logo search
Грушевицкая Садохин КСЕ Учебник

Введение и исключение научных абстракций

Проще всего оперировать простыми абстрактными понятиями, имеющими аналог в действительности. Мы легко вводим понятие точки, прямой, плоскости, которые также легко исключаются при построении соответствующих геометрических фигур. Сложнее с абстракциями более высоких порядков - множество, функция и т.д. Для их введения используются явные определения, которые одновременно являются способом как введения, так и исключения абстракции. Важно, чтобы эти процедуры производились по правилам логики. Также возможно введение абстракций через аксиоматический метод -здесь они определяются неявно. Исключение таких абстракций происходит при помощи интерпретаций, построения моделей.

Как определяется необходимость введения научной абстракции? Научный смысл имеют те абстракции, которые отражают существо дела и которые можно исключать. Не требуется, чтобы исключение абстракций было повсеместным. Оно должно быть принципиально возможным в рамках данной теории.

Введение научной абстракции должно быть целесообразно -она должна быть необходима с точки зрения выполнения существенных задач науки, и уровень науки должен быть достаточным, чтобы ее ввести. Тут важно следовать «бритве Оккама» (по имени средневекового философа-схоласта, предложившего этот важный методологический принцип) - требованию не умножать сущности без необходимости, не вводить новых понятий, если можно обойтись уже имеющимися. Так, в большинстве случаев нет необходимости говорить об НЛО, чаще всего эти неясные феномены объясняются природными причинами или техногенной деятельностью человека.

Введенная абстракция должна соответствовать науке, не противоречить ее задачам. Эта проблема обычно решается подбором правильного определения. Чем проще будет определение, тем лучше.

Абстракция должна быть адекватна научной теории, то есть ее нужно определять через признаки, существенные для данной науки. Абстракция должна согласовываться со своим контекстом. Ну и, конечно, абстракция должна иметь хотя бы принципиальную возможность быть исключенной.

План семинарского занятия (2 часа)

1. Научная теория как форма научного познания. Связь теории с социокультурным контекстом.

2. Формальный и содержательный аспекты научных теорий.

3. Гносеологические предпосылки науки и проблема истинности теорий.

4. Научное понятие. Введение и исключение научных абстракций.

Темы докладов и рефератов

1. Принцип верификации научных теорий и проблема истинности.

2. Фальсифицируемость как критерий научности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Витгетитейн Л. Логико-философский трактат // Философские работы. В 2 т. Т. 1.М., 1994.

2. Доброе Г.М. Наука о науке. Киев, 1989.

3. Естественнонаучное мышление и современность. Киев, 1985.

4. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. М., 1985.

5. Петров 10.А., Никифоров А.Л. Логика и методология научного познания. М„1982.

6. Петров 10.А. Теория познания. М., 1988.

7. Потер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

8 Структура и развитие науки. М., 1978.

9. Философия и методология науки. М., 1996.