10.1. Биофизическая химия I
Работы 1-6 недель
Домашняя работа № 1: «Тандемные процессы»
Используя знания, полученные при изучении физики, физической химии, биохимии, общей биологии и др., а так же используя материалы периодической печати, найти не менее двух примеров тандемных процессов (обосновать их с позиции термодинамики).
Работа оценивается в 2 балла.
Домашняя работа № 2: «Введение поправок при расчетах реальных растворов кислот и оснований»
Вывести уравнение для расчета поправок на частичную диссоциацию оснований, на реакцию катиона.
Работа оценивается в 3 балла.
Курсовая работа: «Решение задач по термодинамике
биологических процессов»
Курсовая работа составляется из трех задач аналогичных приведенным ниже.
Задача 1.
Определите ΔG0(СО2), если известно, что при 300С активность углекислого газа в насыщенном растворе составляет 5,3*10-4моль/моль, а при аэрировании воды газовой смесью с Р(СО2)=0,05 атм ΔĞ0(СО2)= -382,9 кДж/моль.
Задача 2.
Рассчитайте растворимость водорода в воде, если известно, что при аэрировании воды газовой смесью с Р(Н2)=0,001 атм ΔĞ0(Н2) составляет 10,8 кДж/моль
(Т = 30 0С).
Задача 3.
Рассчитайте растворимость азота в воде, если известно, что при аэрировании воды газовой смесью с Р(N2)=0,79 атм ΔĞ0(N2) составляет 28,1 кДж/моль (Т = 300С).
Задача 4.
Определите ΔG0(СН4), если известно, что при 300С активность метана в насыщенном растворе составляет 23,3*10-6моль/моль, а при аэрировании воды метаном с Р(Н2)=1 атм ΔĞ0(СН4)= -23,9 кДж/моль.
Задача 5.
Рассчитайте ΔG0, ΔĞ0, ΔĞ' для реакции в водном растворе:
R1NH3++R2COO-→R1NHCOR2+H2O,
если известно, что:
параметр | R1NH3+ | R2COOH | R1NHCOR2 | H2O |
ΔG0образ. | 316,0 | -600,7 | -703,1 | -237,0 |
анас.р-ра | 9,7 | 14,4 | 4,9 | - |
рКа | - | 3,8 | - | - |
Физиол.кон-и, моль/л | 0,009 | 0,16 | 0,044 | - |
Задача 6.
Рассчитайте ΔG0, ΔĞ0, ΔĞ' для реакции в водном растворе:
R1NH2+R2COOH→R1NHCOR2+H2O,
если известно, что:
параметр | R1NH2 | R2COOH | R1NHCOR2 | H2O |
ΔG0образ. | 316,0 | -600,7 | -703,1 | -237,0 |
анас.р-ра | 9,7 | 14,4 | 4,9 | - |
рКа | - | 3,8 | - | - |
Физиол.кон-и, моль/л | 0,009 | 0,16 | 0,044 | - |
Задача 7.
Рассчитайте ΔG0, ΔĞ0, ΔĞ' для реакции в водном растворе:
R1NH3++R2COO-→R1NHCOR2+H2O,
если известно, что:
параметр | R1NH3+ | R2COOH | R1NHCOR2 | H2O |
ΔG0образ. | -354,5 | -437,2 | -581,4 | -237,0 |
анас.р-ра | 11,3 | 10,6 | 3,8 | - |
рКа | - | 3,0 | - | - |
Физиол.кон-и, моль/л | 3*10-2 | 0,2 | 0,035 | - |
Задача 8.
Рассчитайте ΔG0, ΔĞ0, ΔĞ' для реакции в водном растворе:
R1NH2+R2COOH→R1NHCOR2+H2O,
если известно, что:
параметр | R1NH2 | R2COOH | R1NHCOR2 | H2O |
ΔG0образ. | -354,5 | -437,2 | -581,4 | -237,0 |
анас.р-ра | 11,3 | 10,6 | 3,8 | - |
рКа | - | 3,0 | - | - |
Физиол.кон-и, моль/л | 3*10-2 | 0,2 | 0,035 | - |
Задача 9.
а) Одна из стадий цикла лимонной кислоты может быть описана следующим уравнением: пируват + ½ О2+ КоА → ацетил-КоА + СО2+ Н2О.
Рассчитайте ΔĞ0' для этого процесса, учитывая поправку на диссоциацию пирувата, если известно, что ΔĞр-ии(пируват + ½ О2+ КоА → ацетил-КоА + СО2+ Н2О)концентрации компонентов=1 моль/л, Р(газов)=1атм= 2,30 кДж/моль (Н2О как компонент не учитывать), рН = 7, температура 300С, Ка1(пировиноградная кислота) = 10-6,10, а (растворенных веществ)=1, Р0'(СО2)=0,05 атм учитывая, что аэрирование осуществляется смесью с Р(О2)=0,25 атм, растворимость кислорода – 7,63 мг/л.
б) Рассчитайте как изменится ΔĞ0' этого процесса при снижении рН до 6. Предположите, можно ли регулировать этот процесс варьированием рН, какие могут быть ограничения.
Задача 10.
а) Дрожжи рода Saccharomycesв аэробных условиях (в присутствии О2) способны окислять глюкозу до СО2, в то время как в анаэробных условиях осуществляется спиртовое брожение. Рассчитайте (на 1 моль глюкозы) ΔĞ0, ΔĞ0' (условия: 300С, а (растворенных веществ)=1, Р0'(СО2)=0,05 атм) для обоих процессов учитывая, что аэрирование осуществляется смесью с Р(О2)=0,3 атм, растворимость кислорода – 7,63 мг/л, а ΔG0образ.(СО2газ)= -386,23 кДж/моль,
ΔG0образ.(Н2О жид.)= -237,19 кДж/моль,
ΔĞобраз.(глюкозар-р 1 моль/л) = -917,22 кДж/моль,
ΔĞобраз.(этанолр-р 1 моль/л) = -181,54 кДж/моль.
б) В каком из двух случаев и во сколько раз будет использовано большее количество глюкозы на конструктивный обмен (анаболизм), где будет больший прирост дрожжевой биомассы? Ответ обоснуйте.
Задача 11.
а) Фосфорилирование глюкозы в гликолизе может быть описано следующим уравнением:
глюкоза + НРО42-→ глюкозо-1-Ф2-+ Н2О.
Рассчитайте ΔĞ0' для этого процесса, учитывая поправку на реакцию аниона, если известно, что
ΔĞр-ии(глюкоза + Н3РО4→ глюкозо-1-Ф2-Н+2+ Н2О)концентрации компонентов=1 моль/л= 2,30 кДж/моль (Н2О как компонент не учитывать), рН = 7, температура 300С, а (растворенных веществ)=1, Ка1(Н3РО4) = 10-2,12, Ка2(Н3РО4) = 10-7,20, Ка3(Н3РО4) = 10-12,4, Ка1(глюкозо-1-Ф2-Н+2) = 10-1,10, Ка2(глюкозо-1-Ф2-Н+2) = 10-6,51.
б) Объясните, почему при расчетах поправки на реакцию НРО42-диссоциацией этого аниона можно пренебречь (доказать).
Задача 12.
а) В результате гетероферментативного кисломолочного сбраживания глюкозы помимо молочной кислоты (CH3CHOHCOOH) может образовываться спектр различных продуктов. Так в случае бифидобактерий выделяется также уксусная кислота, а при сбраживании глюкозы культуройLeuconostocmesenteroidesпомимо целевого продукта выделяется этанол и углекислый газ. Рассчитайте (на 1 моль глюкозы) ΔĞ0, ΔĞ0' (условия: 370С, а (растворенных веществ)=1, Р0'(СО2)=0,05 атм) для обоих процессов учитывая, что ΔG0образ.(СО2газ)= -386,23 кДж/моль,
ΔĞобраз.(глюкозар-р 1 моль/л) = -917,22 кДж/моль,
ΔĞобраз.(молочная кислотар-р 1 моль/л) = -517,81 кДж/моль,
ΔĞобраз.(уксусная кислотар-р 1 моль/л) = -399,07 кДж/моль,
ΔĞобраз.(этанолр-р 1 моль/л) = -181,54 кДж/моль.
б) Сравните ΔĞ0для обоих процессов, обоснуйте разницу с точки зрения статистического смысла энтропии.
Работа оценивается в 10 баллов.
Всего на 1-6 неделях можно получить 15 баллов.
Работы 7-12 недель
- Федеральное агентство по образованию
- Высшего профессионального образования российский химико-технологический университет им. Д.И.Менделеева
- Учебно-методический
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
- Содержание курса
- Биофизическая химия I
- 4.1.1. Термодинамика биотехнологических и микробиологических процессов
- 4.1.2. Основы биоэнергетики
- Биофизическая химия II
- 4.2.1. Ферментативная кинетика и катализ
- Распределение часов
- Лабораторный практикум
- 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 6.1. Основная литература
- 6.2. Дополнительная литература
- 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- 9. Положение о рейтинговом контроле знаний
- 10. Педагогические измерительные материалы
- 10.1. Биофизическая химия I
- Контрольная работа № 1
- Контрольная работа № 2
- Перечень вопросов к зачету
- Методические рекомендации преподавателям
- Билет зачета
- 10.2. Биофизическая химия II
- Контрольная работа № 1
- Контрольная работа № 2
- Перечень вопросов к зачету
- Методические рекомендации преподавателям
- Билет зачета