Социальные аспекты происхождения человека
Становление вида Homo sapiens — антропогенез — тесно связано с развитием общества — социогенезом. Один из наиболее сложных вопросов — роль биологических и социальных факторов в эволюционном развитии человека. На первый взгляд кажется, что они отрицают друг друга: ведь естественный отбор как биологический фактор антропогенеза формировал организм человека для лучшего приспособления к среде, труд же — это социальное явление, ведущее в конечном итоге к преобразованию среды ради удовлетворения потребностей человека.
Однако в процессе эволюции эти два мощных фактора антропогенеза выступали в диалектическом единстве: механизм естественного отбора, проявлявшийся наиболее эффективно на ранних этапах антропогенеза, формировал и усиливал именно те особенности биологической организации человека, которые наиболее благоприятствовали дальнейшему прогрессу трудовой деятельности и развитию общества. В ходе процесса социализации человека одновременно происходит и постепенное «снятие», «самоустранение» формообразующей роли естественного отбора. Антропогенез завершился появлением Homo sapiens, мозг которого способен усвоить любую самую сложную социальную программу.
Реконструкция ранних этапов социогенеза является значительно более сложной задачей, чем воссоздание картины физической эволюции человека, поскольку здесь фактически отсутствуют прямые данные. Обычно при этом используется сугубо косвенная информация, заимствованная из исторических и естественных наук.
В эволюции живых существ природа в различные геологические эпохи уже не раз и не на одном живом объекте использовала принцип общественной организации как формы (способа) биологического прогресса.
Но самого высокого развития форма общественной организации достигла в процессе исторического становления человечества. <...>
За прошедшее столетие появилось много новых фактов из области первобытной археологии, фундаментальные исследования по поведению приматов, содержащие интересные сведения об образе жизни и организации сообществ современных обезьян. Возникает вопрос: насколько правомерно использование таких материалов при реконструкции ранних этапов развития первобытного общества? (с. 101—103).
Однако общественный, стадный образ жизни обезьян, проявляющийся в разнообразных и сложных формах, являлся одной из важнейших биологических предпосылок очеловечения приматов. Разумеется, нужна большая осторожность при попытках распространения данных, полученных в наблюдениях над современными приматами, на древнейшие сообщества предков человека. <...>
Сейчас существует несколько гипотез реконструкции ранних этапов социогенеза и соответствующих им моделей сообществ у обезьяньих предков человека. Чаще всего за основу берутся стада павианов разных видов, сообщества лесных или лесостепных шимпанзе. Ни одна из этих моделей не является общепризнанной, но и ни одну из них пока исключить с абсолютной уверенностью нельзя.
Наиболее распространены «модель стада павианов» и «модель лесостепных шимпанзе». В обоих случаях избираются сообщества животных, экологически наиболее близких к предполагаемым обезьяньим предкам человека — наземным обитателям лесосаванны.
Шимпанзе представляются более подходящей моделью и ввиду тесной филогенетической близости к человеку.
Кроме того, у шимпанзе вожак доминирует менее жестко, чем у павианов. Выраженное систематическое доминирование, вероятно, затрудняло бы совместные действия предков человека, например на охоте.
Разногласия существуют и в оценке роли так называемого зоологического индивидуализма в социогенезе.
Некоторые ученые, признавая унаследованный от обезьяньих предков резко выраженный зоологический индивидуализм характерной чертой ранних человеческих коллективов, считали его «сдерживание» одной из основных задач и функций зарождающегося общества.
В действительности внутристадные отношения гораздо разнообразнее, их никак нельзя свести к одной только половой функции. Обезьяны в полном смысле этого слова «общественные животные», у них очень сильно выражено тяготение к себе подобным. Изоляцию они переносят крайне тяжело, нередко она приводит к развитию разнообразных заболеваний, в том числе неврозов и сердечнососудистых болезней вплоть до инфарктов. Отношения в стаде многолики: помимо «гаремов», включающих обычно самца и несколько самок, это и объединения молодых самцов, материнские (без самца) и материнско-отцовские семьи, здесь встречаются холостяки-одиночки и т.п.
Известно немало примеров взаимопомощи и защиты в стадах обезьян, причем не только в классическом тандеме «мать — детеныш», но и просто по отношению к слабым членам стада. <...>
Многочисленные факты этологических наблюдений не дают оснований приписывать выраженную агрессивность объединениям гоминид. Скорее они свидетельствуют о довольно мирных отношениях в этих сообществах. Отметим, кстати, что и изучение палеоантропологических материалов показало отсутствие кровавых столкновений у древнейших гоминид — южноафриканских австралопитеков.
Несомненна значительная роль помощи и взаимопомощи, совместных действий, обучения и передачи опыта в структуре предчеловеческого сообщества. Даже у низших обезьян очень велика роль опыта и обучения.
Вероятно, большое значение в таких древнейших сообществах имел межгрупповой отбор, в ходе которого сообщества «умелых», опережая «неумелых» по жизнеспособности и численности, получали больше шансов на выживание.
Общество возникло, следовательно, не в результате добровольного договора людей — жить и работать сообща, как думали многие философы прошлого. Оно появилось в силу необходимости, под влиянием общественного труда.
Основу перехода обезьяньих предков человека к постоянному использованию естественных предметов для «потребительских целей» и далее — к изготовлению орудий составили ориентировочно-исследовательская деятельность обезьян, их способность манипулировать различными, часто непищевыми объектами, активное исследование всей окружающей обстановки и природной среды. <...>
Что такое предметная деятельность обезьян, которую часто неточно называют «орудийной»? Это способность использовать природные или предложенные экспериментатором предметы в качестве «орудий» — посредников для решения разного рода задач. <...>
Впрочем, обезьяны оказались не в состоянии изменить эти предметы-посредники с помощью других «орудий» <...> предметная деятельность обезьян — не более чем биологическая основа, предпосылка для развития специфически трудовой деятельности. <...>
Многие специалисты считают древнейшим этапом становления трудовой деятельности человека олдувайскую культуру. К числу ее особенностей относят: малый процент орудий сравнительно с необработанными камнями; еще спорадический характер их использования; предполагаемое отсутствие общих представлений о значении частей орудия при его изготовлении, о свойствах и назначении отдельных орудий. Не совсем ясно, существовала ли тогда специальная технология раскалывания камня, но все же хабилис, видимо, уже связывал различные процессы в цикл действий. Даже в олдувайских оббитых гальках заметна последовательность ударов для образования рабочего края. <„.>
Советский археолог А.Е. Матюхин выделяет на ранних этапах становления трудовой деятельности три гипотетические стадии: использование деревянных и каменных предметов подходящей формы и частичная их подправка (рамапитеки и ранние австралопитеки); различные приемы разбивания камней и выбор пригодных обломков (ранние австралопитеки); раскалывание галек и специально выбранных камней и получение орудий стандартной формы (поздние австралопитеки, хабилисы). При этом подчер
кивается, что уже на ранних этапах орудийной деятельности существовали элементы изготовления орудий, преднамеренного изменения первоначальной формы предметов, хотя переход гоминид к систематическому изготовлению орудий на уровне всей популяции произошел позднее.
В ходе антропо и социогенеза неоднократно возникало и разрешалось противоречие между консерватизмом биологической организации человека и необходимостью ее дальнейших преобразований в связи с прогрессом трудовой деятельности. Совершенствование орудий постоянно предъявляло все новые и более высокие требования к структуре руки как органа труда, мозга — как субстрата интеллекта и другим системам гоминизации.
С развитием производства и усложнением производственных отношений прежние формы общения, коммуникаций становятся недостаточными: появляется необходимость в новых способах выражения мысли. Взгляды ученых на время возникновения членораздельной речи существенно расходятся: от австралопитеков до эпохи неолита. Разумеется, развитие речи было постепенным процессом. Возможно, в примитивной форме она существовала уже в ашеле, однако широко распространено мнение, что даже некоторые неандертальцы еще не имели вполне адекватного артикуляционного аппарата и не были способны к отчетливому произношению ряда гласных звуков.
Итак, существовавшее на начальных этапах антропогенеза древнейшее объединение гоминид — «первобытное стадо» — уже не было чисто биологическим сообществом. На каком-то этапе развития древнего общества первобытное стадо сменилось родовым строем.
Когда это произошло?
Наиболее распространенная точка зрения связывает переход к родовому строю с рубежом между средним и верхним палеолитом, которому таким образом придается особое значение в антропо и социогенезе (Я.Я. Рогинский, П.П. Ефименко, П.И. Борисковский и др.).
Основные соображения в пользу данной гипотезы следующие. Во-первых, отмечается совпадение двух событий: возникновения верхнего палеолита и «массового» появления сапиенса около 40—38 тыс. лет назад. Во-вторых, верхний палеолит принес много нового в развитие трудовой деятельности и культуры. Важнейшим было, по-видимому,
появление самобытных археологических культур, развивавшихся на различных территориях ойкумены1 и, как считают некоторые исследователи, соответствовавшие племенам.
Из других прогрессивных черт верхнепалеолитической эпохи нужно упомянуть об огромном разнообразии орудий, в том числе развитии более сложных форм, как, например, орудий со вкладышами и составных. Широко использовались такие материалы, как кости и рога животных; нельзя не упомянуть о разнообразном устройстве жилищ, появлении различных видов первобытного искусства (орнамент, многоцветная пещерная живопись, статуэтки, музыкальные инструменты) и т.д.
Важное значение при этом придается межгрупповому отбору: преимущества получали те коллективы, в которых лучше разрешалось противоречие между необходимостью согласованных действий всех его членов и возникшей на определенном этапе развития производительных сил возможностью неравного присвоения или «нестабильностью отношений».
Переход к родовому строю мог способствовать ускорению процесса сапиентации, так как тесно связан с введением экзогамии. Экзогамия — это запрет половых отношений между членами одного сообщества и разрешение их между разными сообществами или разными частями одного большого сообщества — родами. Тем самым, возможно еще неосознанно, предотвращались неблагоприятные генетические последствия близкородственных браков и повышалась стойкость потомства.
И все же было бы неверно представлять себе этот рубеж в виде некоей четкой демаркационной линии.
В последние десятилетия появились данные, свидетельствующие о большой древности многих проявлений общественной жизни человечества (оседлость, жилища, охота). Почти все технические приемы обработки орудий верхнего палеолита были известны уже в мустье, не обнаруживается особых различий и в образе жизни, занятиях, материальной и духовной культуре гоминид этих эпох (погребения, зачатки искусства были, видимо, и в мустье).
Археологические материалы свидетельствуют о преемственности мустьерских и верхнепалеолитических куль
тур. Антропологи могут констатировать появление гетерозисных форм уже в мустье. Таковы, например, высокорослые «кроманьоидные» люди из Передней Азии. Это говорит о возможности более раннего формирования экзогамии.
Есть разногласия и в оценке гипотезы преодоления «зоологического индивидуализма» на этом позднем этапе антропогенеза. Выше мы видели, что нет особых оснований приписывать повышенную агрессивность обезьяньим предкам человека, а, следовательно, даже если бы на каком-то более позднем этапе социогенеза и появилась почва для обострения конфликтов, это был бы уже не «унаследованный», а, скорее, вторично приобретенный индивидуализм. По мнению В.П. Алексеева, возникновение социальных отношений вряд ли можно рассматривать как предотвращение зарождающимся обществом гибельных столкновений индивидуумов; их функциональная роль, скорее, состояла в регулировании производственных связей, складывавшихся в процессе трудовой деятельности.
Палеоантропологические материалы тоже не подтверждают гипотезу о постоянных кровавых столкновениях у древнейших и древних гоминид. <...>
Конечно, нельзя отрицать возможности и даже вероятности случаев каннибализма у первобытного человека. Но не они определяли ход человеческой предыстории. Человечество просто не смогло бы выжить и развиваться далее в трудной борьбе с хищниками, голодом, болезнями, перепадами климата, преодолевать и разрешать многочисленные задачи, порождаемые окружающей средой, если бы проявления каннибализма и агрессии были широко распространены в эпоху его становления. Из ожесточенной борьбы с опасностями человек вышел победителем лишь благодаря коллективному труду» (с. 103—110).
Яблоков А.В., Юсуфов А.Г «Эволюционное учение», 1989:
- Предисловие
- Раздел I. Антропогенез происхождение и эволюция человека. Эволюционная экология
- Естественный отбор Дифференциальное воспроизведение
- Факторы, ограничивающие отбор
- Единица отбора
- Отбор и адаптация Адаптация
- «Механизм возникновения адаптации
- Классификация адаптаций
- Относительный характер адаптации
- Адаптация как процесс решения задач
- Оптимальность
- Поведенческая экология
- Эволюция и развитие индивидуума
- Типы эволюционных изменений
- Адаптивная радиация
- Конвергенция и параллелизм
- Направление эволюционного развития
- Преадаптация
- Темп эволюции
- Место человека в системе животного мира
- Гоминиды и люди
- Тенденции эволюции приматов
- Современные человекообразные обезьяны
- Крупные человекообразные обезьяны
- Социальное поведение антропоидов
- Шимпанзе (Pan troglodytes)
- Экологические и филогенетические детерминанты организации сообществ
- Этапы эволюции приматов и человека
- 2.1. Шкала эволюции человека
- 2.2.1. Геологическое время
- Дриопитеки
- Рамапитеки
- Австралопитеки
- Австралопитек из Афара
- Австралопитек африканский
- Австралопитеки массивные
- Австралопитек могучий
- Австралопитек Бойса
- Образ жизни австралопитековых
- Человек умелый (Homo habilis)
- Ранние следы материальной культуры
- Образ жизни и труда Homo habilis
- Филогения гоминид
- Человек прямоходящий (Homo erectus) (Архантроп)
- Образ жизни
- Орудия труда
- Возможное развитие речи у Homo erectus
- Человек разумный (Homo sapiens)
- Основные гипотезы эволюции человека в период становления Homo sapiens
- Неандертальский человек (Палеоантроп)
- Орудия труда
- Образ жизни
- Человек современного типа Homo sapiens (Неоантроп)
- Орудия труда
- Образ жизни
- Распространение современного человека
- Современный человек в Африке
- Современный человек в Азии
- Человек приходит в Америку
- Человек и животный мир Америки
- Первые австралийцы
- Схемы, гипотезы, причины и факторы эволюции человека
- Генеалогическое древо человека
- Факторы и критерии гоминизации
- Экологические теории гоминизации («Саванная гипотеза»)
- Человек — «обезьяний урод»?
- «Водяные» гипотезы
- (Гипотеза э. Харди)
- Гипотеза я. Линдблада
- Время появления сапиенса
- Место формирования сапиенса
- Социальные аспекты происхождения человека
- Факторы эволюции и прародина человека разумного
- Гипотеза широкого моноцентризма
- Особенности ранней стадии эволюции Homo sapiens
- Основные этапы развития Человека разумного
- Возможные пути эволюции человека в будущем
- Раздел 2 морфология человека соматическая и функциональная антропология
- Многообразие форм и факторов изменчивости человека
- Биологическая изменчивость в популяциях современного человека
- Рост и развитие человеческого организма
- Периодизация индивидуального развития
- Биологический возраст
- Основные закономерности роста человека
- «Кривая роста человека
- Пренатальный рост
- Кривые роста для различных тканей и различных частей тела
- Упорядоченность и неупорядоченность процесса роста
- «Канализирование»
- Градиенты роста
- Чувствительные периоды
- Постпубертатный рост
- Пубертатный скачок роста
- Половые различия
- Развитие системы органов размножения
- Изменения физиологических функций и развитие мышечной системы
- Пренатальный период
- Постнатальный период
- Подростковый период
- Генетика роста
- Расы и экологические условия
- Время года
- Питание
- Психологические воздействия
- Социально-экономические факторы, размер семьи
- Физическое и умственное развитие
- Рост мозга
- Развитие интеллекта
- Эмоциональное развитие
- Акселерация. Эпохальные колебания темпов развития
- Старение и продолжительность жизни
- Конституции человека
- Схемы нормальных конституций (соматотипов)
- 1. Основные компоненты веса тела
- А. Лептосомные конституции
- Б. Мезосомные конституции
- В. Мегалосомные конституции
- Возрастная и половая изменчивость конституциональных типов
- Конституция и раса
- Социально профессиональные вариации конституциональных типов
- Связь телосложения с физиологическими функциями, болезнями и поведением
- Болезни
- Поведение
- Проблемы биологической адаптации человека
- Экологические аспекты конституции
- Раздел 3 этническая антропология
- Этническая антропология и её основные задачи
- Общее понятие о расе
- Происхождение рас: теории моногенизма и полигенизма
- Видовое единство человечества
- Нация и раса
- Отличия рас человека от подвидовых (расовых) делений у животных
- Типологическая концепция расы
- Популяционная концепция расы
- Классификация человеческих рас
- Морфологическое описание «больших» рас
- Раса как морфофизиологическое понятие
- Современное распространение человеческих рас
- Этнический и антропологический состав северной Азии
- Структура расы
- Основные факторы расообразования
- Изменчивость расовых признаков
- Адаптация и человек
- Природные факторы расообразования
- Изоляция
- Социальные факторы расообразования
- Генетические механизмы расообразования
- Зональное расообразование
- Азональное расообразование
- Антропоклиматические аналоги и адаптивные типы
- Асимметрия расообразовательного процесса
- Очаги расообразования и их место в расогенетическом процессе. Антропологический покров
- Очаг расообразования как географическое понятие
- Первичные очаги расовой дифференциации
- Монофилетическое происхождение человечества; теории полицентризма и моноцентризма
- Динамика расовой дифференциации
- Узлы и промежуточные зоны расообразования
- Этапы расообразования
- Расообразовательный процесс в современную эпоху
- Расизм и его социальные корни
- Антропосоциология, социальный дарвинизм и их реакционная сущность
- Научная несостоятельность расистских теорий
- Использованная литература
- Рекомендуемая литература
- Антропология хрестоматия
- 394000, Г. Воронеж, пр. Революции, 39.