logo
Документ Microsoft Word (10)

II. Виды конфликтов. Место экоНко в их разрешении

Самые распространенные социально-экологические конфликты, к которым имеет отношение экологическое движение – это конфликты с властью. Оппозиция власти в данном случае весьма разнообразна.

Конфликты “власть – население и экоНКО”

Ранее они возникали по поводу конкретных действий или решений органов власти, чаще – центральной. Сегодня они в большинстве случаев носят характер протеста против бездействия региональных и местных структур. Это бездействие объясняется не только отсутствием финансовых средств на осуществление природоохранных мероприятий, но и тем, что экологические органы власти практически власти не имеют, сильно зависят от политически более мощных департаментов, от сохранившихся предприятий ВПК и в еще большей степени – от крупных концернов (типа АО “Северсталь” в г.Череповце, Россия).

Помимо этого, несогласие вызывают разрешения, выдаваемые органами власти группам или отдельным лицам на осуществление различного рода действий, приводящих к экологическим нарушениям (например, отвод земельных участков в зеленой зоне городов под строительство коттеджей).

Конечно, существуют и конфликты, ставшие результатом деятельности местных властей, не учитывающих ее экологические и социальные последствия. Так, известны выступления населения и их инциативных групп против размещения полигонов для захоронения бытовых отходов, вызванные в основном тем, что попытки осуществить это производятся без какого бы то ни было участия общественности в принятии таких решений; другим примером являются случаи ввоза из-за рубежа мусоросжигающих установок или целых заводов с устаревшими технологиями, которые в западных странах уже не используются из-за токсичных выбросов; и т.п.

Конфликты “одна структура власти против другой”

Во-первых, это борьба за влияние и финансовые ресурсы между федеральным и региональным уровнем природоохранных органов. Ситуация заключается в том, что на уровне областей действуют как комитеты охраны природы, лесного и водного хозяйства и пр. федерального подчинения, так и департаменты сходного назначения, созданные в структурах исполнительной региональной власти. Причем федеральные службы получают большую часть финансирования из местного бюджета (хотя, естественно, должны обеспечиваться из федерального бюджета), выполняя при этом контролирующие функции: и то, и другое вызывает конфликты.

Чаще всего в такой ситуации экоНКО выступают на стороне последних. Но имеют место и нестандартные ситуации, когда региональные департаменты оказываются действенными благодаря тому, что возглавляются преданными делу людьми (самый яркий пример – департамент охраны природы и управления природопользованием администрации Нижегородской области, директором которого является один из лидеров экологического движения).

Весьма распространены столкновения интересов и решений природоохранных и регулирующих природопользование органов (земельные комитеты, водного хозяйства, охоты и рыболовства, департаменты госкомимущества и т.п.). Здесь позиция экоНКО практически однозначна – поддержка первых.

Сюда же можно отнести и несовпадения позиций областной и городских/районных администраций. Обычно это касается эксплуатации местных природных ресурсов и размеров компенсации за их использование и за нанесенный ущерб. В подобных случаях экоНКО занимают позицию последовательных защитников природы, а потому не поддерживают ни тех, ни других.

Конфликты “предприятия – население и экоНКО”

Не менее острыми являются конфликты по поводу загрязнения окружающей среды промышленными предприятиями. В основном противостоящими силами выступают администрации и работники предприятий, с одной стороны, население и экоНКО – с другой.

Конфликты “частная инициатива – население и экоНКО”

В первую очередь это касается проблем, связанных с отводом земель в зеленой зоне под индивидуальную застройку, приватизацией городских строений и земель в сельской местности, строительством гаражей, автостоянок, бензозаправочных станций и т.п.

Конфликты политического характера

Такие социально-экологические конфликты разгораются в представительных органах власти по поводу разработки и принятия того или иного закона в сфере охраны природы или природопользования. В них обычно оказываются вовлеченными и заинтересованные органы исполнительной власти, и лоббирующие прохождение нужных им законов ведомства. Активное участие в разрешении конфликтов такого рода принимают и экоНКО, работающие над подготовкой законов.

Конфликты между группами населения

Чаще всего происходят столкновения интересов в месте непосредственного проживания людей, и, прежде всего, это касается строительства гаражей около домов и других проблем, связанных с частным автотранспортом. Противостояние может возникать также по поводу благоустройства дворов: одним нужны теннисные корты, другим – озелененная детская площадка на этом же месте.

Но бывают и более глубокие конфликты – в тех случаях, когда жители выступают за закрытие особо опасного предприятия, а работники, которые, собственно, тоже являются жителями, вынуждены быть против подобного решения, поскольку это грозит им потерей средств к существованию. Такие конфликты были часты в конце 1980-х годов. Сегодня в наших странах они менее актуальны в виду тяжелого экономического кризиса, но имеются перспективы их широкого развития в будущем.

Позиция общественных организаций, если таковая возникает, зависит строго от степени экологической опасности объекта.

Конфликты “население против создания заповедной территории”

Они случаются относительно редко и в основном связаны с образованием и охраной заповедных территорий вблизи жилых поселений. В таких случаях режим охраны заповедника не позволяет жителям заниматься их традиционным промыслом – сбором ягод, грибов и т.п. Однако следует отметить, что в таких конфликтах население, как правило, не организовано (хотя бывает и так, что в ходе выступлений создается инициативная группа и даже регистрируется как НКО). Тем не менее, чаще это единичные случаи нарушений режима охраняемых территорий.

Конфликты внутри движения

Их, к сожалению, много, слишком много при столь остром дефиците экологически ориентированных, организованных социальных сил. Данные конфликты возникают в первую очередь из-за доступа к ресурсам, за раздел сфер влияния, а также по идейным основаниям, организационным разногласиям, различиям в позициях по отношению к противникам и оппонентам движения, наконец, из-за межличностного противостояния.

Без сомнения, мы не перечислили все виды конфликтов локального типа, но постарались показать те, которые представляются нам наиболее характерными и в разрешение которых обычно включаются экоНКО.

14 вопросИзменение климата