Структурная бесконечность материи
- 4.3. Системная организация как атрибут материи
- 4.4. Структурные уровни организации материи
- 4.4.1. Микро-, макро- и мегамиры
- 4.4.2. Структурные уровни различных сфер
- Тема 5. Структура и ее роль в организации живых систем
- 5.1. Система и целое
- 5.2. Часть и элемент
- 5.2.1. Соотношение категорий часть и элемент
- 5.3. Диалектическое единство дифференциации и интеграции частей
- 5.4. Взаимосвязь единичного и общего
- 5.5. Интеграция частей
- 5.5.1. Свойства интеграции
- 5.5.2. Три механизма сборки
- Тема 6. Неопределенность в мире. Принцип неопределенности
- 6.1. Неустранимость неопределенности
- 6.2. Неопределенностные процессы в искусстве
- 6.2.1, Кубизм
- 6.2.2. Футуризм
- 6.2.3. Абстракционизм
- 6.2.5. Сюрреализм
- 6.2.6. Импрессионизм
- 6.2.7. Постимпрессионизм
- 6.3. Неопределенность в биологии
- 6.4. Неопределенность в проблемах кибернетики и компьютерной связи
- 6.5. Принцип неопределенности
- 6.6. Неопределенность и случай — реальные компоненты развития
- 6.7. Сферы проявления неопределенности. Виды неопределенности
- 6.8. Парадокс неопределенности
- Тема 7. Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе
- 7.1. Хаос
- 7.1.1. Этимология понятия «хаос»
- 7.1.2. Хаос и мифы
- 7.1.3. Примеры хаоса
- 7.1.4. Социологизация понятий порядка и хаоса
- 7.1.5. Причины хаоса
- 7.2. Пространственная модель соотношения порядка и хаоса
- 7.3. Поиск механизмов объяснения порядка и хаоса
- 7.4. Роль энтропии как меры хаоса
- 7.5. Порядок
- 7.5.1. Математизированный порядок
- 7.5.2. Организмический стиль
- 7.5.3. Психологическая версия порядка
- 7.6. Диалектическое единство 0-мерной точки
- 7.7. Выводы
- Тема 8. Принципы дополнительности, суперпозиции, относительности
- 8.1. Принцип дополнительности
- 8.2. Принцип суперпозиции
- Тема 9. Принципы симметрии
- 9.1. Категории симметрии
- 9.11 Симметрия
- 9.1.2. Асимметрия
- 9.1.3. Дисимметрия
- 9.1.4. Антисимметрия
- 9.2. Операции симметрии
- 9.2.1. Отражение в плоскости симметрии
- 9.2.2. Поворотная симметрия
- 9.2.3. Отражение в центре симметрии
- 9.2.4. Трансляция, или перенос фигуры на расстояние
- 9.2.5. Винтовые повороты
- 9.2.6. Симметрия и законы роста
- 9.2.7. Симметрия подобия
- 9.3. Симметрия в познании
- 9.4. Пространственно-временные и внутренние принципы симметрии
- 9.4.1. Пространственно-временные • принципы симметрии
- 9.4.2. Внутренние принципы симметрии
- 9.5. Пифагор и пифагорейский союз
- 9.6. Царство чисел
- 9.7. Золотое сечение—закон проявления гармонии в природе
- 9.7.1. Числа Фибоначчи
- 9.7.2. Золотое сечение в астрономии
- 9.7.3. Золотое сечение в искусстве и музыке
- 9.7.4. Обнаружение золотого сечения в различных областях внешнего мира
- 9.7.5. Выводы
- Тема 10. Динамические и статистические закономерности в природе
- 10.1. Проблемы детерминизма и причинности
- 10.2. Фундаментальные физические законы
- 10.2.1. Законы сохранения физических величин
- 10.3. Динамические и статистические законы
- 10.4. Закон возрастания энтропии
- 10.5. Принцип минимума диссипации энергии
- 10.6. Редукционизм
- Тема 11. Химические системы.
- 11.2. Вещества и их свойства
- 11.3. Энергетические эффекты химических реакций
- 11.4. Скорости химических реакций
- 11.5. Катализаторы химических реакций
- 11.6. Равновесие в химических реакциях
- 11.7. Принцип ле шателье
- 11.8. Модель, объясняющая равновесие
- Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи
- 12.1. Основные этапы становления идеи развития в биологии
- 12.2. Концепции происхождения живого
- 12.2.1. Идея самопроизвольного происхождения жизни
- 12.2.2. Опыты Пастера, доказывающие происхождение живого от живого
- 12.2.3. Гипотеза занесения живых существ на Землю из космоса
- 12.2.4. Гипотеза Опарина
- 12.2.5. Современные концепции происхождения жизни
- 12.3. Биоэнергоинформационный обмен
- 12.4. Биологическая вечность жизни
- 12.5. Метаболизм
- Тема 13. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем
- 13.1. Эволюционная теория дарвина
- 13.1.1. Изменчивость
- 13.1.2. Наследственность
- 13.1.3. Связь между наследственностью и изменчивостью
- 13.1.4. Естественный отбор
- 13.2. Классы механизмов эволюции
- 13.2.1. Адаптационные механизмы
- 13.2.2. Катастрофические, или пороговые, механизмы эволюции
- 13.2.3. Принцип а. Пуанкаре. Закон дивергенции
- 13.3. Три период формирования эволюционной теории дарвина
- 13.4. Основные свойства развития
- Тема 14. Отражение как всеобщее свойство материи
- 14.1. Отражение и движение
- 14.2. Внутренние и внешние стороны отражения
- 14.3. Отражение— всеобщее свойство материи
- 14.4. Основные свойства отражения
- 14.4.1. Аккумуляция
- 14.4.2. Избирательность
- 14.4.3. Опережающее отражение действительности
- 14.4.4. Адекватность
- 14.5. Адаптация. Проблемы адаптации живого и принцип отражения
- 14.5.1. Адаптация
- 14.5.2. Проблемы адаптации живого и принцип отражения
- 14.5.3. Взаимосвязь эволюции, адаптации и организации живого
- 14.5.4. Исследование случайных и направленных процессов повышения приспособляемости
- 14.6. Концепция адаптационного синдрома, или стресса
- 14.6.1. Стадии адаптационного синдрома, или стресса
- 14.6.1.3. Истощение
- 14.6.2. Формирование естественного кодекса поведения
- 14.6.3. Выводы
- Тема 15. Пространство и время
- 15.1. Понятия пространства и времени
- 15.2. Развитие представлений о пространстве и времени
- 15.3. Общие свойства пространства и времени
- 15.4. Специфические свойства пространства и времени
- 15.5. Пространство и время в микро-, макро- и мегамире
- 15.5.1. Трехмерность пространства
- 15.5.2. N-мерность пространства
- 15.5.3. Социальное пространство
- 15.6. Время
- 15.6.1.5. Одномерность времени
- 15.6.2. Проекции времени на сознание человека
- 15.6.3. Социальное время
- 15.6.4. Идеи и гипотезы профессора н.А. Козырева
- Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе
- 16.1. Сущность проблем самоорганизации в свете современной науки
- 16.1.1. Связь проблем самоорганизации материи с кибернетикой
- 16.1.1.1. Кибернетика и ее принципы
- 16.1.2. Синергетика как новое направление междисциплинарных исследований
- 16.2. Самоорганизация
- 16.2.1. Структурные компоненты и свойства процесса самоорганизации
- 16.3. Характеристики процесса самоорганизации
- 16.3.1. Гомеостаз
- 16.3.2. Обратная связь
- 16.3.3. Информация
- 16.3.3.4. Информация и память
- 16.4. Роль синергетики в становлении нового понимания
- 16.4.1. Синергетика и трактовка единства мира в восточной философии
- 16.5. Развитие научного знания как синергетический процесс
- 16.6. Синергетика и социальное развитие
- 16.7. Синергетика и современное видение мира
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- 17.1. Судьба научных идей в.И. Вернадского
- 17.1.1. Учение в.И. Вернадского
- 17.1.2. Значение идей в.И. Вернадского
- 17.2. Биосфера как живая саморегулирующаяся система
- 17.2.1. Возникновение учения о биосфере
- 17.2.2. Основные идеи в.И. Вернадского по проблемам биосферы
- 17.2.3. Составные части биосферы
- 17.2.4. Биосфера как саморегулирующаяся система
- 17.3. Взаимодействие косного и живого веществ
- 17.3.1. Живое вещество
- 17.3.2. Косное и живое вещества
- 17.4. Многообразие живых организмов— основа организации и устойчивости биосферы
- 17,4.1. Распределение живого вещества
- 17.4.2. Классификация живого вещества
- 17.4.3. Миграция и распределение живого вещества
- 17.4.4. Постоянство биомассы живого вещества
- 17.4.5. Функции живого вещества в биосфере Земли
- 17.5. Факторы, свидетельствующие в пользу земного происхождения жизни
- 17.6. Космопланетарный характер биосферы
- 17.6.1. Этап «химической эволюции»
- 17.6.2. Природно-радиационный фон
- 17.6.3. Живое вещество как геологическая сила
- 17.6.4. Влияние магнитных полей на космический характер биосферы
- 17.6.5. Компенсаторно-защитные функции биосферы
- 17.7. Учение в.И. Вернадского о преобразовании биосферы в ноосферу
- 17.7.1. Ноосфера — сфера Разума
- 17.7.2. Ноосфера и развитие общества
- 17.8. Единая картина развития мира
- 17.8.1. Биосфера и человек — самоорганизующиеся целостности
- 17.8.2. Позиция универсального эволюционизма
- 17.8.3. Ноосферный гуманизм и проблемы экологии
- Тема 18. Экология. Законы экологии
- 18.1. Экология
- 78.2. Законы экологии
- 18.2.1. Законы экологии Коммонера
- 18.2.2. Второе начало термодинамики и экология
- 18.2.3. Взаимопронизывающие уровни метасистем
- 18.2.3.1. Уровень «человек — воздух»
- 18.2.4. Анализ законов экологии
- 18.3.2. Принципы защиты биосферы
- 18.3.3. Мероприятия по охране природы
- 18.3.3.2. Охрана воды
- 18.4. Закон необходимого разнообразия в экологии
- 18.4.1. Проблема «человек — Вселенная»
- 18.4.2. Экология и культура
- 18.4.3. Экология, право и мораль
- 18.5. Биоэтика
- 18.6. Ресурсная и биосферная модели развития
- 18.6.1. Ресурсная модель
- 18.6.2. Биосферная модель
- 18.6.3. Виды воздействия на биосферу
- 18.7. Модель устойчивой мировой системы
- 18.8. Прогнозы «римского клуба»
- Тема 19. Социально-этические и гуманистические принципы биологического познания
- 19.1. Социология и этика биологического познания
- 19.2. Генетика
- 19.2.1. Законы Менделя
- 19.2.2. Развитие генетики
- 19.2.3. Основные понятия и термины современной генетики
- 19.2.3.3. Мутации
- 19.3. Развитие нервной системы
- 19.4. Генная инженерия
- 19.5. Программа «геном человека»
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность
- 20.1. Человек
- 20.2. Экология человека и медицина
- 20.2.1. Здоровье человека
- 20.2.2. Проблема болезни и здоровья
- 20.2.3. Единство человека и природы
- 20.2.4. Валеология — новая наука о здоровье души и тела
- 20.2.5. Валеологические уровни здоровья
- 20.3. Эмоции, творчество, работоспособность
- 20.3.1. Эмоции
- 20.3.1.3. Виды эмоций
- 20.3.2. Творчество
- 20.3.3. Работоспособность
- 20.3.4. Взаимосвязь здоровья, эмоций, творчества, работоспособности
- 20.3.5. Самоактуализирующиеся личности
- 20.4. Сознание
- 20.4.1. Естественнонаучные данные о мозге человека
- 20.4.2. Задачи мозга
- 20.4.3. Интеллект личности
- 20.4.4. Информация и мозг
- 20.4.5. Исследования в области человеческого мозга
- 20.4.6. Моделирование функций человеческого мозга
- 20.5. Идея целостности
- Приложение
- Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- Тема 10. Динамические и статистические закономерности в природе
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- Литература
- Тема 1. Предмет естествознания. Закономерности,
- Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- Темы рефератов
- Литература
- Тема 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы
- Литература
- Темы 4, 5. Структурные уровни организации материи.
- Темы 6,7. Неопределенность в мире. Принцип неопределенности. Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе
- Темы рефератов
- Литература
- Тема 9. Принципы симметрии и асимметрии
- Темы рефератов
- Литература
- Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи
- Темы рефератов
- Литература
- Тема 13. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем
- Темы рефератов
- Литература
- Тема 14. Отражение и его роль в организации развивающейся системы
- Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе
- Темы рефератов
- Литература
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- Темы рефератов
- Литература
- Тема 18. Экология. Законы экологии
- Тема 19. Социально-этические и гуманистические
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность
- Темы рефератов
- Литература
- Тема 1. Предмет естествознания.
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- Тема 18. Экология. Законы экологии
- Тема 19. Социально-этические и гуманистические принципы биологического познания. Генетика и эволюция
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность
- Основные вопросы по курсу «концепции современного естествознания»
- Оглавление
- Тема 1. Предмет естествознания.
- Тема 7. Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе
- Тема 8. Принципы дополнительности, суперпозиции, относительности
- Тема 9. Принципы симметрии
- Тема 15. Пространство и время
- Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- Тема 18. Экология. Законы экологии
- Тема 19. Социально-этические
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность
- 344082, Г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 80.
- 305007, Г. Курск, ул. Энгельса, 109.