logo search
КУРС ЛЕКЦИЙ по пласт анатом

Значение пластической анатомии.

  1. Дает возможность выявить особенности строения человеческого тела и связать его с особенностями характера, черт натуры:

  1. психология портрета, где форма строит характер;

  2. связь внутренней сути с внешней;

  3. тип строения – меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик (структура отражает внутреннюю суть).

  1. Дает возможность увидеть и определить диапазон нормальной формы, т.е. художник в полной мере применяет знания пропорций человеческого тела.

  2. Дает возможность работать без натуры, т.к. уже знает какие формы соответствуют типу данного человека.

О значении пластической анатомии поучительны высказывания А.С. Голубкиной в книге «Несколько слов о ремесле скульптора…» [стр. 31] «Чтобы стать на твердую почву знания конструкции, необходимо опереться на анатомию. …Есть один способ усвоения нужных знаний… это – подойти к анатомии только со стороны механизма движения…

Чтобы понять какую-нибудь машину, ее мало срисовать и скопировать, ее надо разобрать и собрать, поняв каждую часть, потому что там нет ни винта, ни выемки без специального назначения. Если вы также подойдете к устройству человеческого тела, то увидите такую изумительную мудрость и красоту его устройства». И далее, как образно Голубкина пишет: «Рессорное устройство ступни, блок руки, чутко подвижная система шеи, массивные колонны спинных мускулов, тонкие и широкие мышцы живота, плавно прикрепляющиеся к чаше тазовой кости, которая проблескивает под кожей, или голень и ее стройные кости с базой внизу и капителью вверху». И добавляет: «…Из анатомии нам надо взять только устройство, оставляя в стороне все остальное, и тогда в натуре вы увидите уже не анатомию, а собственную конструкцию натуры! …знайте анатомию так, чтобы она сказывалась только уверенностью и свободой в работе, анатомии же самой, чтобы и в помине не было. Вообще анатомия вспоминается как раз там, где нет ее достаточного знания». Эта недостаточность анатомических знаний раскрывается на выставках самодеятельных (примитивных) художников, где поверхностные, непрофессиональные навыки в пластической анатомии сказываются на натуралистичном, слишком анатомически детальном показе модели.

Две основные цели должны стоять перед студентом при изучении анатомии человеческого тела. Во-первых, перейти от чистого внешнего, поверхностного восприятия человека и слепого копирования его форм к правдивому изображению, опирающемуся на знания закономерностей внутренней структуры. Рисуя человека, студент должен познавать логику строения его тела и правильно передавать, строить, конструировать тело так, чтобы его части гармонично сочетались между собой и целым.

Во-вторых, знание тела человека развивает художественное «зрение», формирует подлинно творческое, конструктивно-пространственное мышление будущего художника-педагога.