7.3. Концепция глобального эволюционизма в науке и философии
На протяжении всей истории естествознания идея развития была одной из фундаментальных, определявших взгляд человека на мир. Представления о необратимости времени в живой природе появились еще в античной философии (в частности, идея Аристотеля о «лестнице существ»). Поначалу в примитивных формах (преформизм) идея развития утвердилась в естествознании XVII–XVIII вв. В XVII в. Р. Декарт предложил космогоническую теорию, в которой высказывалась мысль о развитии вещественной материи, составляющей универсум. Космология Р. Декарта носила умозрительный характер, тем не менее она содержала совершенно неожиданные для своего времени предположения. В XVIII в. И. Кант создал собственную космогоническую концепцию, в которой последовательно проводилась мысль об эволюции Вселенной (2.2). Затем в XIX в. Ч. Дарвин предлагает теорию биологической эволюции, прояснившую, каким образом осуществляется развитие в живой природе. Дарвиновская концепция, ставшая основанием теоретической биологии, показала, что сложность организации в живой природе непрерывно нарастает, и определила те факторы, которые влияют на этот процесс (2.5).
В конце XIX – начале XX в. идея развития из биологии постепенно проникла в геологию, историю, социологию. Однако для физики и химии эта идея долгое время оставалась чуждой. Введение понятия энтропии в классической термодинамике несколько изменило ситуацию. Однако происходящие в закрытых термодинамических системах процессы понимались как постепенное «умирание» системы, переход в состояние теплового равновесия. Неклассическая квантовая механика XX в. также рассматривала только обратимые процессы, в которых фактор времени не играл особой роли.
Начало изменений в фундаментальных естественных науках совпало с открытием нестационарности Вселенной и осмыслением этого обстоятельства в современных космологических концепциях (4.2). Оказалось, что наша Вселенная расширяется, а галактики разбегаются. В середине XX в. была выдвинута гипотеза происхождения Вселенной из первоначального сингулярного состояния, в 1970-е гг. построена теория Большого Взрыва, объясняющая эволюцию нашего мира, тогда же, в 1960-1970-е гг., была создана синергетическая концепция (7.2). Все эти открытия способствовали распространению принципа развития на фундаментальные науки – космологию, астрономию, физику, химию. Следует заметить, что произошло не просто заимствование идеи развития из биологии, а значительное переосмысление характера процессов, протекающих на всех уровнях существования материи.
Современное естествознание рассматривает мир как множество открытых, самоорганизующихся систем, процессы в которых носят необратимый характер. Вселенная развивается во времени от момента Большого Взрыва до появления человеческого общества. Существует определенная преемственность в законах происхождения Метагалактики, возникновения Земли, зарождения и развития жизни, становления человека и общества. На всех уровнях организации материи происходят постепенное усложнение систем, повышение уровня их системной организации.
На основе обобщения прежних эволюционных знаний, новых данных о процессах самоорганизации, а также в связи с интегративными процессами в самой науке в конце XX в. была сформулирована концепция
глобального эволюционизма,
претендующая на статус нового научного мировоззрения. Концепция глобального эволюционизма претендует на построение универсальной модели эволюции, связывающей воедино космогенез, геогенез, биогенез и антропо-социогенез. Эта концепция позволяет преодолеть границы узкодисциплинарных подходов, которые характерны для классического и даже неклассического естествознания, дает ключ к пониманию процессов эволюции и, самое главное, позволяет преодолеть пропасть между живой и неживой природой, объяснить происхождение жизни без обращения к сверхъестественным силам. В эволюционной парадигме возникновение жизни рассматривается как закономерный результат длительного процесса космической, геологической и химической эволюции.
Единство эволюционных процессов в природе – живой и неживой – и обществе выражается в понятии
коэволюции.
Коэволюция природы и общества – это область исследования, которая уже не является только естественнонаучной. В изучении процессов коэволюции естествознание смыкается с обществознанием и философией. Как считает российская исследовательница Р.С. Карпинская, прояснение процесса коэволюции возможно лишь в новом теоретическом пространстве, объединяющем «две культуры» – естественно-научную и гуманитарную (1.6).
В концепции глобального эволюционизма важное место занимает
антропный принцип,
согласно которому возникновение человечества стало возможным в силу определенной структуры нашей Вселенной, заданной в первые мгновения после Большого Взрыва. Как считает А.Н. Павленко, «антропный космологический принцип явился естественным наполнителем той пустоты, которая возникла в мировоззренческом фоне науки после ее секуляризации».
Существуют различные версии антропного принципа. Так, в 1973 г. Б. Картер сформулировал слабый и сильный антропные принципы. Согласно слабому антропному принципу «наше положение во Вселенной с необходимостью является привилегированным в том смысле, что оно должно быть совместимо с нашим существованием как наблюдателей». Это означает, что человек воспринимает мир из определенной, выделенной во временном смысле «области» Вселенной, в которой сложились условия, необходимые и достаточные для существования наблюдающего разума.
Формулировка сильного антропного принципа иная: «Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей». Иначе говоря, с самого начала существования нашей Вселенной все необходимые физические и космологические параметры были точно «подогнаны» таким образом, чтобы в мире появился наблюдающий разум, т. е. человек. Сильный антропный принцип подчеркивает нетипичность нашего мира.
Существуют также и другие формулировки антропного принципа. В частности, одна из них, предложенная Ф. Типлером, звучит следующим образом: «во Вселенной должна возникнуть разумная обработка информации, и, раз возникнув, она никогда не прекратится». Еще одна формулировка, предложенная Дж. А. Уилером, выглядит так: «Наблюдатели необходимы для того, чтобы Вселенная возникла».
С одной стороны, антропный принцип подчеркивает целостность нашей Вселенной, единство различных видов эволюции на всех уровнях существования материи, которое в итоге приводит к появлению наблюдающего и познающего мир человека. Однако, с другой стороны, некоторые формулировки антропного принципа подталкивают к телеологическим и антропоцентристским взглядам на происхождение и развитие Вселенной. Например, возможна следующая интерпретация антропного принципа: существует только одна возможная Вселенная, возникшая с целью порождения человека, наблюдающего ее. Это дает основание некоторым исследователям считать антропный принцип не просто излишним, но вредным для научного мировоззрения. Такую позицию занимает X. Пэгельс, который полагает, что «антропный принцип есть идея ненаучная, назначение которого в ближайшее время будет состоять в том, чтобы стать в истории науки музейным экспонатом, ворохом пыли». Другой исследователь космологических проблем, М. Гарднер, утверждает, что антропный принцип, во-первых, является простой тавтологией; во-вторых, носит характер гипотезы ad hoc; в-третьих, исключает любую опытную проверку, а следовательно, является ненаучным.
Для преодоления телеологических и антропоцентристских интерпретаций антропного принципа современными учеными и философами вводится допущение существования множества миров, основанных на тех же физических законах, что и наша Вселенная, но с другими численными значениями физических констант, так называемая концепция «ансамбля вселенных». В каждой вселенной этого множества реализуется определенный набор физических параметров. Существование наблюдающего разума возможно только в тех вселенных, где существует набор физических констант со строго определенными значениями. Весь необходимый для существования разума набор условий реализовался в нашей Вселенной. В данном случае речь идет о таких физических параметрах, как константы гравитационного, слабого, электромагнитного и сильного взаимодействий, массы основных элементарных частиц протона, нейтрона и электрона, постоянная Планка h, гравитационная постоянная G, скорость света с и заряд электрона. Значения этих констант были установлены экспериментально. Как показывают математические расчеты, даже незначительное изменение этих физических параметров приводит к изменению структуры Вселенной. В ней становится невозможным существование атомных ядер, самих атомов, звезд или галактик и, следовательно, жизни.
Концепция «ансамбля вселенных» подводит к выводу о том, что не мир таков, потому что в нем существует человек, а человек существует во Вселенной потому, что в ней реализовались определенные условия. Как считает Г.М. Ид-лис, мы наблюдаем заведомо не произвольную область Вселенной, а только ту, структура которой сделала ее пригодной для возникновения и развития жизни. В других частях мира могут реализоваться иные физические условия, отличающиеся от условий в нашей Метагалактике, что делает их непригодными для жизни, т. е. мы являемся наблюдателями только определенных физических процессов, процессы же иного типа протекают без наблюдателей. При этом исключаются телеологические и антропоцентрические интерпретации, подталкивающие к идее некоего «замысла», согласно которому возникла уникальная Вселенная, где сложились все необходимые предпосылки для возникновения человека.
Необходимо заметить, что в истории философии существуют аналоги концепции «ансамбля вселенных», например идея «возможных миров» философа XVII в. Г. Лейбница. Г. Лейбниц допускал существование всех логически возможных миров, но наш мир он называл наилучшим, поскольку в нем существует возможность для развития и совершенствования. Идея множественности миров-планет высказывалась и до Г. Лейбница философами и естествоиспытателями XVI – начала XVII вв. Дж. Бруно и Г. Галилеем.
В отношении к антропному принципу нет единства. Шкала оценок варьируется от восторженного приятия до полного отторжения. Более того, нет однозначности и в формулировках самого антропного принципа. Скорее существует целый набор формулировок, интерпретаций и установок, вырастающих из разных философско-мировоззренческих позиций. Очевидно, дальнейшее развитие естествознания покажет, насколько эвристичным является антропный принцип, и либо его утвердит, либо, напротив, отвергнет.
Некоторые исследователи считают, что концепция глобального эволюционизма, существенной частью которой является антропный принцип, имеет смысл только в аксиологическом, ценностном плане, но никак не в естественнонаучном. В частности, Л.В. Фесенкова полагает, что «идея глобального эволюционизма – регулятивная идея, дающая представление о мире как о целостности, позволяющая мыслить общие законы бытия в их единстве и одновременно дающая возможность соотнести „универсум“ с человеком, сделать его „соразмерным“ человеку». В концепции глобального эволюционизма мир предстает как прогрессивно развивающаяся система, в которой все этапы эволюции подчиняются единым закономерностям. Понятно, что положение человека в такой мировоззренческой схеме весьма благодатно: этапы прогрессивного развития мира в конечном счете приводят к появлению самого высшего и самого сложного продукта материи – человека. В такой картине мира, пишет Л.В. Фесенкова, «человек приобретает „онтологические преимущества“ по сравнению с другими объектами природы. Иначе говоря, концепция глобального эволюционизма дает объективные основания для рассмотрения себя в качестве наивысшего продукта природы». Разгадка широкого распространения идеи глобального эволюционизма заключается, таким образом, в пристрастности человека, в его тяге к определенному образу самого себя.
Подобный способ отношения к миру имеет аналоги в истории культуры. Так, античные мудрецы от первых натурфилософов милетцев и ионийцев до представителей классической античной философии Платона и Аристотеля стремились обнаружить и философски оправдать мир, который был бы стабилен в своей необходимости и гарантировал бы также стабильное существование человеку. Превращая бытие в единое и умопостигаемое, греки приручали его. Действительно, космос в представлении античных философов гармоничен и, что еще важнее, соразмерен человеку. Античный мудрец не чувствует никаких конфликтов с миром: мир логичен, необходим, разумен и умопостигаем. Особенно ярко эта идея выразилась в философии элеатов, которые искали такое бытие, которое в своей неизменности и вечности было бы дано уму, а не чувствам, фиксирующим лишь изменчивость и множественность. Таким образом греческие философы удерживали мир от опрокидывания в изменчивость и множественность, т. е., по их мнению, в хаос и небытие. В их понимании мир гармоничен, един и непротиворечив, а значит, соразмерен человеку.
Как пишет А.Н. Павленко, «греческая модель замкнутого видимого мира, в которой человеку в те далекие времена давалось превосходное чувство защищенности, вызывала непосредственное переживание счастья от наблюдения божественного порядка. Эта защищенность в эпоху Ренессанса разрушается, оставляя человека в пустой паскалевой бездне – „вместилище“^ Своеобразный ренессанс античной модели замкнутого мира приведет к переосмыслению и места самого человека в этом мире. Данный вывод, конечно, не означает необходимости возврата к представлениям о помещении человека каким-либо сверхъестественным существом на его прежнее центральное место, но он требует к себе пристального внимания и может служить основанием для серьезного эпистемологического анализа взаимоотношения человека и Вселенной, отрицание которого не представляется возможным».
Аналогия между современной концепцией глобального эволюционизма и представлениями древних греческих философов прозрачна. Идея глобального эволюционизма представляет собой простую и гармоничную онтологическую схему, в которой реальные процессы развития в мире представляются несколько упрощенным образом. Весь мир подчиняется единым законам, единой смысловой линии движения от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простоорганизованного к сложнооргани-зованному. Чем не греческий логос – закон мироздания? Кроме того, человек в этом мире имеет все преимущества, поскольку выступает вершиной универсального развития мира. Кроме того, как пишет Л.В. Фесенкова, несистемность самой идеи глобального эволюционизма дает возможность объединения в ее рамках противоречивых утверждений, в понятие глобального эволюционизма каждый вкладывает собственное содержание. В парадигме глобального эволюционизма уживаются идеи И. Пригожина и П. Тейяра де Шарде-на, дарвинизм и синтетическая теория эволюции, современные теология и мистика и т. п.
«Глобальный эволюционизм, – пишет Л.В. Фесенкова, – существует в виде огромного количества вариантов и версий, которые характеризуются различной степенью концептуальной проработанности – от малообоснованных утверждений, наполняющих обыденное сознание, до развернутых концепций, подробно рассматривающих весь ход универсальной эволюции мира^ Здесь идеальные представления субъекта о целостном мире включаются в строгие выводы науки. При этом переход от точного естественно-научного знания к иному типу, включающему веру, надежду, идеалы, как правило, не фиксируются. Этические ожидания санкционируются онтологическими представлениями. А именно: устройство мира таково, что в своем развитии он последовательно совершенствуется». Таким образом, при всей увлеченности идеями глобального эволюционизма не следует забывать, что эта концепция оставляет множество нерешенных вопросов и требует серьезного естественно-научного обоснования.
Будущее науки: проблемы и перспективы
Любые идеи о будущем, даже если они хорошо обоснованы и весьма правдоподобны, обречены остаться на уровне прогнозов. Дальнейшее развитие культуры и науки как одного из компонентов культурного универсума может пойти по совершенно неожиданному пути, будущее человечества содержит возможности как для небывалого взлета, так и для катастрофического упадка. Как считает И. Пригожин, современное человечество находится в точке бифуркации, когда меняется соотношение порядка и хаоса и наступает ситуация непредсказуемости. И. Пригожин пишет: «Я убежден, что мы приближаемся сейчас точке бифуркации, после прохождения которой человечество окажется на одной из нескольких вероятных траекторий. Главный фактор – информационно-технологический бум. Мы подходим к созданию „сетевого общества“, в котором люди будут связаны между собой так, как никогда ранее». Новое сетевое общество может походить как на большой иерархически организованный муравейник, так и на общество свободных людей.
Для нынешнего этапа развития культуры характерно возрастание интереса к мистическим учениям и магическим практикам, очередная, уже не первая по счету, волна реми-фологизации захлестнула современный мир. На этом фоне все чаще звучат заявления о смерти науки как формы духовной культуры, об отсутствии у нее будущего и т. п. Вместе с тем разного рода «новые» знания, не будучи результатом объективного отражения связей, существующих в действительности, тем не менее маскируются под науку. Развитие квазинаучных знаний (1.1), использующих наукообразные формы для предъявления ненаучных образов и смыслов, свидетельствует о смене одной системы мифов другой, эти системы выражают лишь альтернативы мифологического мышления, но не означают создания альтернативы науке.
Утверждения о том, что у науки нет будущего, скорее всего, ошибочны. Наука меняет свой образ, что, однако, не отменяет ее сути – направленности на получение объективного знания о мире и человеке. Для характеристики современного этапа развития научного знания В.С. Степин предлагает различать классическую, неклассическую и пост-неклассическую формы рациональности и соответствующие им типы науки.
Классическая рациональность
связана с такими способами постижения действительности, при которых субъект полностью исключается из системы познания. Классическая рациональность имеет установку на объективированное познание действительности, при котором влияние человека на познавательный процесс не учитывается. Классическая рационалистическая парадигма рассматривает науку как абсолютное знание, существующее вне какого-либо социокультурного контекста.
Неклассическая рациональность
характеризуется осознанием неустранимого влияния познавательных средств на объект и процесс исследования. Неклассическая рационалистическая парадигма учитывает влияние человека на познавательный процесс, однако по-прежнему не осознается социокультурная, мировоззренческая обусловленность научного познания.
Постнеклассическая рациональность
связана с пониманием неразрывной связи между ценностно-смысловыми структурами сознания познающего субъекта и характером его познавательной активности. Человек влияет на результаты познания в силу наличия у него специфических ценностных установок, которые формируются с опорой на вненаучный контекст. Таким образом, в рамках постнеклассической парадигмы осознается связь познавательной деятельности, в том числе и научной, с социокультурным контекстом, в котором эта деятельность осуществляется. Требование учета и истолкования ценностей становится предпосылкой получения объективных знаний о мире. Для постнеклассической науки характерно развитие междисциплинарных комплексных исследований (7), направленных на решение не столько внутринаучных, сколько внешних для науки экономических, социальных, политических и культурных задач. Современная постнеклассическая наука рассматривает мир как единое изменяющееся целое, законы которого одинаковы на всех уровнях. Естествознание из ценностно-нейтрального знания, каким оно представляло себя на протяжении нескольких веков, превращается в аксиологически ориентированное, предполагающее введение этических, эстетических и т. п. норм в научное исследование.
Очевидно, что каждый следующий тип рациональности и научности не отрицает предшествующий, но лишь обозначает его границы и проблемы. Сейчас наука находится на постнеклассической стадии развития, и совершенно определенно можно сказать, что на смену постнеклассической науке со временем придут иные формы. Научное знание носит исторический характер, оно изменяется вместе с развитием культуры. Поэтому следует говорить не об исчезновении или умирании науки, а о ее трансформации. Возможно, мы стоим на пороге новой научной революции, следствием которой станет радикальное изменение наших представлений о мире, новый прорыв человеческого духа.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Аберрация
– погрешности оптических изображений, которые могут быть нечеткими или окрашенными, не точно соответствуют контурам объекта.
Абиотические факторы
– неорганические факторы (химические, физические, космические, геологические, географические), влияющие на жизнедеятельность организмов.
Абиогенез
– концепция возникновения жизни из неорганического вещества.
Автогенез
– концепция, объясняющая эволюцию жизни под действием только внутренних факторов.
Автокатализ
– химическая реакция, в которой для синтеза вещества необходимо его присутствие в качестве катализатора, ускоряющего саму реакцию.
Автотрофы
– организмы, синтезирующие все необходимые для жизни органические вещества из неорганических.
Адаптация
– приспособление организма, его строения и функций к условиям среды обитания.
Адроны
– семейство элементарных частиц (барионов и мезонов), участвующих в сильных взаимодействиях.
Аксиология
– философское учение о ценностях.
Анаэробные организмы
– организмы, живущие в отсутствии свободного кислорода.
Аннигиляция
– превращение частицы и античастицы при их столкновении в другие частицы.
Антисциентизм
– философско-мировоззренческая позиция, отрицающая роль науки в качестве главного, интегрального компонента культуры.
Античастицы
– частицы-«двойники», отличающиеся от обычных частиц только знаком электрического заряда.
Антропоцентризм
– мировоззренческая позиция, в соответствии с которой человек рассматривается как центр и главная цель мироздания.
Архетипы
– универсальные структуры человеческой психики, имеющие формальный характер и проявляющиеся всегда в связи с конкретным культурным содержанием, элементарные структуры коллективного бессознательного.
Атрибут
– неотъемлемое свойство субстанции.
Аэробные организмы
– организмы, которые могут существовать только при наличии свободного кислорода.
Барионы
– адроны с полуцелым спином, состоящие из трех кварков.
Бессознательное
– сфера психической активности, находящаяся вне сознания; различают коллективное и личное бессознательное.
Биогенез
– процесс возникновения и развития биологических систем.
Биогеоценоз
(или экологическая система) – сложная природная система, представляющая собой совокупность биотических (популяции различных видов растений, животных и микроорганизмов) и абиотических (атмосфера, почва, вода, солнечная энергия) элементов, связанных между собой обменом вещества и энергии.
Биосфера
– целостная самоорганизующаяся система, состоящая из различных компонентов (экологических систем, биоценозов, популяций, организмов и т. п.), сфера живых организмов и среды их обитания; структура и содержание биосферы определяются прошлой и современной деятельностью всех живых организмов, в том числе и человека.
Биотехнология
– использование живых организмов или биологических процессов в производстве.
Биотические факторы
– совокупность воздействий одних живых организмов на другие.
Биоценоз
– совокупность живых организмов, населяющих определенную территорию, приспособленных к среде обитания и вступающих в определенные взаимодействия друг с другом.
Брахиация
– способ передвижения некоторых современных обезьян, а также древних предков человека – скачки по деревьям путем раскачивания на передних конечностях.
Вакуум
– особое состояние электромагнитного поля, характеризующееся низкими энергиями.
Валентность
– способность атомов одного химического элемента соединяться с определенным количеством атомов другого химического элемента.
Верификация
– эмпирическое подтверждение, критерий проверки научных высказываний через подтверждение их опытом; введен неопозитивистами.
Вероятность
– степень возможности, осуществимости явления или события в конкретной совокупности условий, количественное выражение возможности, определение меры близости возможности к действительности.
Виртуальные частицы
– элементарные частицы, существующие в промежуточных, очень коротких (ненаблюдаемых) состояниях, для которых не выполняются обычные соотношения между энергией, импульсом и массой. Присутствием виртуальных частиц в квантовой механике объясняются взаимодействия и превращения частиц.
Витализм
– позиция, согласно которой в любых организмах присутствует нематериальная жизненная сила.
Возможность
– потенциальное бытие, тенденция развития наличного бытия.
Галактики
– гигантские звездные системы, включающие до сотен млрд звезд.
Гелиоцентризм
– воззрение, согласно которому Земля и другие планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца.
Гаметы
– половые клетки животных и растений.
Ген
– материальный носитель наследственной информации, расположенный в хромосоме и способный к воспроизведению.
Генезис
– происхождение, возникновение, развитие.
Генотип
– совокупность всех генов, локализованных в хромосомах.
Геоцентризм
– воззрение, согласно которому все небесные тела движутся вокруг Земли.
Герменевтика
– первоначально методика истолкования текстов, позже одно из направлений современной философии, рассматривающее категорию «понимание» в качестве центральной, изучающее возможности универсального использования интерпретационных методов во всех сферах познания и для любых объектов.
Гетеротрофы
– организмы, использующие для своего питания готовые органические соединения.
Гилозоизм
– учение о всеобщей оживленности мира.
Глюоны
– частицы с нулевой массой и спином, обеспечивающие взаимодействие между кварками.
Гоминиды
– семейство отряда приматов, в которое входят современный и ископаемый человек.
Гравитационный коллапс
– катастрофическое сжатие звезды под действием сил тяготения.
Гравитон
– гипотетическая частица гравитационного поля, которая вводится для объяснения гравитационного взаимодействия.
Деизм
– принцип, утверждающий Бога в качестве первопричины мира и при этом отрицающий его вмешательство в дальнейшее существование мироздания.
Детерминизм
– онтологический принцип, утверждающий всеобщую обусловленность явлений и событий и всеобщий характер причинности.
Действительность
– актуальное, наличное бытие.
Дисперсия
– зависимость преломления света от длины волн, в результате чего свет разлагается в спектр.
Диссипативные структуры
– вновь образованные структуры, требующие для своего становления энергии, которую система «забирает» из окружающей среды.
Диссипация
– рассеивание энергии.
Дифракция
– отклонение волн от прямолинейного движения при прохождении около края препятствия.
Закон
– объективная, необходимая, всеобщая повторяющаяся и существенная связь между явлениями и событиями.
Звездные скопления
– гравитационно-связанные группы звезд.
Изотропы
– разновидности одного и того же химического элемента, обладающие одинаковым зарядом, но разной массой.
Изотропность
– одинаковость свойств по всем направлениям, например, изотропность пространства.
Импульс
– физическая характеристика объекта, произведение массы на скорость.
Инвариантность
– неизменность какой-либо величины относительно изменения физических условий.
Индетерминизм
– онтологический принцип, отрицающий наличие между явлениями и событиями всеобщей и универсальной взаимосвязи или всеобщий характер причинности.
Инерциальная система
– система, находящаяся в состоянии прямолинейного и равномерного движения.
Интерпретация
– истолкование смысла знака или знаковой системы.
Интерференция
– сложение волн в пространстве, в результате которого происходит усиление или ослабление амплитуды результирующей волны.
Интровертный
– обращенный вовнутрь.
Истина
– особая характеристика знания, выражающая его соответствие действительности.
Катализатор
– вещество, меняющее скорость химической реакции, но само в ней не участвующее.
Каузальность
– причинность, закономерная связь причины и следствия.
Кварки
– гипотетические элементарные частицы с дробным зарядом, из которых состоят все другие частицы.
Кибернетика
– наука, занимающаяся изучением сложных систем с отрицательной обратной связью, которые поддерживают инвариантное состояние в результате взаимодействия с окружающей средой.
Континуум
– целостность, непрерывная совокупность, единство каких-либо точек, чисел или физических величин.
Красное смещение
– увеличение длин волн в спектре удаляющегося от наблюдателя источника света по сравнению с эталонными спектрами.
Культура
– совокупность продуктов материальной и духовной деятельности человека, духовных и материальных ценностей, система норм и учреждений, отличающая человека от животных.
Лептоны
– общее название для элементарных частиц, не участвующих в сильном взаимодействии, но принимающих участие в слабом, электромагнитном и гравитационном взаимодействиях.
Ментальность (менталитет)
– стереотипы мышления и поведения, присущие людям определенной социальной, исторической или этнической общности.
Мезоны
– нестабильные сильно взаимодействующие частицы (адроны), состоящие из кварка и антикварка.
Метагалактика
– видимая часть Вселенной со всеми находящимися в ней объектами.
Метрика пространства – времени
– геометрические свойства четырехмерного пространственно-временного континуума в теории относительности.
Мутагенез
– процесс возникновения наследственных изменений.
Мутация
– внезапное изменение наследственных структур, т. е. генов, вызванное естественным или искусственным путем, основа изменчивости в живой природе.
Научная революция
– процесс смены научно-исследовательских программ или парадигм научного мышления.
Ноосфера
– сфера разума, высшая ступень развития биосферы, область активного проявления человека.
Нуклеиновые кислоты
– ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) и РНК (рибонуклеиновая кислота), биологически активные полимеры, которым принадлежит главная роль в синтезе белка и передаче наследственной информации.
Нуклоны
– общее название для протонов и нейтронов, частиц, образующих атомные ядра.
Объяснение
– универсальная гносеологическая процедура выявления сущности изучаемого объекта или явления, подведение его под общий закон.
Онтогенез
– процесс индивидуального развития организма от рождения до смерти.
Панпсихизм
– учение о всеобщей одушевленности мира.
Панспермия
– гипотеза происхождения жизни на земле путем занесения ее из космоса.
Пантеизм
– философское учение, утверждающее тождество природы и Бога.
Парадигма
– признанные всеми достижения, которые определяют модели постановки научных проблем, способы их решения, являющиеся источником методов, проблемных ситуаций; стиль мышления эпохи.
Парсек
– единица для выражения межзвездных расстояний, равная пути, который пройдет свет за 3,26 года.
Плазма
– особое состояние материи, частично или полностью ионизированный газ.
Популяция
– совокупность особей одного вида, занимающих определенную территорию, относительно изолированная от других особей этого вида, воспроизводящая себя в течение длительного времени; «единица» эволюции.
Поляризация
– неравноправность различных направлений в плоскости, перпендикулярной направлению распространения световой волны.
Понимание
– универсальная гносеологическая процедура постижения смысла явления или события, в которой объединены рациональные и нерациональные моменты; понимание возможно там, где есть смысл.
Прокариоты
– организмы, лишенные оформленного ядра.
Пролиферация
– разрастание системы путем «размножения» ее элементов.
Пульсары
– космические источники импульсного электромагнитного излучения.
Реликтовое излучение
– фоновое космическое электромагнитное излучение, сохранившееся от ранних стадий эволюции Вселенной.
Самосознание
– способность человека одновременно отображать явления и события внешнего мира и иметь знание о самом процессе сознания на всех его уровнях.
Сингулярность
– начальное состояние Вселенной в теории Большого Взрыва, характеризующееся высокой плотностью вещества.
Синергетика
– наука, занимающаяся изучением открытых неравновесных систем с положительным типом обратной связи; теория самоорганизации открытых систем.
Сознание
– целенаправленное отображение действительности, на основе которого осуществляется регулирование поведения человека, те психические проявления, которые поддаются контролю.
Сциентизм
– философско-мировоззренческая позиция, рассматривающая науку в качестве главного, интегрального компонента культуры, абсолютизирующая роль науки.
Телеология
– мировоззренческая позиция, согласно которой все существующее направлено к определенной цели, конечная цель выступает причиной происходящего в мире.
Теология
– богословие, учение о Боге.
Фаги
– доклеточные формы живого.
Фальсификация
– эмпирическое опровержение, критерий проверки научных высказываний через опровержение опытом, введен в критическом рационализме.
Фатализм
– мировоззренческая позиция, согласно которой все события и явления предопределены.
Фенотип
– совокупность всех внешних признаков организма, обусловленных его генотипом.
Филогенез
– процесс становления и развития систематической группы организмов (вида).
Философия
– рационально-теоретическая форма мировоззрения, система развернутых ответов на мировоззренческие вопросы, предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек – мир».
Флуктуация
– случайное отклонение системы от «нормы» – закономерного, привычного, «среднего» состояния.
Хромосомы
– элементы ядра клетки, содержащие гены. ДНК хромосом содержит наследственную информацию и транслирует ее вновь образованным клеткам.
Экстравертный
– обращенный вовне.
Экстраполяция
– перенесение свойств и закономерностей одной системы на другие, отличающиеся от нее.
Элементарные частицы
– далее неразложимые частицы, составляющие глубинный уровень организации материи.
Эукариоты
– организмы, клетки которых содержат ядро.
СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НЕКОТОРЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВЕЛИЧИНАМИ
1 световой год – около 10 000 млрд км
1 парсек (1 пк) – путь, который прошел бы свет за 3,26 года
1 килопарсек (1Кпк) – 1000 пк
1 мегапарсек (1Мпк) – 1 000 000 пк
1 астрономическая единица (1 а.е.) – расстояние от Земли до Солнца
1 электронвольт (1эВ) – 1,6 х 10"19Дж 1 гигаэлектронвольт (1ГэВ) – 109эВ 1 нм – 10"9м
ПЕРСОНАЛИИ
Августин Блаженный
(345–430) – средневековый философ, представитель патристики.
Авогадро
Амедео (1776–1856) – итальянский физик и химик.
Ампер
Андре Мари (1775–1836) – французский физик и математик.
Аристотель
(384–322 до н. э.) – древнегреческий философ, ученик Платона, создатель формальной логики.
Аррениус
Сванте Август (1859–1927) – шведский физик и химик.
Берталанфи
Людвиг фон (1901–1972) – австрийский биолог.
Бойль
Роберт (1627–1691) – английский физик и химик.
Больцман
Людвиг (1844–1906) – австрийский физик.
Бор
Нильс (1885–1962) – датский физик.
Борн
Макс (1882–1970) – немецкий физик.
Браге
Тихо (1546–1601) – датский астроном.
Брадлей
Джеймс (1693–1762) – английский астроном.
Бройль
Луи де (1892–1987) – французский физик.
Бруно
Джордано (1548–1600) – итальянский философ и астроном.
Бутлеров
Александр Михайлович (1828–1886) – русский химик.
Вавилов
Николай Иванович (1887–1943) – русский ботаник и генетик.
Вайнберг
Стивен (р. 1933) – американский физик.
Вейсман
Август (1834–1914) – немецкий зоолог.
Велер
Фридрих (1800–1882) – немецкий химик и врач.
Вернадский
Владимир Иванович (1863–1945) – русский философ и естествоиспытатель.
Винер
Норберт (1894–1964) – американский математик.
Галилей
Галилео (1564–1642) – итальянский философ, физик и астроном.
Гегель
Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) – немецкий философ, представитель объективного идеализма, создатель системы панлогизма.
Гейзенберг
Вернер (1901–1975) – немецкий физик.
Геккель
Эрнст (1834–1919) – немецкий биолог.
Гелл-Манн
Марри (р. 1929) – американский физик.
Гук Роберт
(1635–1703) – английский естествоиспытатель и биолог.
Гюйгенс
Христиан (1629–1695) – нидерландский математик и физик.
Дарвин
Чарльз Роберт (1809–1882) – английский естествоиспытатель.
Декарт
Ренэ (Картезий) (1596–1650) – французский философ, представитель рационализма и дуализма Нового времени.
Дирак
Поль Адриен Морис (1902–1984) – английский физик.
Дубинин
Николай Петрович (1906–1998) – русский биолог и генетик.
Дюбуа
Эжен (1858–1940) – нидерландский антрополог.
Евклид
(конец IV – 1-я пол. III в. до н. э.) – древнегреческий математик.
Зюсс
Эдуард (1831–1914) – австрийский геолог и палеонтолог.
Иогансен
Вильгельм (1857–1927) – немецкий генетик.
Кант
Иммануил (1724–1804) – немецкий философ, создатель системы трансцендентального идеализма.
Кекуле
Фридрих (1829–1896) – немецкий химик.
Кеплер
Иоганн (1571–1630) – немецкий астроном и математик.
Коперник
Николай (1473–1543) – польский философ и астроном.
Корренс
Карл Эрих (1864–1933) – немецкий ботаник.
Крик
Фрэнсс Харри Комптон (р. 1916) – английский физик и микробиолог.
Кулон
Шарль Огюстен (1736–1806) – французский физик.
Кун
Томас Сэмюэл (1922–1996) – американский философ, представитель постпозитивизма.
Лавуазье
Антуан Лоран (1743–1794) – французский химик.
Лайель
Чарльз (1797–1875) – английский геолог и естествоиспытатель.
Лакатос
Имре (1922–1974) – английский философ, представитель постпозитивизма.
Ламарк
Жан Батист Пьер (1744–1829) – французский биолог.
Лаплас
Пьер Симон (1749–1827) – французский астроном, математик и физик.
Лейбниц
Готфрид Вильгельм (1646–1716) – немецкий философ, представитель рационализма Нового времени.
Лики
Луис Сеймур Базетт (1903–1972) – английский антрополог.
Линней
Карл (1707–1778) – шведский биолог и натуралист.
Лобачевский
Николай Иванович (1792–1856) – русский математик.
Ломоносов
Михаил Васильевич (1711–1765) – русский ученый и философ.
Лоренц
Конрад (1903–1989) – австрийский зоолог.
Лоренц
Хендрик Антон (1853–1928) – нидерландский физик.
Майкельсон
Альберт Абрахам (1852–1931) – американский физик.
Максвелл
Джеймс Кларк (1831–1879) – английский физик.
Мальтус
Томас Роберт (1766–1834) – английский священник, экономист и демограф.
Меллер
Герман Джозеф (1890–1967) – американский генетик.
Менделеев
Дмитрий Иванович (1834–1907) – русский химик.
Мендель
Грегор Иоганн (1822–1884) – австрийский биолог и генетик.
Миллер
Стэнли (р. 1930) – американский биолог.
Минковский
Герман (1864–1909) – немецкий математик.
Морган
Томас (1866–1945) – американский биолог.
Ньютон
Исаак (1643–1727) – английский физик и математик.
Пастер
Луи (1822–1895) – французский физик.
Планк
Макс Карл Эрнст Людвиг (1858–1947) – немецкий физик.
Поппер
Карл (1902–1994) – английский философ, представитель постпозитивизма.
Пригожин
Илья Романович (р. 1917) – бельгийский физик и химик.
Птолемей
Клавдий (ок. 100-ок. 165) – античный астроном.
Пуанкаре
Жюль Анри (1854–1912) – французский физик и математик.
Райт
Сьюалл (1889–1988) – американский генетик.
Резерфорд
Эрнст (1871–1937) – английский физик.
Рентген
Вильгельм Конрад (1845–1923) – немецкий физик.
Риман
Георг Фридрих Бернхард (1826–1886) – немецкий математик.
Салаш
Абдус (р. 1926) – пакистанский физик.
Стертевант
Альфред Генри (1891–1970) – американский генетик.
Уотсон
Джеймс Дьюи (р. 1928) – американский биохимик.
Фарадей
Майкл (1791–1867) – английский физик и химик.
Фейерабенд
Пол Карл (1924–1994) – американский философ, представитель постпозитивизма.
Фейнман
Ричард Филлипс (1918–1988) – американский физик.
Филипченко
Юрий Александрович (1882–1930) – русский биолог и генетик.
Фишер
Рональд Эйлмер (1890–1962) – английский математик и генетик.
Фрейд
Зигмунд (1856–1939) – австрийский психолог и психиатр, основоположник психоаналитической философии.
Френель
Огюстен Жан (1788–1827) – французский физик.
Фридман
Александр Александрович (1888–1925) – русский физик.
Фриз
Хуго де (1848–1935) – нидерландский ботаник.Хаббл
Эдвин Пауэлл (1889–1953) – американский астроном.
Хакен
Герман (р. 1927) – немецкий математик.
Хаксли
Джулиан Сорелл (1887–1975) – английский биолог.
Хокинг
Стивен (р. 1942) – английский физик.
Холдейн
Джон Бердон Сандерсон (1892–1964) – английский биолог и генетик.
Цвейг
Джордж (р. 1937) – американский физик.
Чаргафф
Эрвин (р. 1905) – американский биофизик.
Чермак
Эрих (1871–1962) – австрийский биолог и генетик.
Четвериков
Сергей Сергеевич (1880–1959) – русский генетик.
Чижевский
Александр Леонидович (1897–1964) – русский биолог.
Шванн
Теодор (1810–1882) – немецкий ботаник и гистолог.
Швингер
Джулиус (р. 1918) – американский физик.
Шлейден
Маттиас (1804–1881) – немецкий ботаник.
Шредингер
Эрвин (1887–1961) – австрийский физик.
Энгельс
Фридрих (1820–1895) – немецкий философ.
Эйген
Манфред (р. 1927) – немецкий физик и химик.
Эйнштейн
Альберт (1879–1955) – немецкий физик.
Юнг
Карл Густав (1875–1961) – швейцарский психолог, психиатр и философ.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Алексеев П.В., Панин А.В.
Философия. Учебник. М., 1998.
2. Глобальный эволюционизм. М., 1994.
3.
Идлис Г.М.
Революции в астрономии, физике и космологии. М., 1985.
4.
Ильин В.В.
Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.
5.
Карнап Р.
Философские основания физики. М., 1971.
6.
Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н.
Естествознание. М., 1996.
7.
Миронов В.В.
Образы науки в современной культуре и философии. М., 1997.
8.
Найдыш В.М.
Концепции современного естествознания. М., 2002.
9.
Пригожин И., Стенгерс И.
Порядок из хаоса. М., 1986.
10.
Степин В.С.
Теоретическое знание. М., 2000.
11.
Хрисанова Е.Н., Перевозчиков И.В.
Антропология. М., 1991.
- Тема 1. Особенности естественно-научного познания
- 1.1. Понятие науки. Познание и наука
- 1.2. Проблема критериев научности
- 1.3. Структура научного знания
- 1.4. Развитие науки. Понятие научной революции
- 1.5. Методы и формы научного познания
- 1.6. Естественно-научная и гуманитарная культура
- 1.7. Наука и техника
- 1.8. Особенности современной естественно-научной картины мира
- Тема 2. Основные идеи классического естествознания
- 2.1. Возникновение классического естествознания
- 2.2. Астрономия в XVI–XIX вв
- 2.3. Физика в XVI–XIX вв
- 2.4. Химия в XVII–XIX вв
- 2.5. Биология в XVI–XIX вв
- Тема 3. Современные физические представления о мире
- 3.1. Общие принципы неклассической физики
- 3.2. Современные представления о материи, пространстве и времени. Общая и специальная теории относительности
- 3.3. Основные идеи и принципы квантовой физики
- 3.4. Современные представления об элементарных частицах. Структура микромира
- 3.5. Фундаментальные физические взаимодействия
- Тема 4. Современные взгляды на происхождение и устройство вселенной
- 4.1. Общие принципы современной астрономии
- 4.2. Основные космологические гипотезы. Происхождение Вселенной
- 4.3. Устройство Вселенной
- 4.4. Происхождение и устройство Солнечной системы
- 4.5. Будущее Вселенной
- Тема 5. Современные взгляды на происхождение и эволюцию жизни
- 5.1. Общие принципы современной биологии
- 5.2. Современные представления о происхождении жизни
- 5.3. Основные этапы эволюции органического мира
- 5.4. Сущность и основные признаки живых систем
- 5.5. Уровни организации живой природы
- 5.6. Генетика и молекулярная биология
- 5.7. Синтетическая теория эволюции
- 5.8. Экология и учение о биосфере
- Тема 6. Образ человека в современной науке
- 6.1. Человек как предмет естествознания
- 6.2. Возникновение научной антропологии
- 6.3. Основные этапы антропогенеза
- 6.4. Возникновение сознания. Структура сознания
- 6.5. Сознательное и бессознательное
- 6.6. Сознание и язык
- 6.7. Сознание и мозг
- 6.8. Социальное и биологическое в человеке. Индивид, личность, индивидуальность
- Тема 7. Современные междисциплинарные исследования
- 7.1. Кибернетика
- 7.2. Синергетика
- 7.3. Концепция глобального эволюционизма в науке и философии