2.1. Возникновение классического естествознания
Формирование классического естествознания началось в эпоху Возрождения (XV–XVI вв.). В это время была создана та мировоззренческая основа, на которой в Новое время и Просвещение (XVII–XVIII вв.) сформировалась классическая наука. В XV–XVI вв. европейская культура пережила настоящий переворот, сутью которого было освобождение от религиозного диктата. Следствием культурных изменений стало возникновение светского искусства, светской философии, политики, не зависящей от религиозных предписаний, и, конечно, новой науки.
Начало классического естествознания связано прежде всего с изменением представлений о предмете, достойном ученых изысканий. В Средневековье все познавательные усилия философа или ученого сосредоточивались на Боге. Возрождение признало достойными предметами научного и философского изучения человека и природу. Такая трансформация мировоззрения привела к возникновению
пантеизма
– философско-мировоззренческой концепции, отождествляющей природу и Бога. Пантеизм предполагает, что, познавая природу, человек одновременно постигает Бога, т. е. высокий смысл познания в естественно-научных изысканиях, далеких от идеи служения Богу и спасения души, сохраняется. Следствием пантеизма стало распространение идей
гилозоизма (концепции всеобщей оживленности природы) и
панпсихизма (концепции всеобщей одушевленности природы).
В эпоху Ренессанса формируется также философско-мировоззренческая концепция
деизма,
утверждающая, что Бог творит мир, но затем в дела мира не вмешивается, вселенная продолжает существовать самостоятельно, подчиняясь естественным законам, которые могут быть познаны средствами разума. Деизм вырастает из средневековой концепции двойственной истины и противостоит религиозному креационизму. Деизм представляет собой светскую версию религиозной концепции первотолчка, с помощью которого Бог заводит «часовой механизм» вселенной. Пантеизм и деизм стали формами преодоления теизма и креационизма и подготовили возникновение научного мировоззрения.
Следует отметить, что для эпохи Возрождения характерен пристальный интерес не только к естественнонаучным исследованиям, но и к магии, алхимии, астрологии. Философия и наука Ренессанса тесно связаны с мистикой и магией. в это время научное и квазинаучное знание существуют в тесном, почти неразрывном единстве (1.1).
Новое время в западноевропейской истории знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, астрономии, математики, химии. Основным предметом научных исследований выступает природа, понимаемая как огромная машина, функционирование которой подчиняется механическим закономерностям (1.8). Задачей естествознания становится выявление и количественное выражение этих закономерностей. ведущей естественно-научной дисциплиной выступает физика, а единственно допустимым научным языком – язык математических формул. Развитие естествознания диктует основную тему философской рефлексии в Новое время – тему возможностей создания универсальной науки и построения универсального метода. Новое время провозглашает занятия наукой наиболее важной деятельностью, способной избавить человечество от любых бед и страданий. Очевидно, что метод такой абсолютной науки должен гарантировать получение окончательной, полной и неизменной истины. Философия Нового времени и саму себя мыслит как универсальную систему окончательных научных истин, которая в случае правильного построения должна стать единственной, бесконечно растущей от одного поколения к другому системой знаний, дающей окончательные ответы на все возможные вопросы. Основы подобной научной методологии разрабатываются в философских учениях Ф. Бэкона, Дж. Локка, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница и др. В Новое время решается важнейшая культурная задача создания основ нового типа мировоззрения, новой системы ценностей и, в конце концов, нового исторического типа сознания, главная составляющая которого – познание объективных закономерностей природы. Новый тип сознания становится той духовной почвой, на которой вырастает дерево классического экспериментального естествознания.
Идеал универсальной науки остается основной темой философских размышлений и в эпоху Просвещения (XVIII в.). Просвещение заимствует из эпохи Возрождения культ человека, из Нового времени – культ науки и разума, дополняет их верой в неограниченный прогресс, идеей всеобщего равенства людей перед законом и принципом историзма в мышлении. Характерная черта философии XVIII в. – исторический и гносеологический оптимизм. В размышлениях о природе просветители проводят принципы детерминизма и механистического материализма. Природа понимается как часовой механизм, который может быть разобран по винтику, а затем вновь собран в нужном виде. Многие идеи Возрождения и Нового времени просветители доводят не просто до логического конца, но до абсурда. Так, панацеей от всех бед человечества философы XVIII в. провозгласили распространение научных знаний. При этом исключалась даже мысль о возможности злоупотребления знаниями или о границах познающего рассудка. Пафос переустройства жизни на разумных началах в конце XVIII в. обернулся ужасом Великой французской революции. Именно это историческое событие впервые пошатнуло слепую веру в научный разум и его безграничные возможности и создало некоторые предпосылки для возникновения неклассической науки. Другой причиной возникновения неклассического естествознания стала внутренняя логика развития самого научного знания, которая привела к отказу от прежней парадигмы и созданию нового типа научного сознания, формирование которого продолжается и по сей день.
- Тема 1. Особенности естественно-научного познания
- 1.1. Понятие науки. Познание и наука
- 1.2. Проблема критериев научности
- 1.3. Структура научного знания
- 1.4. Развитие науки. Понятие научной революции
- 1.5. Методы и формы научного познания
- 1.6. Естественно-научная и гуманитарная культура
- 1.7. Наука и техника
- 1.8. Особенности современной естественно-научной картины мира
- Тема 2. Основные идеи классического естествознания
- 2.1. Возникновение классического естествознания
- 2.2. Астрономия в XVI–XIX вв
- 2.3. Физика в XVI–XIX вв
- 2.4. Химия в XVII–XIX вв
- 2.5. Биология в XVI–XIX вв
- Тема 3. Современные физические представления о мире
- 3.1. Общие принципы неклассической физики
- 3.2. Современные представления о материи, пространстве и времени. Общая и специальная теории относительности
- 3.3. Основные идеи и принципы квантовой физики
- 3.4. Современные представления об элементарных частицах. Структура микромира
- 3.5. Фундаментальные физические взаимодействия
- Тема 4. Современные взгляды на происхождение и устройство вселенной
- 4.1. Общие принципы современной астрономии
- 4.2. Основные космологические гипотезы. Происхождение Вселенной
- 4.3. Устройство Вселенной
- 4.4. Происхождение и устройство Солнечной системы
- 4.5. Будущее Вселенной
- Тема 5. Современные взгляды на происхождение и эволюцию жизни
- 5.1. Общие принципы современной биологии
- 5.2. Современные представления о происхождении жизни
- 5.3. Основные этапы эволюции органического мира
- 5.4. Сущность и основные признаки живых систем
- 5.5. Уровни организации живой природы
- 5.6. Генетика и молекулярная биология
- 5.7. Синтетическая теория эволюции
- 5.8. Экология и учение о биосфере
- Тема 6. Образ человека в современной науке
- 6.1. Человек как предмет естествознания
- 6.2. Возникновение научной антропологии
- 6.3. Основные этапы антропогенеза
- 6.4. Возникновение сознания. Структура сознания
- 6.5. Сознательное и бессознательное
- 6.6. Сознание и язык
- 6.7. Сознание и мозг
- 6.8. Социальное и биологическое в человеке. Индивид, личность, индивидуальность
- Тема 7. Современные междисциплинарные исследования
- 7.1. Кибернетика
- 7.2. Синергетика
- 7.3. Концепция глобального эволюционизма в науке и философии