Раздел введение. Краткий очерк истории анатомии.
Анатомия – это наука о строении тела.
Название «анатомия» происходит от греческого слова «anatemno», что значит рассекаю. Основным методом анатомии был и остается метод рассечения трупов.
Анатомия как наука сформировалась в V веке до нашей эры. Основателем этой науки считают легендарного древнегреческого ученого Гиппократа. Ему принадлежит описание скелета человека и многих мышц. Многие воззрения этого великого целителя древности кажутся нам наивными. Например, он считал, что по артериям движется не кровь, а воздух. Основой работы организма являются четыре сока: кровь, слизь, а также черная и светлая желчь. Нервы он отождествлял с сухожилиями и т. д.
Большой вклад в развитие анатомии внес Аристотель, который впервые описал ткани живого организма, такие как хрящ, кость, жировую ткань, кровь.
Дальнейшее развитие анатомии связано с александрийской школой медиков и анатомов. Александрийский ученый Эразистрат впервые установил тот факт, что по артериям движется не воздух, а кровь.
Большое влияние на развитие анатомии оказали труды древнеримского врача и анатома Галена. Он, например, впервые продемонстрировал, что мышцы движутся под действием нервов.
В Средние века развитие анатомии в Европе остановилось, так как христианская церковь запрещала вскрытие трупов, считая это богохульством. Центр анатомических исследований переместился на арабский Восток. Рубеж 1 и 2 тысячелетий в арабском мире иногда называют мусульманским ренессансом. Огромный вклад в развитие анатомии внес замечательный бухарский ученый Ибн-Сина или Авиценна. Его главный труд «Канон врачебной науки» был энциклопедией анатомических и медицинских знаний того времени. Он впервые указал на значение головного мозга человека. Большой вклад внес в описание строения черепа и зубов.
Однако подлинный расцвет анатомии начался все же в Европе, а точнее в Италии, где в эпоху Возрождения начался подлинный анатомический бум. Величайшие художники этого времени Леонардо да Винчи и Микеланджело были одновременно и прекрасными анатомами, причем, собственноручно вскрыли немало трупов. Однако отцом анатомии следует считать их младшего современника Андреаса Везалия. Его труд «О строении человеческого тела» был подлинной революцией в науке. И хотя эта работа во многих деталях кажется нам наивной, но главные идеи остаются актуальными.
В России анатомия начала развиваться в 18 столетии. Первым профессором в области анатомии был А. П. Протасов (1723-1796). Протасов внес вклад в изучение анатомии желудка. Он разработал первую русскую анатомическую номенклатуру.
Российская анатомическая школа внесла огромный вклад в развитие мировой анатомии. Достаточно вспомнить имена таких великих ученых как Н. И. Пирогов, В. П. Воробьев, Г. М. Иосифов, В.Н. Тонков. Основателем раздела анатомии, который мы называем динамической анатомией, по праву считается П. Ф. Лесгафт.
- Автор: Кучерявый Всеволод Владимирович. Курс лекций по анатомо-физиологическим основам фк и с
- Часть 1.Анатомия.
- Раздел введение. Краткий очерк истории анатомии.
- Раздел 1. Основы гистологии.
- 2.Общие представления о тканях. Типы тканей.
- 3. Общая характеристика эпителиальных тканей.
- Эпителиальная ткань
- 4.Простые эпителии.
- 4.Сложные эпителии.
- Соединительные ткани. План лекции и семинарского занятия.
- Общая характеристика соединительных тканей.
- Соединительные ткани.
- 2. Рыхлая соединительная ткань. Жировая ткань.
- 3. Плотная (компактная) волокнистая соединительная ткань.
- 4. Скелетные ткани.
- 5. Гематопоэтические или кроветворные ткани.
- 6.Кровь и лимфа.
- Строение крови.
- Гладкая (непроизвольная) мышечная ткань.
- Сердечная мышечная ткань.
- Общая характеристика нервной ткани.
- Нервные волокна и нервы.
- Нейроглия.
- Зародышевый период развития.
- Фетальный период развития зародыша.
- Раздел 2. Учение о костях. Соединения костей.
- 1.Состав скелета человека.
- Скелет человека.
- Формирование костей в процессе онтогенеза.
- Классификация костей.
- Соединения костей.
- Соединения костей.
- Суставы.
- Суставы
- 6 Общая характеристика позвоночного столба и соединений в нем.
- Строение отдельных частей позвоночного столба.
- Грудная клетка и соединения костей в ней.
- 5.Скелет верхней конечности. План лекции и семинарского занятия.
- Обзор скелета верхней конечности.
- Скелет верхней конечности.
- Кости пояса верхней конечности.
- Кости свободной верхней конечности.
- Соединение костей плечевого пояса и свободной верхней конечности.
- 6. Кости нижней конечности и их соединения. План лекции и семинарского занятия.
- Общий план строения скелета нижней конечности.
- Скелет нижней конечности.
- Тазовые кости.
- Таз как целое.
- Кости свободной нижней конечности.
- 5. Соединение костей свободной нижней конечности.
- 7.Череп. План лекции и семинарского занятия.
- Характеристика черепа и соединения костей в нем.
- Кости мозгового отдела черепа.
- Кости лицевого отдела черепа.
- Топография черепа.
- Раздел 3. Учение о мышцах.
- Классификация мышц.
- Вспомогательный аппарат мышц.
- Мышцы спины.
- Мышцы груди.
- Мышцы живота.
- 9. Мыщцы головы и шеи. План лекции и семинарского занятия.
- Поверхностные мышцы шеи.
- Средняя группа мышц шеи.
- Глубокие мышцы шеи.
- Обзор мышц головы.
- 10. Мышцы верхней конечности. План лекции и семинарского занятия.
- Мышцы плечевого пояса.
- Мышцы плеча.
- Мышцы предплечья.
- Мышцы кисти.
- 11. Мышцы нижней конечности. План лекций и семинарского занятия.
- Мышцы таза.
- Мышцы бедра.
- Мышцы голени.
- Мышцы стопы.
- Раздел 4. Внутренние органы.
- Полость рта.
- Глотка и пищевод.
- Желудок.
- Тонкий кишечник.
- Толстая кишка.
- Поджелудочная железа. Печень. Желчный пузырь.
- Брюшина.
- 1. Интраперитониальные органы.
- Мезоперитониальные органы.
- 3.Экстраперитониальные органы.
- 13. Система органов дыхания. План лекции и семинарского занятия.
- Общие данные. Полость носа.
- Гортань.
- Трахея или дыхательное горло.
- Бронхи.
- Легкие.
- Плевра.
- Средостение.
- 14. Мочеполовая система. План лекции и семинарского занятия.
- Общие сведения о выделительной системе. Строение почек.
- Мочеточники. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал.
- Внутренние мужские половые органы.
- Мужские наружные половые органы.
- Внутренние женские половые органы.
- Наружные женские половые органы. Молочная железа.
- Промежность.
- Дополнительная тема. Железы внутренней секреции (эндокринные железы).
- План лекции и семинарского занятия.
- Общие данные об эндокринной системе.
- Гипофиз.
- Эпифиз или шишковидная железа.
- Щитовидная железа. Паращитовидные железы.
- Тимус или вилочковая железа.
- Надпочечники.
- Поджелудочная железа и половые железы (железы смешанной секреции).
- Раздел 5. Сердечно-сосудистая система.
- Вены, анастомозы, коллатеральные сосуды.
- Строение сердца.
- Строение стенки сердца. Проводящая система сердца.
- Малый круг кровообращения.
- 16. Артерии большого круга кровообращения. План лекции и семинарского занятия.
- Плечеголовной ствол, общая и наружная сонные артерии.
- Внутренняя сонная и подключичная артерии.
- Артерии верхней конечности.
- Грудная аорта.
- Брюшная аорта.
- Артерии таза и нижней конечности.
- Система нижней полой и воротной вен.
- Иммунная и лимфатическая системы.
- Раздел 6. Нервная система.
- Строение спинного мозга.
- Головой мозг.
- Большие полушария или конечный мозг.
- 5. Проводящие пути головного и спинного мозга.
- 19. Переферическая и вегетативная части нервной ситемы. Органы чувств. План лекции и семинарского занятия.
- Спинномозговые нервы.
- Черепно-мозговые нервы.
- Симпатическая часть вегетативной (автономной) нервной системы.
- Парасимпатическая часть вегетативной (автономной) нервной системы.
- Орган зрения.
- Орган слуха и равновесия.
- Органы вкуса и обоняния.
- Экзаменационные вопросы по анатомии (2 курс).
- Содержание.
- Раздел 1. Введение. Краткий очерк истории анатомии………………….Стр. 1.
- Раздел 2. Основы гистологии………………………………………………..Стр.2.
- Раздел 3. Учение о костях. Соединение костей………………………..Стр. 15.
- Раздел 4 Учение о мышцах………………………………………………….Стр.32.
- Раздел 4. Внутренние органы……………………………………………….Стр.47.
- Раздел 6. Нервная система…………………………………………………стр.72.