Введение и исключение научных абстракций
Проще всего оперировать простыми абстрактными понятиями, имеющими аналог в действительности. Мы легко вводим понятие точки, прямой, плоскости, которые также легко исключаются при построении соответствующих геометрических фигур. Сложнее с абстракциями более высоких порядков - множество, функция и т.д. Для их введения используются явные определения, которые одновременно являются способом как введения, так и исключения абстракции. Важно, чтобы эти процедуры производились по правилам логики. Также возможно введение абстракций через аксиоматический метод -здесь они определяются неявно. Исключение таких абстракций происходит при помощи интерпретаций, построения моделей.
Как определяется необходимость введения научной абстракции? Научный смысл имеют те абстракции, которые отражают существо дела и которые можно исключать. Не требуется, чтобы исключение абстракций было повсеместным. Оно должно быть принципиально возможным в рамках данной теории.
Введение научной абстракции должно быть целесообразно -она должна быть необходима с точки зрения выполнения существенных задач науки, и уровень науки должен быть достаточным, чтобы ее ввести. Тут важно следовать «бритве Оккама» (по имени средневекового философа-схоласта, предложившего этот важный методологический принцип) - требованию не умножать сущности без необходимости, не вводить новых понятий, если можно обойтись уже имеющимися. Так, в большинстве случаев нет необходимости говорить об НЛО, чаще всего эти неясные феномены объясняются природными причинами или техногенной деятельностью человека.
Введенная абстракция должна соответствовать науке, не противоречить ее задачам. Эта проблема обычно решается подбором правильного определения. Чем проще будет определение, тем лучше.
Абстракция должна быть адекватна научной теории, то есть ее нужно определять через признаки, существенные для данной науки. Абстракция должна согласовываться со своим контекстом. Ну и, конечно, абстракция должна иметь хотя бы принципиальную возможность быть исключенной.
План семинарского занятия (2 часа)
1. Научная теория как форма научного познания. Связь теории с социокультурным контекстом.
2. Формальный и содержательный аспекты научных теорий.
3. Гносеологические предпосылки науки и проблема истинности теорий.
4. Научное понятие. Введение и исключение научных абстракций.
Темы докладов и рефератов
1. Принцип верификации научных теорий и проблема истинности.
2. Фальсифицируемость как критерий научности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Витгетитейн Л. Логико-философский трактат // Философские работы. В 2 т. Т. 1.М., 1994.
2. Доброе Г.М. Наука о науке. Киев, 1989.
3. Естественнонаучное мышление и современность. Киев, 1985.
4. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. М., 1985.
5. Петров 10.А., Никифоров А.Л. Логика и методология научного познания. М„1982.
6. Петров 10.А. Теория познания. М., 1988.
7. Потер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
8 Структура и развитие науки. М., 1978.
9. Философия и методология науки. М., 1996.
- Т.Г.Грушевицкая, а.П.Садохин
- Тема 1. Наука и ее роль в жизни общества
- Тема 1 наука и ее роль в жизни общества проблема определения науки
- Соотношение науки, философии и религии
- Структура науки и ее функции
- Критерии научности знания
- Тема 2 научная теория. Структура и основания теории
- Теория как форма научного знания. Теория и научные программы
- Структура научной теории
- Гносеологические предпосылки науки
- Классификация научных теорий
- Научные понятия и способ их образования
- Введение и исключение научных абстракций
- Тема 3 методы научного познания. Развитие научного знания
- Методы научного познания
- Законы науки
- Развитие научного знания
- Специфика научных революций
- Тема 4 возникновение науки. Появление первых научных программ проблема начала науки
- Научные знания на древнем востоке
- Начало науки. Античная наука
- Первые научные программы античности
- Тема 5 формирование основ естествознания в эпоху средневековья и возрождения
- Основные черты средневекового мировоззрения
- Наука и научное познание в средние века
- Революция в мировоззрении в эпоху возрождения
- Тема 6 научная революция XVI-xvh вв. И становление классической науки
- Галилей и его роль в возникновении современной науки
- Основные аспекты научной революции
- Исаак ньютон и завершение научной революции
- Тема 7 специфика и природа современной науки
- Особенности классической науки
- Наука XIX века
- Новейшая революция в науке
- Основные черты современной науки
- Кризис современной науки. Постнеклассическая наука
- Тема 8 физическая картина мира
- Механическая картина мира
- Электромагнитная картина мира
- Становление современной физической картины мира
- Тема 9 структурные уровни организации материи структурность и системность материи
- Поле и вещество
- Классификация элементарных частиц
- Тема 10 физическое взаимодействие проблемы учения о взаимодействии и движении
- Общая характеристика физических взаимодействий
- Гравитационное взаимодействие
- Электромагнитное взаимодействие
- Слабое взаимодействие
- Сильное взаимодействие
- Теории большого объединения и суперобъединения
- Тема 11 концепции пространства и времени в современном естествознании
- Развитие представлений о пространстве и времени
- Теория относительности
- Единство и многообразие свойств пространства и времени
- Тема 12 детерминизм и причинность в современной физике. Динамические и статистические законы
- Динамические законы и теории и механический, детерминизм
- Статистические законы и теории и вероятностный детерминизм
- Соотношение динамических и статистических законов
- Тема 13 принципы современной физики
- Принцип симметрии и законы сохранения
- Принцип соответствия
- Принцип дополнительности и соотношение неопределенностей
- Принцип суперпозиции
- Основы термодинамики
- Тема 14 космологические модели вселенной что такое космология?
- Начало научной космологии
- Космологические парадоксы
- Неевклидовы геометрии
- Модель расширяющейся вселенной
- Некоторые трудности гипотезы расширяющейся вселенной
- Тема 15 эволюция вселенной рождение вселенной
- Ранний этап эволюции вселенной
- Структурная самоорганизация вселенной
- Образование солнечной системы
- Тема 16 проблемы самоорганизации материи формирование идеи самоорганизации
- Понятие самоорганизации
- Основы синергетики
- Неравновесная термодинамика и. Пригожина
- Тема 17 становление и развитие химической картины мира возникновение химии
- Алхимия
- Арабская алхимия
- Западноевропейская алхимия
- Период зарождения научной химии
- Теория флогистона
- Закон сохранения массы лавуазье
- Открытие основных законов химии
- Химия как наука
- Тема 18 современные концепции химии структура химии
- Взаимосвязь химии с физикой
- Проблема химического элемента
- Концепции структуры химических соединений
- Учение о химических процессах
- Эволюционная химия
- Взаимосвязь химии с биологией
- Тема 19 происхождение и сущность жизни история проблемы
- Концепция происхождения жизни а.И. Опарина
- Современные концепции происхождения и сущности жизни
- Сущность и определение жизни
- Появление жизни на земле
- Формирование биосферы земли
- Тема 20 эволюция органического мира
- Становление идеи развития в биологии
- Концепция развития ж.-б.Ламарка
- Теория катастроф ж. Кювье
- Эволюционная теория ч.Дарвина
- Антидарвинизм конца XIX-начала XX века
- Тема 21 современные теории эволюции
- Основы генетики
- Синтетическая теория эволюции (стэ)
- Тема 22 человек как предмет естествознания
- Происхождение человека
- Сущность человека
- Телесность и здоровье человека
- Тема 23 человек, биосфера и космос
- Человек и космос
- Космизация современной науки и философии
- Антропный принцип
- Тема 24 на пути к ноосфере
- Современные концепции экологии
- Концепция ноосферы и устойчивого развития