logo
Грушевицкая Садохин КСЕ Учебник

Специфика научных революций

Научная революция - это специфическое явление, возникающее только в определенные периоды развития науки как средство разрешения ее внутренних противоречий, изменения ее содержания.

Революция в науке многогранна. Можно выделить три основные черты научных революций:

1. Необходимость теоретического синтеза нового эмпирического материала;

2. Коренная ломка господствующих представлений о природе;

3. Возникновение кризисных ситуаций.

Для научных революций характерно качественное преобразование теоретических основ познания на базе крушения и отбрасывания старых идей и теорий, расширение научных знаний. Но научные революции ведут не к открытию новых фактов, а к радикальному пересмотру теоретических следствий из них, вызывают необходимость теоретического синтеза нового эмпирического материала, коренную ломку, пересмотр содержания старых категорий конкретных, частных наук на базе новых гносеологических предпосылок. Это связано с качественным изменением самого предмета науки, его внутренней логики на базе открытия новых материальных объектов или новых их свойств. i!

В историческом развитии научного познания можно выделить несколько типов научных революций:

1. Частная - микрореволюция, затрагивающая одну область знания;

2. Комплексная - революция, затрагивающая ряд областей знания;

3. Глобальная - всеобщая революция, радикально меняющая основания науки.

При определении типа научной революции необходимо учитывать следующие моменты:

1. Масштаб научной революции;

2. Глубину переворота фундаментальных теорий и законов науки;

3. Открытие новых фундаментальных законов, новой общей естественнонаучной теории;

4. Формирование общей картины мира;

5. Выработку нового типа мышления;

6. Исторический период развития науки;

7. Сопровождающие научную революцию социально-экономические преобразования.

Если обратиться к истории науки, то подлинно глобальными, фундаментальными можно назвать лишь две революции: революцию XVI - XVII вв. и научно-техническую революцию XX в.

Научная революция XVI - XVII вв. представляла собой революционный скачок в науках, изучающих механическую форму движения материи. Она ознаменовала становление классического естествознания. В тот период главное внимание при объяснении отдельных явлений и процессов природы уделялось наблюдению, поиску очевидных, вытекающих из опыта принципов бытия, на базе которых возможно построение теории. Развивалось механистическое понимание систем природы как вековечных и неизменных. Каждый материальный объект, явление представлялись относительно устойчивыми телами, а процесс развития сводился к перемещению тел в пространстве и во времени.

В середине XIX в. произошло несколько комплексных научных революций одновременно. Среди них особое значение имели революции, связанные с открытиями органической клетки, закона сохранения и превращения энергии, эволюционного учения Ч. Дарвина, периодической системы химических элементов. Сущность этих революций заключалась в рассмотрении предметов и явлений в процессе развития и во взаимной связи.

Вторая глобальная революция совершается в начале XX в. Она связана с пересмотром исходных идеализации пространства, времени, движения в контексте создания теории относительности и разработки квантовой механики.

Сегодня, пожалуй, можно говорить об очередной глобальной революции, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука. Сегодня научные знания включаются практически во все сферы социальной жизни. Сама научная деятельность тесно связана с революцией в средствах хранения и получения информации. Объектами современного научного познания становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием.

Вместе с включением научных революций в конечный вариант исторической реконструкции приобретают значение теории прошлого не как некоторые ошибки, зигзаги в сторону от генеральной линии научного развития, а как обладающие своей непреходящей значимостью, особенностью. Рассматривается возникновение нового знания, но без разрушения старого. Прошлое не утрачивает своего своеобразия и не поглощается настоящим.

Сегодня в истории и методологии науки на первый план выходят «кейс стадис», которые называют ситуационными исследованиями. Это направление формируется с 70-х годов.

В работах этого направления прежде всего подчеркивается необходимость остановить внимание на отдельном событии из истории науки, которое произошло в определенном месте и в определенное время. Это прямой антипод кумулятивистских, линейных моделей развития науки.

В «кейс стадис» ставится задача понять прошлое событие не как вписывающееся в единый ряд развития, не как обладающее какими-то общими с другими событиями чертами, а как неповторимое, невоспроизводимое в других условиях. В работах прежнего типа исследователь стремился изучить как можно больше фактов, чтобы обнаружить в них нечто общее и на этом основании вывести общие закономерности. Теперь он изучает факт как событие - результат многих особенностей развития науки, сходящихся в одной точке с тем, чтобы отличить ее от других.

Для истории науки - это новый поворот исследования. Он более характерен для гуманитарных наук. Ведь история науки больше, чем история любой другой области человеческой жизни, всегда воспринималась как нечто максимально рациональное и упорядоченное.

В «кейс стадис» элементарное событие не приобщается к некоторому всеобщему, находящемуся вне его, а, наоборот, это всеобщее обнаруживается в нем самом и через общение с другим особенным событием. Но это - в перспективных исследованиях. Сегодняшние исследователи таких проблем пока не ставят.

Историческая картина, складывающаяся на базе «кейс стадис», представляет собой что-то вроде плоскости с возвышающимися на ней холмами и пиками, изображающими события меньшей или большей значимости. Поскольку по ходу истории старые события, как не имеющие значения, не вытесняются новыми, история становится многосубъектной, малособытийной. Между событиями устанавливаются диалогические отношения, речь идет о сосуществовании разных теорий, парадигм.

План семинарского занятия (2 часа)

1. Общие, особенные и частные методы науки.

2. Эмпирические и теоретические методы научного познания.

3. Три модели исторических реконструкций науки.

4. Научные революции и их роль в развитии науки.

Темы докладов и рефератов

1. Работа Т.Куна «Структура научных революции» и ее роль в методологии научного познания.

2. Глобальные научные революции и их анализ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин В.В., Калшкин А.Т. Природа науки. М., 1985.

2. Йорданов И. Наука как логическая и общественная система. Киев, 1979.

3. Кочергин А.И. Методы и формы научного познания. М., 1990.

4. Кун Г. Структура научных революций. М., 1977.

5. JIcwainoc И. Методология научно-исследовательских программ//Вопросы философии. 1995. №4.

6. Петров Ю.А., Никифоров А.Л. Логика и методология научного познания. М., 1982.

7. Петров Ю.А. Теория познания. М., 1988.

8. Печенкин А.А. Закономерности развития науки//Вестн. МГУ. Сер. «Философия». 1995.№3.

9. Структура и развитие науки. М., 1978.

10. Философия и методология пауки. М., 1996.