logo search
Хорошавина С

6.2.3. Абстракционизм

Абстракционизм, т.е. «без-предметность», «без-образ-ность», — направление в искусстве XX в., отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре, графике. Абстракционизм отрицал познавательные задачи художественного творчества, явился крайним проявлением модернизма. Это течение в искусстве возникло в 10-х гг. XX в. как анархический вызов общественным вкусам, а в конце 40-х — начале 60-х гг. принадлежало к наиболее распространенным и воинствующим явлениям. Некоторые течения, такие как уже упоминавшийся супрематизм, неопластицизм, перекликались с поисками нового в архитектуре и художественной промышленности, создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических фигур и объемов. Другие, такие как ташизм, стремились выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен или объемов.

Абстракционизм — таково конечное, пиковое достижение авангарда, это реализация мечты романтиков о создании творения искусства максимально бесплотного и воплощающего лишь духовное тело.

6.2.4. Экспрессионизм Экспрессия — это выразительность, яркое выражение

чувств, настроений, мыслей. Экспрессионизм — направле-

93

ние в литературе и искусстве первой четверти XX в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — главной целью искусства. Оно выражало протест против чувства обреченности и ужаса перед унижением человека, перед войнами. Установки экспрессионизма вели к болезненной напряженности эмоций, гротескной изломанности, деформации мира.

Многие представители экспрессионизма стали на путь создания крайне модернистских, в том числе абстрактных произведений.