logo
Грушевицкая Садохин КСЕ Учебник

Гносеологические предпосылки науки

Под гносеологическими предпосылками понимаются те упрощения, огрубления, идеализации отображаемой действительности, которые принимаются той или иной наукой на определенной стадии ее развития при ее построении, обосновании и применении. Никакая наука не в состоянии отобразить мир во всей полноте его связей и отношений. Каждая наука из всего многообразия этих связей выбирает только одну сторону действительности, изучением которой занимается в дальнейшем. При этом все остальные стороны действительности отбрасываются как несущественные для данной науки. Чем больше сторон действительности мы отбрасываем, тем больше степень ее огрубления, упрощения, тем сильнее гносеологические предпосылки, принятые данной наукой.

Поясним это положение на примере физики. Некоторые из положений в системе собственных оснований классической физики считались истинными лишь благодаря тем гносеологическим предпосылкам, которые допускались как естественные в физике XVII - XVIII вв. В классической механике различные тела рассматривались в качестве материальных точек, на которые оказывалось силовое воздействие, причем такая идеализация применялась и в отношении планет при описании их вращения вокруг Солнца. Широко использовалось понятие абсолютно твердого, недеформируемого тела, которое оказалось пригодным для решения некоторых задач. В ньютонианской физике пространство и время рассматривались как абсолютные сущности, независимые от материи, как внешний фон, на котором развертывались все процессы. В понимании строения вещества широко использовалась атомистическая гипотеза, но атомы рассматривались как неделимые, наделенные массой бесструктурные частицы, аналогичные материальным точкам.

Хотя все эти допущения были результатом сильных идеализации реальности, они позволяли абстрагироваться от многих других свойств объектов, несущественных для решения определенного рода задач, а потому были вполне оправданы в физике на том этапе ее развития. Но когда эти идеализации распространялись за сферу их возможного применения, это приводило к противоречию в существующей картине мира, в которую не укладывались многие факты и законы волновой оптики, теорий электромагнитных явлений, термодинамики, химии, биологии и т.д.

Поэтому очень важно понимать, что нельзя абсолютизировать гносеологические предпосылки. В обычном, плавном развитии науки их абсолютизация бывает не очень заметна и не слишком мешает. Но когда наступает этап революции в науке, появляются новые теории, которые требуют совершенно новых гносеологических предпосылок, часто несовместимых с гносеологическими предпосылками старых теорий. Так, вышеперечисленные принципы классической механики были результатом принятия крайне сильных гносеологических предпосылок, которые на том уровне развития науки казались очевидными. Все эти принципы были и остаются истинными, конечно, при вполне определенных гносеологических предпосылках, при определенных условиях проверки их истинности. Иначе говоря, при определенных гносеологических предпосылках и определенном уровне практики эти принципы были, есть и будут всегда истинными. Это же говорит о том, что нет абсолютной истины. Истинность всегда зависит от гносеологических предпосылок, которые не являются раз и навсегда данными и неизменными.

В качестве примера возьмем современную физику, для которой верны новые принципы, в корне отличные от классических: принцип конечной скорости распространения физических взаимодействий, не превышающий скорость света в вакууме, принцип взаимосвязи наиболее общих физических свойств (пространства, времени, тяготения и т.д.), принципы относительности логических оснований теорий. Эти принципы основаны на качественно иных гносеологических предпосылках, чем старые принципы, они логически несовместны. В этом случае нельзя утверждать, что если истинны новые принципы, то старые ложны, и наоборот. При разных гносеологических предпосылках могут быть истинными и старые, и новые принципы одновременно, но области применения этих принципов будут различны. Такая ситуация на самом деле имеет место в естествознании, благодаря чему истинны как старые теории (например, классическая механика), так и новые (например, релятивистская механика, квантовая механика и т.д.).