История биологии метафизический период в развитии естествознания
Естествознание в средние века.
В XII в. появляются в Европе латинские переводы натуралистических и философских работ Аристотеля, причем не с греческого, а с арабского языка. В XIII в. была переведена на латинский язык «История животных» Аристотеля. Еще до этого (в X в.) становятся известны в Европе списки рукописи «Естественной истории» Плиния.
Арабы, ведшие широкую торговлю и предпринимавшие далекие путешествия, содействовали также ознакомлению Европы с животными, населяющими Китай, Южную Азию, Восточную Африку. Способствовали этому и крестовые походы XI—XIII вв.
В XII в. возник ряд медицинских очагов в городах южной Франции и, в частности, знаменитая медицинская школа в Монпелье.
Анализируя развитие естественных наук в средневековой Европе, нельзя забывать, что монастыри в эту эпоху, особенно начиная с X в., были не только защитниками религии и гонителями ереси, но и выполняли роль хранителей грамоты и предшествующих знаний. Выращивая лечебные травы, приготовляя лекарства, они при переписке античных книг извлекали некоторый опыт познания природы.
1. Немецкий монах, член ордена доминиканцев Альберт Больштедтский (1207—1280 гг.)г широко использовавший в своих работах труды Аристотеля и Ибн Сины и дополнивший их многими новыми данными. В его трактате «О растениях» 19 дается органография и физиология растений и устанавливаются две причины изменения растительных форм: 1) влияние внешней среды и 2) изменения, зависящие от природы самих семян.
2. Французский монах, член ордена францисканцев, Роджер Бэкон (около 1214—1294 гг.) призывает к опытному, точному знанию, интересуется физиологией, изучает устройство глаза. Подробно излагая явления отражения и преломления света, он, исходя из рефракции света, объясняет миражи, утверждая, что это — естественное явление, вытекающее из правил оптики. В этой связи он дает описание строения и функций органов зрения и главнейших оптических явлений,
Вторая половина XV в. ознаменовалась новыми крупными географическими открытиями.
Христофор Колумб открывает Америку, Кубу, Гаити, Порто-Рико, Ямайку (1492—1494 гг.), Васко де Гама достигает Индии, обогнув мыс Доброй Надежды (1498 г.), Америго Веспучи путешествует по Южной Америке и достигает устья Лаплаты (1501 г.).
Последние десятилетия XV в. становятся годами величайшей технической революции в ведущих отраслях производства. Происходит открытие печатного станка и развитие книгопечатания, накапливаются и систематизируются новые производственные навыки, увеличивается сумма практических знаний. Возникает мануфактурное производство, основанное на новых технических методах и средствах.
В крупнейших городах Европы открываются университеты: в Оксфорде, в Саламанке, в Кембридже, в Риме, в Париже— в XIII в., в Праге, Вене и др. — в XIV в. Университеты вскоре становятся источниками распространения естественнонаучных знаний и хранителями научных коллекций.
Основные черты мировоззрения эпохи Возрождения.
Зарождение опытного естествознания. Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи (1452 —1519 гг.) был одним из наиболее выдающихся представителей естествознания переломной эпохи раннего итальянского Возрождения.
Великий живописец и скульптор, замечательный математик, архитектор, инженер, крупный натуралист — анатом и геолог, Леонардо да Винчи считал природу единственным объектом искусства и науки, утверждал решающую роль опыта в познании природы. Последнее, по его мнению, связано с практической деятельностью человека.
Так, Леонардо да Винчи правильно оценил ископаемые организмы как следы естественного закономерного процесса уничтожения древней жизни. Задолго до Джордано Бруно он утверждает, что «пространство беспредельно», миры бесчисленны, земля «не находится ни в центре круга Солнца, ни в центре Вселенной».
Леонардо да Винчи был одним из основателей анатомии. Его замечательные художественные произведения созданы на основе тщательного изучения анатомии, пропорций человеческого тела, мускулатуры, связор;, нервов человека.
Организм следует изучать в динамике, в развитии. Это исследование— пишет да Винчи в трактате по анатомии31—должно начаться с момента зачатия человеческого существа. Надо описать матку и развитие в ней ребенка: как он лежит, как питается, как растет, как просыпаются в нем различные функции, какие периоды замечаются в его росте.
Говоря о внутренних органах, он отмечает аналогию, сходство в их строении у различных групп животных и считает необходимым описать их сначала у человека, у обезьяны.
В работах по анатомии и физиологии животных и растений Леонардо да Винчи интересуется изменениями организмов под влиянием условий жизни. Он вносит в свои записки наблюдения об изменениях растений под влиянием воздуха, воды, почвенных солей.
Джордано Бруно и идея множественности миров. Крупнейшей фигурой эпохи Возрождения был Джордано Бруно (1548— 1600 гг.). Если Коперник нанес смертельный удар геоцентрической системы Птолемея и заменил ее гелиоцентризмом, то Джордано Бруно распространил выводы Коперника на всю Вселенную, выдвинув утверждение, что и солнечная ситема является лишь незначительной частью Вселенной, что Вселенная бесконечна и состоит из бесконечного количества миров.32 У Джордано Бруно уже есть мысли и об историческом развитии миров, и в этом смысле он может быть назван одним из предтечей космогонических гипотез XVIII в. И земля, по Джордано Бруно, не неизменна. На ней происходят исторические геологические изменения.. Он говорит о круговороте веществ в природе и о превращении неорганического в органическое.
Повторяя учение Гераклита о единстве противоположностей, Джордано Бруно утверждает, что все в природе развивается в единстве противоположностей, что противоречия — двигатель развития и что только так можно понять развитие живого.
В 1600 г. на рубеже XVI и XVII вв. Джордано Бруно был сожжен на костре.
Значительную роль в распространении взгляда на мир как на нечто развивающееся сыграла палеонтология. И здесь истоки знаний, получивших столь бурное развитие в XIX в., восходят к XVI в. В начале XVI в. итальянский ученый Фракасторо, а затем ряд других (Агрикола, Па-лисси) вслед за Леонардо да Винчи выступают как сторонники представлений о том, что ископаемые окаменелости, найденные при раскопках в северной Италии, представляют собой остатки живших некогда организмов.
- Лекция средневековая европа и эпоха возрождения
- 1.Эпоха средневековья.
- Средневековая Европа
- Арабская культура
- Киевская русь
- 2. Эпоха возрождения италия, XV-XVI вв.
- Германия, XV-XVI вв.
- Англия, XVI-XVII вв.
- История биологии метафизический период в развитии естествознания
- Систематика, анатомия и эмбриология растений и животных в XVI и XVII вв.