Происхождение рас: теории моногенизма и полигенизма
Рогинский Я.Я., Левин М.Г. «Антропология», 1978:
«В животном мире типичные «хорошие виды» (bonae species) отличаются от подвидов (рас) следующей совокупностью особенностей: 1) морфологические различия между видами обычно более велики, чем подвидовые, и число их больше, чем у подвидов; 2) потомки от скрещивания двух подвидов (рас) неограниченно плодовиты, в отличие от скрещивания межвидовых гибридов, потомство которых часто бесплодно, хотя известны примеры плодовитости межвидовых гибридов; 3) естественным следствием плодовитости подвидов является наличие переходных форм в зоне соприкосновения их ареалов (переходные формы в зоне соприкосновения ареалов различных видов отсутствуют); 4) два различных вида часто сосуществуют (конечно, без скрещивания) на одном ареале, в отличие от разных подвидов, у которых ареалы чрезвычайно редко заходят один на другой, что принято в зоогеографии обозначать термином «викариат»; в этих случаях говорят, что две расы викариируют географически, т.е. каждая раса как бы «замещает» другую на соседнем ареале» (с. 342).
Вопрос о том, соответствуют ли человеческие расы подвидам или видам животных, имеет очень большую давность. В настоящее время подавляющее большинство антропологов с полным основанием считает, что все современное человечество представляет собой в биологическом смысле один единый вид, подразделяющийся на более дробные единицы — расы.
Сторонники видового единства человечества — моногенисты уже в XVIII и XIX вв. вели борьбу с полигенистами, которые считали, что негры, белые, монголы, готтентоты и др. представляют собой особые, независимо друг от друга возникшие виды.
В XVI—XVIII вв. моногенизм был тесно связан с церковной традицией, и общественное мнение видело в нем учение, укреплявшее догматы церкви о происхождении людей от Адама и Евы. Поэтому на позицию полигенизма становились все те, кто не хотел мириться с оковами, которые церковь накла
дывала на свободную мысль. Начиная с XVIII в., диспуты велись по преимуществу о том, чем отличается вид от разновидности и как, с этой точки зрения, следует характеризовать различия между человеческими расами.
Чтобы должным образом оценить всю остроту этих разногласий, следует вспомнить, что различие между видом и разновидностью оценивалось в XVIII в. и в течение первой половины XIX в. как различие принципиальное. До утверждения в науке учения об историческом развитии органического мира, натуралисты смотрели на вид как на нечто неизменное. Полагали, что один вид не может превратиться в другой. Царило линнеевское убеждение, что в природе существует столько видов, сколько их было создано творцом. Совершенно иначе смотрели на разновидность.
Все натуралисты соглашались с тем, что разновидности растений и животных могли под влиянием разных факторов внешней среды (питания, климата и др.) переходить одна в другую. Таким образом, при оценке расовых различий следовало прежде всего решить вопрос, считать ли человеческие расы видами или разновидностями. Спор по поводу этого вопроса разделял исследователей на два лагеря, так как его значение далеко выходило за пределы систематики. В самом деле, те, кто утверждал, что расы людей соответствуют видам, тем самым приписывая им независимое возникновение в разных областях земли, высказывали убеждение в невозможности превращения одного расового типа в другой. <...> Таковы были воззрения полигенистов. Понятно, что по всем перечисленным пунктам моногенисты стояли на противоположной точке зрения.
Подавляющее большинство натуралистов XVIII в. придерживалось моногенизма. Эта позиция, как отмечалось выше, расценивалась как «благонамеренная», т.е. согласная с библией. Однако уже в то время появляются признаки, правда еще неопределенные, отхода моногенизма от церковной традиции. Так, убеждение Бюффона в том, что расовые различия людей возникли под влиянием разных условий географической среды, было связано с тем, что он весьма близко подошел к эволюционной точке зрения на природу.
В начале XIX в. во Франции полигенизм переживает пору своеобразного «расцвета». Вирей (1801) делит человеческий род на два вида (или рода). Демулен (1825) выделяет 16, Бори де сен Венсан (1827) — 151 видов. Французские
полигенисты все же не представляли собой единую группу. Вирей, например, пытался обосновать «теорию» неравенства рас библейской легендой о сыновьях Ноя — Симе, Яфете и Хаме. Родоначальниками первого рода Вирей считал Яфета (прародителя белого племени) и Сима (прародителя смугловатого, т.е. монгольского племени, а также «племени медного цвета», т.е. индейцев); родоначальником второго рода (т.е. черного племени и ему подобных) Вирей считал «отверженного богом» Хама.
Бори де сен Венсан был непримиримым противником церковной традиции и теократии; его полигенетические воззрения представляли собой вызов католической церкви и правящей верхушке Франции эпохи Реставрации. <...>
Английские полигенисты середины прошлого столетия (Нокс, Гент) и американские полигенисты (Мортон, Нотт, Глиддон) открыто поддерживали торговлю неграми — основой их мировоззрения был расизм.
Последующее развитие антропологии все более укрепляло позицию моногенизма. Очень большую роль в этом отношении сыграли работы замечательного русского путешественника и друга угнетенных рас Н.Н. Миклухо-Маклая, опровергнувшего представления о папуасской расе как об особом виде.
После победы эволюционной теории спор между моногенизмом и полигенизмом перешел в плоскость обсуждения проблемы родословной человека. Сторонники происхождения рас от одного вида животных предков получили название монофилистов, сторонники противоположной точки зрения — полифилистов (с. 342—344).
- Предисловие
- Раздел I. Антропогенез происхождение и эволюция человека. Эволюционная экология
- Естественный отбор Дифференциальное воспроизведение
- Факторы, ограничивающие отбор
- Единица отбора
- Отбор и адаптация Адаптация
- «Механизм возникновения адаптации
- Классификация адаптаций
- Относительный характер адаптации
- Адаптация как процесс решения задач
- Оптимальность
- Поведенческая экология
- Эволюция и развитие индивидуума
- Типы эволюционных изменений
- Адаптивная радиация
- Конвергенция и параллелизм
- Направление эволюционного развития
- Преадаптация
- Темп эволюции
- Место человека в системе животного мира
- Гоминиды и люди
- Тенденции эволюции приматов
- Современные человекообразные обезьяны
- Крупные человекообразные обезьяны
- Социальное поведение антропоидов
- Шимпанзе (Pan troglodytes)
- Экологические и филогенетические детерминанты организации сообществ
- Этапы эволюции приматов и человека
- 2.1. Шкала эволюции человека
- 2.2.1. Геологическое время
- Дриопитеки
- Рамапитеки
- Австралопитеки
- Австралопитек из Афара
- Австралопитек африканский
- Австралопитеки массивные
- Австралопитек могучий
- Австралопитек Бойса
- Образ жизни австралопитековых
- Человек умелый (Homo habilis)
- Ранние следы материальной культуры
- Образ жизни и труда Homo habilis
- Филогения гоминид
- Человек прямоходящий (Homo erectus) (Архантроп)
- Образ жизни
- Орудия труда
- Возможное развитие речи у Homo erectus
- Человек разумный (Homo sapiens)
- Основные гипотезы эволюции человека в период становления Homo sapiens
- Неандертальский человек (Палеоантроп)
- Орудия труда
- Образ жизни
- Человек современного типа Homo sapiens (Неоантроп)
- Орудия труда
- Образ жизни
- Распространение современного человека
- Современный человек в Африке
- Современный человек в Азии
- Человек приходит в Америку
- Человек и животный мир Америки
- Первые австралийцы
- Схемы, гипотезы, причины и факторы эволюции человека
- Генеалогическое древо человека
- Факторы и критерии гоминизации
- Экологические теории гоминизации («Саванная гипотеза»)
- Человек — «обезьяний урод»?
- «Водяные» гипотезы
- (Гипотеза э. Харди)
- Гипотеза я. Линдблада
- Время появления сапиенса
- Место формирования сапиенса
- Социальные аспекты происхождения человека
- Факторы эволюции и прародина человека разумного
- Гипотеза широкого моноцентризма
- Особенности ранней стадии эволюции Homo sapiens
- Основные этапы развития Человека разумного
- Возможные пути эволюции человека в будущем
- Раздел 2 морфология человека соматическая и функциональная антропология
- Многообразие форм и факторов изменчивости человека
- Биологическая изменчивость в популяциях современного человека
- Рост и развитие человеческого организма
- Периодизация индивидуального развития
- Биологический возраст
- Основные закономерности роста человека
- «Кривая роста человека
- Пренатальный рост
- Кривые роста для различных тканей и различных частей тела
- Упорядоченность и неупорядоченность процесса роста
- «Канализирование»
- Градиенты роста
- Чувствительные периоды
- Постпубертатный рост
- Пубертатный скачок роста
- Половые различия
- Развитие системы органов размножения
- Изменения физиологических функций и развитие мышечной системы
- Пренатальный период
- Постнатальный период
- Подростковый период
- Генетика роста
- Расы и экологические условия
- Время года
- Питание
- Психологические воздействия
- Социально-экономические факторы, размер семьи
- Физическое и умственное развитие
- Рост мозга
- Развитие интеллекта
- Эмоциональное развитие
- Акселерация. Эпохальные колебания темпов развития
- Старение и продолжительность жизни
- Конституции человека
- Схемы нормальных конституций (соматотипов)
- 1. Основные компоненты веса тела
- А. Лептосомные конституции
- Б. Мезосомные конституции
- В. Мегалосомные конституции
- Возрастная и половая изменчивость конституциональных типов
- Конституция и раса
- Социально профессиональные вариации конституциональных типов
- Связь телосложения с физиологическими функциями, болезнями и поведением
- Болезни
- Поведение
- Проблемы биологической адаптации человека
- Экологические аспекты конституции
- Раздел 3 этническая антропология
- Этническая антропология и её основные задачи
- Общее понятие о расе
- Происхождение рас: теории моногенизма и полигенизма
- Видовое единство человечества
- Нация и раса
- Отличия рас человека от подвидовых (расовых) делений у животных
- Типологическая концепция расы
- Популяционная концепция расы
- Классификация человеческих рас
- Морфологическое описание «больших» рас
- Раса как морфофизиологическое понятие
- Современное распространение человеческих рас
- Этнический и антропологический состав северной Азии
- Структура расы
- Основные факторы расообразования
- Изменчивость расовых признаков
- Адаптация и человек
- Природные факторы расообразования
- Изоляция
- Социальные факторы расообразования
- Генетические механизмы расообразования
- Зональное расообразование
- Азональное расообразование
- Антропоклиматические аналоги и адаптивные типы
- Асимметрия расообразовательного процесса
- Очаги расообразования и их место в расогенетическом процессе. Антропологический покров
- Очаг расообразования как географическое понятие
- Первичные очаги расовой дифференциации
- Монофилетическое происхождение человечества; теории полицентризма и моноцентризма
- Динамика расовой дифференциации
- Узлы и промежуточные зоны расообразования
- Этапы расообразования
- Расообразовательный процесс в современную эпоху
- Расизм и его социальные корни
- Антропосоциология, социальный дарвинизм и их реакционная сущность
- Научная несостоятельность расистских теорий
- Использованная литература
- Рекомендуемая литература
- Антропология хрестоматия
- 394000, Г. Воронеж, пр. Революции, 39.