logo search
Хорошавина С

1.3.1.4. Естествознание IV в. До н.Э.

Идеи атомистического материализма

в учениях Левкиппа и Демокрита

Основные идеи атомистического материализма воплотились в изучении свойств живой природы древне-

28

греческим ученым Левкиппом и его учеником Демокритом (IV в. до н. э.). Левкипп считается одним из создателей античной атомистики и известен в истории как учитель Демокрита. Демокрит был первым энциклопедическим умом среди греков. Его смелый взгляд на сущность природы предвосхитил на многие столетия развитие науки. Демокрит исходил из того, что в основе мироздания лежат атомы, которые неделимы, подвижны, отличаются по форме и положению в пространстве, что и определяет свойства вещей.

По Демокриту, существует два первоначала вещей: атомы и пустота, а бытие складывается из движущихся в пространстве атомов и пустоты. Атомы геометричны, например, душа состоит из круглых атомов. Они не подвергаются никакому воздействию извне, не способны ни к какому изменению, вечны и неуничтожимы. Они обладают определенными размерами, массой, могут сталкиваться, ударяясь друг о друга. Глазу атомы не видны. «Жизнь, — с точки зрения Демокрита, — это соединение атомов, смерть — их разложение». Душа тоже смертна, ибо ее атомы могут разлагаться. Из вихревого движения атомов происходит бесконечное множество «рождающихся и умирающих» миров, которые не сотворены богами, а возникают и уничтожаются естественным путем, по закону необходимости.

Свою теорию познания Демокрит основывал на предположении о том, что из тел истекают, отделяются легкие «оболочки» вещей, которые воздействуют на органы чувств. Знание посредством разума доходит до обнаружения атомов и пустоты. Продолжателями материализма Демокрита стали греческий философ Эпикур, а позднее — римский философ Лукреций.

1.3.1.5. Выделение медицины из натурфилософии и учение Гиппократа

В ходе развития научного знания общие представления о сущности жизни постепенно конкретизировались, в результате чего связь философии и специальных наук становилась более опосредованной. В V— IV в. до н. э. начинается выделение из натурфилософии медицины. Выдающийся врач античного мира Гиппократ (460—370 до н. э.) и его последователи призывали приступить к

29

изучению конкретных явлений, поставляемых медицинской практикой, и отказаться от умозрительных заключений. Они накопили сведения о строении и функциях отдельных органов, внутренних и хирургических болезнях, способах их лечения, причинах болезней через призму представлений об основных силах природы.

Древнегреческий врач, реформатор античной медицины, Гиппократ, оставил труды, ставшие впоследствии основой дальнейшего развития клинической медицины, в которых отражены представления о целостности организма, индивидуальном подходе к больному и его лечению. С именем Гиппократа связано положение о высоком моральном облике и образе эстетического поведения врача. Сжатая формулировка моральных норм поведения врача изложена в тексте, называемом «клятвой Гиппократа», которую должны давать выпускники медицинских училищ и институтов.

1.3.1.6. Естествознание IV-III вв. до н. э. Учения Платона, Аристотеля, Теофраста

В IV—III вв. до н. э. формируются идеалистические представления. Выдающийся древнегреческий ученый Платон (428—348 до н. э.) создал учение о том, что все компоненты Вселенной упорядочил Бог. Он рассматривал материю как проекцию мира идей. Для того чтобы материя, по Платону, превратилась в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея. Мир идей Платон считал первичным, а мир чувственных вещей — вторичным и производным. Вещи для Платона — лишь тени мира идей, т.е. предметы природы, например, дерево, лошадь, вода являются порождением потусторонней идеи дерева, идеи «лошадности» и т.п. Он утверждал, что чувства не могут быть источником истинного знания, поскольку они не выходят за пределы предметного мира. Источником истинного знания являются воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело.

Живой организм у Платона также создается из четырех компонентов: огня, воды, воздуха и земли, которые в нормальном организме характеризуются общими пропорциями, взаимосвязями. Платон создал также учение о насильственной и естественной смерти, которые затем,

30

спустя более 20 веков развил И.И. Мечников. Сочинения Платона являются высокохудожественными диалогами. Важнейшие из них, касающиеся естествознания: «Федр» — учение об идеях; «Теэтет» — теория познания; «Тимей» — натурфилософия.

С именем Платона связан платонизм — направление в древнегреческой философии IV в. до н. э. В широком смысле платонизм — идеалистические течения в философии, находящиеся под влиянием Платона и в первую очередь, — его учения об идеях. Прямое или косвенное воздействие платонизма испытала вся европейская идеалистическая философия.

У последователя и ученика Платона Аристотеля (384—322 до н. э.) материя тоже существует как возможность реального мира, которая превращается в действительность только в результате его соединения с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога. Возможность реализации формы происходит благодаря движению и изменению, ведущим к определенной цели.

Аристотель родился в греческой колонии Стагира во Фракии в семье придворного врача Македонии. В возрасте 17 лет он отправился в Афины, в то время центр культуры и науки, где в Академии Платона в течение 20 лет, вплоть до смерти своего учителя, приобретал философские знания. В 343 до н. э. по приглашению царя Македонии Филиппа прибыл в столицу этой страны, чтобы учить и воспитывать его сына Александра, впоследствии одного из самых знаменитых полководцев древности — Александра Македонского.

С ранних лет Аристотеля интересовали явления природы. Кроме того, он увлекался почти всеми областями знаний своего времени и оставил много трудов по логике, психологии, истории, политике, этике, эстетике, зоологии, физике, географии, астрономии, ботанике, т.е. охватывал своим гениальным умом весь доступный круг знаний древнего мира в области естественных и гуманитарных наук.

Аристотель дал трактовку строения, развития и свойств организмов, поэтому по праву считается основателем биологической науки. Как уже отмечалось, каждая вещь, по Аристотелю, состоит из двух начал: материи и формы. Форма материализуется, материя формируется. Форма

31

всех форм — мысль, разум, который «мыслит сам по себе», — это Бог, играющий роль двигателя мира, который един и вечен. Однако идеалистические воззрения сочетались у него с развитием точного знания. Он заложил основы зоологии, систематики животных, общей морфологии и сравнительной анатомии, а также развил идею Платона о связи строения и функций животных с их образом жизни.

Аристотелю принадлежит формулировка закона корреляции: «Природа не может одновременно направлять один и тот же материал в разные места. Расщедрившись в одном направлении, она экономит на других... Изменения в одном органе вызывают перемены в другом». У Аристотеля рассуждения о корреляции органов связаны с представлениями о целостности природы организмов.

Ученик и друг Аристотеля Теофраст (372—287 до н. э.) впервые систематизировал философские воззрения древнегреческих ученых от Фалеса до Платона, изложив их в 18 томах. Он создал ряд фундаментальных трудов, посвященных изучению жизни растений (к сожалению, все труды Аристотеля по ботанике не сохранились), и по праву является одним из первых ботаников древности. Теофраст — автор свыше 200 трудов по естествознанию (физике, минералогии, физиологии и др.), философии и психологии. Он создал классификацию растений, систематизировал накопленные наблюдения по морфологии, географии и медицинскому использованию растений. В отличие от Аристотеля, видевшего в природе целесообразность, Теофраст обнаружил в ней и бесполезные, вредные части организации, например, рудиментарные органы у животных. Он высказал также соображение, что большинство растений размножается посредством семян.