logo search
Средневековье, Возрождение (лекция)

История биологии метафизический период в развитии естествознания

Естествознание в средние века.

В XII в. появляются в Европе латинские переводы натуралистиче­ских и философских работ Аристотеля, причем не с греческого, а с араб­ского языка. В XIII в. была переведена на латинский язык «История животных» Аристотеля. Еще до этого (в X в.) становятся известны в Европе списки рукописи «Естественной истории» Плиния.

Арабы, ведшие широкую торговлю и предпринимавшие далекие пу­тешествия, содействовали также ознакомлению Европы с животными, населяющими Китай, Южную Азию, Восточную Африку. Способствовали этому и крестовые походы XI—XIII вв.

В XII в. возник ряд медицинских очагов в городах южной Франции и, в частности, знаменитая медицинская школа в Монпелье.

Анализируя развитие естественных наук в средневековой Европе, нельзя забывать, что монастыри в эту эпоху, особенно начиная с X в., были не только защитниками религии и гонителями ереси, но и выпол­няли роль хранителей грамоты и предшествующих знаний. Выращивая лечебные травы, приготовляя лекарства, они при переписке античных книг извлекали некоторый опыт познания природы.

1. Немецкий мо­нах, член ордена доминиканцев Альберт Больштедтский (1207—1280 гг.)г широко использовавший в своих работах труды Аристотеля и Ибн Сины и дополнивший их многими новыми данными. В его трактате «О расте­ниях» 19 дается органография и физиология растений и устанавливаются две причины изменения растительных форм: 1) влияние внешней среды и 2) изменения, зависящие от природы самих семян.

2. Французский монах, член ор­дена францисканцев, Роджер Бэкон (около 1214—1294 гг.) призывает к опытному, точному знанию, интересуется физиологией, изучает устрой­ство глаза. Подробно излагая явления отражения и преломле­ния света, он, исходя из рефракции света, объясняет миражи, утверждая, что это — естественное явление, вытекающее из правил оптики. В этой связи он дает описание строения и функций органов зрения и главней­ших оптических явлений,

Вторая половина XV в. ознаменовалась новыми крупными географи­ческими открытиями.

Христофор Колумб открывает Америку, Кубу, Гаити, Порто-Рико, Ямайку (1492—1494 гг.), Васко де Гама достигает Индии, обогнув мыс Доброй Надежды (1498 г.), Америго Веспучи путе­шествует по Южной Америке и достигает устья Лаплаты (1501 г.).

Последние десятилетия XV в. становятся годами величайшей технической революции в ведущих отраслях производства. Происходит открытие печатного станка и развитие книгопечатания, накапливаются и систематизируются новые производственные навыки, увеличивается сумма практических знаний. Возникает мануфактурное производство, основанное на новых технических методах и средствах.

В крупнейших городах Европы открываются университеты: в Оксфорде, в Саламанке, в Кембридже, в Риме, в Па­риже— в XIII в., в Праге, Вене и др. — в XIV в. Университеты вскоре становятся источниками распространения естественнонаучных знаний и хранителями научных коллекций.

Основные черты мировоззрения эпохи Возрожде­ния.

Зарождение опытного естествознания. Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи (1452 —1519 гг.) был одним из наиболее выдающихся представителей естествознания переломной эпохи раннего итальянского Возрождения.

Великий живописец и скульптор, замечательный математик, архитек­тор, инженер, крупный натуралист — анатом и геолог, Леонардо да Винчи считал природу единственным объектом искусства и науки, утверждал решающую роль опыта в познании природы. Последнее, по его мнению, связано с практической деятельностью человека.

Так, Леонардо да Винчи правильно оценил ископаемые организмы как следы естественного закономерного процесса уничтожения древней жизни. Задолго до Джордано Бруно он утверждает, что «пространство беспредельно», миры бесчисленны, земля «не находится ни в центре круга Солнца, ни в центре Вселенной».

Леонардо да Винчи был одним из основателей анатомии. Его замеча­тельные художественные произведения созданы на основе тщательного изучения анатомии, пропорций человеческого тела, мускулатуры, связор;, нервов человека.

Организм следует изучать в динамике, в развитии. Это исследова­ние— пишет да Винчи в трактате по анатомии31—должно начаться с момента зачатия человеческого существа. Надо описать матку и разви­тие в ней ребенка: как он лежит, как питается, как растет, как просы­паются в нем различные функции, какие периоды замечаются в его росте.

Говоря о внутренних органах, он отмечает аналогию, сходство в их строении у различных групп животных и считает необходимым описать их сначала у человека, у обезьяны.

В работах по анатомии и физиологии животных и растений Леонардо да Винчи интересуется изменениями организмов под влиянием условий жизни. Он вносит в свои записки наблюдения об изменениях растений под влиянием воздуха, воды, почвенных солей.

Джордано Бруно и идея множественности миров. Крупнейшей фигурой эпохи Возрождения был Джордано Бруно (1548— 1600 гг.). Если Коперник нанес смертельный удар геоцентрической си­стемы Птолемея и заменил ее гелиоцентризмом, то Джордано Бруно распространил выводы Коперника на всю Вселенную, выдвинув утвер­ждение, что и солнечная ситема является лишь незначительной частью Вселенной, что Вселенная бесконечна и состоит из бесконечного коли­чества миров.32 У Джордано Бруно уже есть мысли и об историческом развитии миров, и в этом смысле он может быть назван одним из пред­течей космогонических гипотез XVIII в. И земля, по Джордано Бруно, не неизменна. На ней происходят исторические геологические измене­ния.. Он говорит о круговороте веществ в природе и о превращении не­органического в органическое.

Повторяя учение Гераклита о единстве противоположностей, Джор­дано Бруно утверждает, что все в природе развивается в единстве проти­воположностей, что противоречия — двигатель развития и что только так можно понять развитие живого.

В 1600 г. на рубеже XVI и XVII вв. Джордано Бруно был сожжен на костре.

Значительную роль в распространении взгляда на мир как на нечто развивающееся сыграла палеонтология. И здесь истоки знаний, получив­ших столь бурное развитие в XIX в., восходят к XVI в. В начале XVI в. итальянский ученый Фракасторо, а затем ряд других (Агрикола, Па-лисси) вслед за Леонардо да Винчи выступают как сторонники пред­ставлений о том, что ископаемые окаменелости, найденные при раскопках в северной Италии, представляют собой остатки живших некогда орга­низмов.