Значение пластической анатомии.
Дает возможность выявить особенности строения человеческого тела и связать его с особенностями характера, черт натуры:
психология портрета, где форма строит характер;
связь внутренней сути с внешней;
тип строения – меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик (структура отражает внутреннюю суть).
Дает возможность увидеть и определить диапазон нормальной формы, т.е. художник в полной мере применяет знания пропорций человеческого тела.
Дает возможность работать без натуры, т.к. уже знает какие формы соответствуют типу данного человека.
О значении пластической анатомии поучительны высказывания А.С. Голубкиной в книге «Несколько слов о ремесле скульптора…» [стр. 31] «Чтобы стать на твердую почву знания конструкции, необходимо опереться на анатомию. …Есть один способ усвоения нужных знаний… это – подойти к анатомии только со стороны механизма движения…
Чтобы понять какую-нибудь машину, ее мало срисовать и скопировать, ее надо разобрать и собрать, поняв каждую часть, потому что там нет ни винта, ни выемки без специального назначения. Если вы также подойдете к устройству человеческого тела, то увидите такую изумительную мудрость и красоту его устройства». И далее, как образно Голубкина пишет: «Рессорное устройство ступни, блок руки, чутко подвижная система шеи, массивные колонны спинных мускулов, тонкие и широкие мышцы живота, плавно прикрепляющиеся к чаше тазовой кости, которая проблескивает под кожей, или голень и ее стройные кости с базой внизу и капителью вверху». И добавляет: «…Из анатомии нам надо взять только устройство, оставляя в стороне все остальное, и тогда в натуре вы увидите уже не анатомию, а собственную конструкцию натуры! …знайте анатомию так, чтобы она сказывалась только уверенностью и свободой в работе, анатомии же самой, чтобы и в помине не было. Вообще анатомия вспоминается как раз там, где нет ее достаточного знания». Эта недостаточность анатомических знаний раскрывается на выставках самодеятельных (примитивных) художников, где поверхностные, непрофессиональные навыки в пластической анатомии сказываются на натуралистичном, слишком анатомически детальном показе модели.
Две основные цели должны стоять перед студентом при изучении анатомии человеческого тела. Во-первых, перейти от чистого внешнего, поверхностного восприятия человека и слепого копирования его форм к правдивому изображению, опирающемуся на знания закономерностей внутренней структуры. Рисуя человека, студент должен познавать логику строения его тела и правильно передавать, строить, конструировать тело так, чтобы его части гармонично сочетались между собой и целым.
Во-вторых, знание тела человека развивает художественное «зрение», формирует подлинно творческое, конструктивно-пространственное мышление будущего художника-педагога.
- Пластическая анатомия Курс лекций
- Пути изучения пластической анатомии.
- Значение пластической анатомии.
- Плоскости и оси фигуры человека. Анатомическая терминология.
- Общее понятие о скелете (остеология).
- Функции скелета.
- Скелет головы. Череп, его разделение на мозговой череп и лицевой. Швы крыши черепа. Лицевой угол
- Кости лицевого черепа
- Литература:
- Мышцы головы. Мышцы жевательные и мимические. Пластическая анатомия органов чувств: уха, глаза, носа. Особенности строения лба, щек, рта, подбородка. Борозды и складки головы
- Детали лица.
- Пластика глаза.
- Р Бис. 12.Движение глаз:
- Пластика носа.
- Пластика уха.
- Пластика рта.
- Пластика подбородка.
- Пластика лба.
- Пластика щеки.
- Р Бис. 18.Схемы головы:
- Борозды и складки головы.
- Литература
- Фиброзное соединение;
- Виды суставов.
- Пластическая анатомия скелета туловища
- (Две оси вращения) (три оси вращения)
- (Три оси вращения)
- Пластика таза.
- Изгибы позвоночного столба.
- Грудная клетка.
- Плечевой пояс.
- Литература
- Лекция 5 пластическая анатомия скелета свободной верхней конечности. Скелет свободной нижней конечности Скелет свободной верхней конечности.
- Суставы свободной верхней конечности.
- Скелет свободной нижней конечности
- Соединения костей нижней конечности.
- Общее учение о мышцах (миология). Пластическая анатомия мышц шеи и туловища
- Пластическая анатомия шеи
- Передний отдел шеи.
- Пластическая анатомия мышц туловища
- Передняя поверхность туловища
- Задняя поверхность туловища.
- Сгибатели предплечья.
- Разгибатели предплечья.
- Мышцы предплечья.
- Пластическая анатомия мышц нижней конечности.
- Передняя группа
- Внутренняя группа.
- Задняя группа.
- Наружная группа мышц таза.
- Мышцы голени.
- Передняя группа.
- Наружная группа.
- Задняя группа.
- Мышцы стопы.
- Литература
- Гицеску г. Пластическая анатомия. – т. 2. – Бухарест, 1963.
- Лекция 8 положение и движение тела. Центр тяжести. Общее учение о пропорциях. Оси фигуры человека Положения и движения тела.
- Центр тяжести.
- Пропорции тела.
- Опорные и анатомические точки фигуры человека
- Оси фигуры человека
- Учебное издание пластическая анатомия Курс лекций
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.