#73. Возможные причины резус конфликта между матерью и плодом. Стандартные цоликлоны
Резус-фактор. Кроме агглютиногенов, определяющих четыре названные группы крови (система АВО), эритроциты могут содержать в разных комбинациях и многие другие агглютиногены. Среди них особенно большое значение имеет резус-фактор.
Причины резус конфликта между матерью и плодом. Rh-агглютиноген (резус-фактор) не имеет в плазме "врожденных" агглютининов. Они могут вырабатываться иммунной системой резус-отрицательного реципиента при переливании ему резус-положительной крови или организмом резус-отрицательной матери, беременной резус-положительным плодом, если плацента имеет дефекты, и вследствие нарушения ее барьерных функций кровь плода и матери смешиваются. В первом случае повторное переливание резус-несовместимой крови может привести к аутоиммунному гемолизу, так как резус-антитела являются сильнейшими гемолитическими ядрами. Во втором случае, если целостность плаценты нарушена, иммунная система матери вырабатывает резус-антитела к эритроцитам плода, что может привести к частичному, а при высоком титре антител к полному, гемолизу крови плода и его внутриутробной гибели.
Метод определения резус-фактора крови. Классическая тепловая проба на водяной бане в настоящее время не проводится. В клинической лабораторной практике применяют экспресс-метод.
Наденьте перчатки. Нанесите на тарелку по одной капле контрольной сыворотки (справа — К) и стандартной антирезус сыворотки (слева — Rh). Рядом с каждой сывороткой поместите по одной капле исследуемой крови (размер капли крови должен быть вдвое меньше, чем капля сыворотки).
Последующие манипуляции должны начинаться с контрольной сыворотки, но не наоборот! (в противном случае пользоваться одним концом палочки нельзя). Стеклянной палочкой перемешайте каплю крови с каплей сыворотки (контрольной), образуя общую каплю размером с копеечную монету. Затем подобным же образом перемешайте кровь с антирезус-сывороткой. Покачивая тарелку, наблюдайте за реакцией. Для лучшего выявления наличия или отсутствия агглютинации можно добавить в обе пробы по капле физиологического раствора.
Если исследуемая кровь резус-положительна, то в пробе со стандартной антирезус сывороткой наблюдается агглютинация эритроцитов (в контроле ее быть не должно). Если кровь резус-отрицательная, агглютинация отсутствует в обеих пробах. При возникновении агглютинации в пробе с контрольной сывороткой определение следует повторить либо проводить другими методами.
Еще более прост метод определения Rh-фактра с помощью стандартных цоликлонов. Каплю стандартной сыворотки "цоли-клон анти-Д-супер" нанесите на сухое стекло. Добавьте 1 каплю исследуемой крови, смешайте. При наличии агглютинации кровь считают резус-положительной, а при отсутствии агглютинации — отрицательной.
#74. Физеологические основы переливания крови. Правила переливания. Гемотрансфузионные среды.
Физиологические основы и правила переливания крови.
1. Прежде чем приступить к трансфузии, врач должен:
а) Определить показания к трансфузии, выбрать трансфузионную среду.
б) Определить групповую принадлежность крови больного с помощью стандартных сывороток или синтетических цоликлонов, независимо от того, имеются ли эти данные в выписке, истории болезни, паспорте и др.
в) Определить групповую принадлежность крови донора из каждого флакона, предназначенного для переливания.
г) Провести пробы на совместимость.
2. Во время трансфузии внимательно следят за:
а) общим самочувствием больного;
б) жалобами на боли в поясничной области;
в) состоянием пульса, дыхания, артериального давления.
3. После трансфузии больному необходимо:
а) соблюдать постельный режим в течение 2—3 ч;
б) производить почасовое измерение температуры тела в течение 3 ч;
в) сделать общий анализ крови;
г) сделать общий анализ мочи;
д) измерять диурез в течение суток (после массивных трансфузий и в тяжелых случаях реанимации и интенсивной терапии).
4. Подробно документировать в истории болезни и в журнале по форме № 9 операцию переливания крови, ее компонентов и кровезаменителей.
- Местное и распрастроняющееся: Проведение возбуждения по нервным волокнам.
- #2. Электрофизиологический процесс возбуждения. Характеристика фазам потенциала действия. Ионные механизмы возбуждения.
- Свойства гладких мышц.
- Законы проведения возбуждения по нервным стволам.
- Проведение возбуждения по нервным волокнам.
- #7. Механизмы проведения возбуждения в синапсах. Особенности функционирования возбуждающих и тормозящих синапсов. Свойства синапсов.
- #8 Проанализируйте физиологические функции нейрона, обеспечивающие его «интегративную деятельность» (п.К.Анохин, 1974)
- #11 Охарактеризуйте основные методы исследования цнс (электроэнцефалография, импульсная активность нейронов), объясните их использование для оценки функционального состояния чел-ка.
- #12 Объясните характер взаимодействия нейронов сегментов спинного мозга и проприорецепторов опорно-двигательного аппарата в мех-х поддержания мышечного тонуса.
- #13 Характер взаимодействия различных отделов цнс в процессах формирования позы.
- #14. Характер взаимодействия различных отделов цнс при выполнении произвольного движения.
- #15. Явление функциональной ассиметрии мозга, ее значение при формировании поведения.
- #17 Охарактеризуйте структурно-функциональные особенности и важнейшие физиологические свойства симпатического отдела внс.
- Физиологические свойства симпатической нервной системы:
- #18 Охарактеризуйте структурно-функциональные особенности и важнейшие физиологические свойства парасимпатического отдела внс.
- Физиологические свойства парасимпатической нервной системы:
- #19. Вегетативные рефлексы, имеющие клиническое значение.
- #20. Оценивать вегетативный статус человека (индекс Кердо). Вегетативная реактивность: холодовая проба, ортопроба.
- Index — Индекс Кердо
- Ортопроба, Принцип метода:
- 2.Нейрогипофиз
- Гипоталамо-гипофизарная система:
- 2.Несинаптическая диффузная афферентация реализуется путем дистантного (через кровь) действия медиаторов и других биологически активных веществ.
- Гуморальная регуляция.
- #26 Охарактеризуйте узловые механизмы функциональной системы, определяющей половые ф-ции организма.
- #27 Охарактеризуйте узловые механизмы функциональной системы, поддерживающей оптимальный для метаболизма уровень глюкозы в крови.
- #28 Охарактеризуйте основные св-ва и особенности сердечной мышцы, обеспечивающие кровообращение.
- #29 Объясните ионные механизмы возникновения потенциала действия сократительных кардиомиоцитов, проанализируйте изменение возбудимости в различных фазах потенциала действия.
- #30 Раскройте современные представления о субстрате и природе автоматии серд. М-цы. Объясните ионные мех-мы возникновения потенциала действия пейсмейкерных клеток.
- #34 Объясните влияние вегетативной нервной системы на работу сердца. Объясните роль основных рефлексов сердца (экстракардиальных, интракардиальных) в обеспечении кровообращения.
- #35 Объясните роль гемодинамической регуляции работы сердца в обеспечении кровообращения.
- #36. Принцип и предназначение электрокардиографии. Анализ электрокардиограммы здорового человека.
- Характеристика экг.
- Факторы, влияющие на величину кровяного давления.
- #38 Проанализируйте особенности регионального кровообращения (мозгового, легочного, коронарного)
- Особенности кровообращения в почках
- Механизмы транскапиллярного обмена жидкости и других веществ между кровью и тканями.
- #40. Нервные и гуморальные механизмы регуляции тонуса кровеносных сосудов. Свойства барорецепторов и их роль в регуляции кровяного давления.
- Основные рефлексогенные зоны.
- Характеристика узловых механизмов.
- Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы
- Ортопроба, Принцип метода:
- #44. Оценивать статус сосудов и сосудистую реактивность методом реовазографии. Холодовая и тепловая пробы.
- Анализ сфигмограммы.
- Скорость распространения пульсовой волны.
- Индивидуальные особенности температурной схемы тела:
- #48 Проанализируйте динамику работы функциональной системы, поддерживающей оптимальную для метаболизма температуру крови при понижении температуры окружающей среды. Гипотермия.
- Температурные «ядро» и «оболочка»
- Условия определения основного обмена.
- Пластическая и энергетическая ценность питательных веществ.
- Механическая обработка пищи в ротовой полости.
- Химическая обработка пищи в ротовой полости. Слюнные железы.
- #54 Проанализируйте процессы пищеварения в желудке.
- Фазы желудочной секреции.
- Роль соляной кислоты для пищеварения.
- Фазы желудочной секреции.
- Регуляция моторики желудка.
- Механизм эвакуации пищи из желудка в 12 перстную кишку.
- Состав сока поджелудочной железы.
- Роль печени в пищеварении.
- Функции желчи.
- Регуляция желчеобразования.
- Регуляция желчевыведения.
- Акт дефекации.
- Пассивный и активный механизмы всасывания.
- Функции желчи.
- Регуляция желчеобразования.
- Регуляция желчевыведения.
- #63 Охарактеризуйте узловые мех-мы функциональной системы, обеспечивающей оптимальный уровень питательных в-в в крови.
- Взаимодействие центров голода и насыщения.
- #65. Кровь как важнейший компонент внутренней среды организма, основные физиологические показатели и ее функции.
- Функции крови.
- Основные гомеостатические показатели крови.
- #67. Состав плазмы крови, функции белков плазмы, их роль в механизме транскапилярного обмена.
- Гематиновый метод (метод Сали).
- #70. Функции разных видов лейкоцитов. Факторы, влияющие на количество лейкоцитов. Лейкоцитарная формула и ее клиническое значение.
- #72. Основные принципы классификации крови по системе ab0. Интерпретировать результаты с помощью синтетических цоликлонов.
- #73. Возможные причины резус конфликта между матерью и плодом. Стандартные цоликлоны
- #75. Механизмы свертывания крови.
- #76. Противосвертывающая система.
- #81 Объясните мех-мы транспорта кислорода кровью. Охарактеризуйте кривую диссоциации оксигемоглобина и ф-ра, влияющие на сродство гемоглобина к кислороду.
- #82 Объясните мех-мы транспорта углекислого газа кровью, роль карбоангидразы. Проанализируйте роль дыхания в регуляции рН крови.
- #83 Охарактеризуйте дыхательный центр, современные представления о его структуре и локализации.
- Современные представления о структуре дц.
- #84 Проанализируйте роль гуморальных факторов в регуляции дыхания. Раскройте мех-м первого вдоха новорожденного.
- Механизмы адаптации человека к условиям высокогорья.
- Дыхание при повышенном атмосферном давлении
- #87. Структура нефрона и особенности почек, обеспечивающие мочеобразование.
- Функции почек:
- Секреторная функция канальцев
- Методы оценки реабсорбционной функции почек:
- Принцип расчета скорости клубочковой фильтрации.
- Расчет скорости клубочковой фильтрации:
- #93. Узловые механизмы функциональной системы, поддерживающей оптимальный для метаболизма уровень осмотического давления.
- #94 Охарактеризуйте общие принципы строения и функции анализаторов.
- Роль анализаторов в деятельности функциональных систем:
- #95 Рассмотрите важнейшие физиологические св-ва рецепторов. Дайте классификацию рецепторов.
- #98 Охарактеризуйте строение и ф-ции рецепторного, приводникового и коркового отделов слухового анализатора, методы исследования.
- Статические и статокинетические рефлексы:
- #100. Охарактеризуйте строение и ф-ции рецепторного, проводникового и коркового отделов обонятельного и вкусового анализаторов.
- Правила выработки условных рефлексов:
- Механизмы образования временных:
- Торможение в коре головного мозга, его значение и виды:
- Физиологические механизмы биологических мотиваций:
- Теории эмоций:
- Профилактика эмоционального стресса:
- Объективные признаки сна:
- Нейрофизиологические компоненты боли: