logo search
КУРС ЛЕКЦИЙ по пласт анатом

Пластическая анатомия Курс лекций

Витебск

Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова»

2006

УДК 7(075.8)

ББК 85.100.62я73

П61

Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»

Составитель: старший преподаватель кафедры изобразительного искусства УО «ВГУ им. П.М. Машерова» И.И. Колодовский

Рецензент: профессор кафедры изобразительного искусства УО «ВГУ им. П.М. Машерова» кандидат педагогических наук В.Е. Нестеренко

П61

Пластическая анатомия: Курс лекций / Сост. И.И. Колодовский. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2006. – 101 с.

ISBN 985-425-570-0

Курс лекций «Пластическая анатомия» предназначен для студентов II курса ХГФ дневной и заочной форм обучения. Изложение материала построено на последовательности изучения закономерностей строения черепа, учения о мышцах, покрывающих его и частей лица, далее следует изучение строения скелета (костной системы), мышц, основных сведений о пропорциях и осях построения.

Учебное издание содержит 57 иллюстраций и обширный список рекомендуемой литературы.

УДК 7(075.8)

ББК 85.100.62я73

ISBN 985-425-570-0

© УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005

с о д е р ж а н и е

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….

4

ЛЕКЦИЯ 1. Введение в пластическую анатомию. Анатомическая терминология. Общее понятие о скелете ………

5

ЛЕКЦИЯ 2. Скелет головы. Череп, его разделение на мозговой череп и лицевой. Швы крыши черепа. Лицевой угол ………………………………………………………..

11

ЛЕКЦИЯ 3. Мышцы головы. Мышцы жевательные и мимические. Пластическая анатомия органов чувств: уха, глаза, носа. Особенности строения лба, щек, рта, подбородка. Борозды и складки головы ……………..

20

ЛЕКЦИЯ 4. Общие сведения о строении костей (остеология). Строение суставов и их классификация. Пластическая анатомия скелета туловища …………………….

37

ЛЕКЦИЯ 5. Пластическая анатомия скелета свободной верхней конечности. Скелет свободной нижней конечности ..

51

ЛЕКЦИЯ 6. Общее учение о мышцах (миология). Пластическая анатомия мышц шеи и туловища …………………….

67

ЛЕКЦИЯ 7. Положение и функция мышц верхней конечности. Мышцы ягодичной области. Мышцы нижней конечности ………………………………………………….

79

ЛЕКЦИЯ 8. Положение и движение тела. Центр тяжести. Общее учение о пропорциях. Оси фигуры человека ……….

93

В В Е Д Е Н И Е

Общеизвестно, что существенное положение в процессе профессиональной подготовки художника-педагога занимает изучение пластической анатомии человека. Это место определяется тем значением, которое имеет знание анатомии для студента и помогающее ему правдиво изображать фигуру человека, находить характерные черты позирующей модели, достигать необходимого портретного сходства.

Курс лекций «Пластическая анатомия» рассчитан на студентов II курса художественно графического факультета. В связи с сокращением лекционных и практических занятий курса пластической анатомии (всего один семестр и 16 лекционных часов), автор решил представить реферативное настоящее пособие студентам, обучающимся рисунку, живописи, скульптуре, графике и декоративно-прикладному искусству на факультете, так как определенный, нужный фактический материал по предмету, направляет внимание на то, как научиться понимать и анализировать, как в данной модели отделить характерные для нее черты строения от второстепенных деталей, как «читать» рельеф поверхности тела и его изменения, «игру» мышц в момент движения.

Корректируя главы и несколько сдвигая их в последовательности (а это связано с натурными постановками по рисунку и живописи) после вводной лекции следует изучение закономерностей строения головы – черепа, учение о мышцах, покрывающих его и частей лица. И только после этого излагается материал о закономерностях строения скелета, мышц, основных сведений о пропорциях и осях построения, сознательно отказываясь от изложения раздела истории пластической анатомии.

В учебном издании максимально сокращены латинские анатомические термины, а их русские эквиваленты – опорные анатомические точки построения в тексте – выделены темным курсивом.

Курс лекций содержит большое количество иллюстраций (57), которые заимствованы из ряда современных отечественных и зарубежных источников (Школа изобразительного искусства III–IV т.т.; С.В. Тихонов – рисунок; Х. Фениш – карманный атлас анатомии человека; М. Дюваль – анатомия для художников), может быть использован для самостоятельного изучения курса пластической анатомии студентами заочной и дневной форм обучения.

ЛЕКЦИЯ 1

ВВЕДЕНИЕ В ПЛАСТИЧЕСКУЮ АНАТОМИЮ. АНАТОМИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СКЕЛЕТЕ

Анатомия, как указывает этимология слова (греч. anatome – рассечение), наука, изучающая строение составных частей тела (мышц, костей, сухожилий, связок, внутренностей и т.д.), которые мы отделяет друг от друга рассечением для дальнейшего исследования формы, отношения и связи. Различают сравнительную анатомию, где рассматриваются аналогии и различия органов у животных различных классов; анатомию хирургическую или топографическую – выясняется взаимное расположение органов – знания, необходимые врачу и хирургу; возрастную анатомию – рассматривается процесс развития индивида: когда анатомия имеет дело с изучением нормального, здорового организма, она называется нормальной анатомией в отличие от патологической анатомии, исследующей больной организм и болезненные изменения его органов; изучение расположения и строения органов, которые определяют внешние формы тела – это анатомия пластическая или анатомия форм, или анатомия для художников.

Под пластической анатомией подразумевается совокупность тех необходимых знаний, которые может получить для своего искусства художник, пользуясь материалами, добываемыми в науке при рассечении тела, это наука, изучающая особенности человеческого тела в статике и динамике во взаимосвязи с окружающей средой.