1.2. Естественно-научная и гуманитарная культуры
Культура, будучи результатом человеческой деятельности, не может существовать изолированно от мира природы, являющегося ее материальной основой. Она неразрывно связана с природой и существует внутри ее, но, имея природную основу, культура в то же время сохраняет свое социальное содержание. Такого рода двойственность привела к формированию двух типов культуры: естественно-научной и гуманитарной. Правильнее было бы назвать их двумя способами отношения к миру, а также к его познанию.
На начальной стадии человеческой истории естественно-начиная и гуманитарная культуры существовали как единое целое, поскольку человеческое познание в одинаковой степени было направлено как на изучение природы, так и на познание самого себя. Однако постепенно у них выработались свои принципы и подходы, определились цели: естественно-научная культура стремилась изучить природу и покорить ее, а гуманитарная культура ставила своей целью изучение человека и его мира.
Разделение естественно-научной и гуманитарной культур началось еще в античности, когда появились астрономия, математика, география, с одной стороны, и театр, живопись, музыка, архитектура и скульптура — с другой. В эпоху Возрождения искусство стало важнейшей частью жизни общества, и поэтому гуманитарная культура развивалась особенно интенсивно. Новое время, напротив, характеризуется исключительно бурным развитием естествознания. Этому способствовали зарождающийся капиталистический способ производства и новые производственные отношения. Успехи естественных наук в то время были настолько впечатляющи, что в обществе возникло представление об их всесильности. Необходимость все более глубокого познания окружающего мира и выдающиеся успехи естествознания в этом процессе привели к дифференциации и самих естественных наук, т.е. к появлению физики, химии, геологии, биологии и космологии.
Впервые идея о различии естественно-научного и гуманитарного знания была выдвинута в конце XIX в. немецким философом В. Дильтеем и философами Баденской школы неокантианства В. Вин-дельбандом и Г. Риккертом. Предложенные ими термины «науки о природе» и «науки о духе» достаточно быстро стали общепринятыми, а сама идея прочно утвердилась в философии. Наконец, в 60— 70-е гг. XX в. английский историк и писатель Ч. Сноу сформулировал идею альтернативы двух культур: естественно-научной и гуманитарной. Он заявил, что духовный мир интеллигенции все отчетливее раскалывается на два лагеря, в одном из них — художественная интеллигенция, в другом — ученые. По его мнению, можно сделать вывод о существовании двух культур, находящихся в постоянном конфликте друг с другом, причем взаимопонимание между представителями этих культур в силу их абсолютной чуждости невозможно.
Обстоятельное и глубокое изучение вопроса о соотношении естественно-научной и гуманитарной культур позволяет сделать вывод, что между ними действительно существуют немалые различия. Здесь обнаруживаются две крайние точки зрения. Сторонники первой из них заявляют, что именно естествознание с его точными методами исследования является тем образцом, которому должны подражать гуманитарные науки. Наиболее радикальные представители этой точки зрения — позитивисты, которые считают идеалом науки математическую физику, а основным методом построения любого научного знания — дедуктивный способ математики. Защитники противоположной позиции справедливо утверждают, что подобный взгляд не учитывает всей сложности и специфики гуманитарного знания и потому является утопическим и малопродуктивным.
Ориентируясь на деятельностную, созидательную сущность культуры, можно утверждать, что принципиальной особенностью естественно-научной культуры является то, что она «открывает» естественный мир, природу, которая представляет собой самодостаточную систему, функционирующую в соответствии со своими собственными законами. Естественно-научная культура именно поэтому акцентирует свое внимание на изучении и исследовании природных процессов и законов, ими управляющих. Она стремится к тому, чтобы как можно точнее прочитать бесконечную «книгу природы», овладеть ее силами, познать ее как объективную реальность, существующую независимо от человека.
В то же время история человеческой культуры свидетельствует и о том, что любая духовная деятельность людей протекает не только в форме естественно-научного познания, но и в форме философии, религии, искусства, социальных и гуманитарных наук. Все эти виды деятельности и составляют содержание гуманитарной культуры. Основным предметом гуманитарной культуры, таким образом, является внутренний мир человека, его личностные качества, человеческие взаимоотношения и т.д. Иными словами, важнейшей ее особенностью оказывается то, что главной проблемой для человека оказывается его собственное бытие, смысл, нормы и назначение этого бытия.
Все сказанное выше дает основание утверждать, что между естественно-научным и гуманитарным знанием существуют немалые различия. Эти различия обусловлены не только разными целями, предметами и объектами данных направлений познавательной деятельности, но и двумя основными способами процесса мышления, имеющими физиологическую природу. Сегодня достоверно известно, что мозг человека функционально асимметричен: правое его полушарие связано с образным интуитивным типом мышления, а левое — с логическим. Преобладание того или иного типа мышления определяет склонность человека к рациональному или художественному типу восприятия мира.
Рациональное знание служит основой естественно-научной культуры, поскольку ориентировано на разделение, сравнение, измерение и распределение по категориям знаний и информации об окружающем мире. Оно наиболее приспособлено для формализации, накопления и трансляции постоянно увеличивающегося количества знаний. В совокупности различных фактов, событий и проявлений окружающего мира оно вскрывает общее, устойчивое, необходимое и закономерное, придает им системный характер путем логического осмысления. В силу перечисленных особенностей для естественно-научного знания свойственны стремление к истине, выработка специального языка для максимально точного и однозначного выражения полученного знания.
Интуитивное мышление, напротив, выступает основой для гуманитарного знания, поскольку оно отличается индивидуальным характером и поэтому не может быть подвержено строгой классификации или формализации. Оно основывается на внутренних переживаниях человека и не имеет строгих объективных критериев истинности. Однако оно обладает огромной познавательной силой, так как ассоциативно и метафорично по своему характеру. Используя метод аналогии, оно способно выходить за рамки логических конструкций и рождать новые явления материальной и духовной культуры.
Таким образом, естественно-научная и гуманитарная культуры обособлены не случайно, их различия велики. Вместе с тем данное разделение не исключает их исходной взаимозависимости, которая не носит характера несовместимых противоположностей, а выступает скорее как взаимодополняемость. Острота и актуальность проблемы взаимодействия двух культур состоит в том, что они оказались слишком дистанцированными друг от друга. Одна из них исследует природу «саму по себе», а другая — человека и общество «самих по себе». При этом взаимодействие человека и природы каждая из культур рассматривает либо только в познавательном, либо только в «покорительном» плане, в то время как обращение к бытию человека требует углубления единства не только естественно-научной и гуманитарной культур, но и единства всей человеческой культуры в целом. Однако решение этой проблемы упирается в парадокс, заключающийся в том, что законы природы для всех людей и везде одинаковы, но различны и до враждебности несовместимы мировоззрения, нормы и идеалы отношения к себе, к другим людям и окружающему миру.
Констатация факта существования определенных различий между естественно-научной и гуманитарной культурами не отменяет возможности единства между ними, которое может быть достигнуто только при их прямом взаимодействии. Сегодня очевидно, что как в естественно-научном, так и в гуманитарном знании усиливаются интеграционные процессы за счет прямых связей между естественными и гуманитарными науками и за счет общих методов исследования. В этом процессе обогащается техническое оснащение гуманитарных исследований. Тем самым устанавливаются связи гуманитарных наук с естественными, которые также заинтересованы в этом. Так, например, результаты логических и лингвистических исследований используются в разработке информационных средств естествознания. Все большее значение также приобретают совместные разработки естественников и гуманитариев в сфере этических и правовых проблем науки.
В последние годы под влиянием достижений научно-технического прогресса и такого нового общенаучного метода исследований, как системный подход, прежняя конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями значительно ослабла. Гуманитарии поняли важность и необходимость использования в своих знаниях не только технических и информационных средств естествознания и точных наук, но и эффективных научных методов исследования, которые первоначально возникли в рамках естествознания. Например, экспериментальный метод исследования из естественных наук проникает в гуманитарные (социологию, психологию). В свою очередь, естествоиспытатели все чаще обращаются к опыту гуманитарного познания. Таким образом, можно говорить о гуманитаризации естествознания и сциентизации гуманитарного знания, активно происходящих в наши дни и стирающих границы между двумя культурами.
- 34А.П. Садохин концепции современного естествознания От автора
- Глава 1
- 1.1. Наука среди других сфер культуры
- 1.2. Естественно-научная и гуманитарная культуры
- 1.3. Критерии научного знания
- 1.4. Структура научного знания
- 1.5. Научная картина мира
- Глава 2. Структура и методы научного познания
- 2.1. Уровни и формы научного познания
- 2.2. Методы научного познания
- 2.3. Особенные эмпирические методы научного познания
- 2.4. Особенные теоретические методы научного познания
- 2.5. Особенные универсальные методы научного познания
- 2.6. Общенаучные подходы
- 2.7. Системный подход
- 2.8. Глобальный эволюционизм
- Глава 3. Основы естествознания
- 3.1. Предмет и структура естествознания
- 3.2. История естествознания
- 3.3. Начало науки
- 3.4. Глобальная научная революция конца XIX — начала XX в.
- 3.5. Основные черты современного естествознания как науки
- Глава 4 Физическая картина мира
- 4.1. Понятие физической картины мира
- 4.2. Механическая картина мира
- 4.3. Электромагнитная картина мира
- 4.4. Квантово-полевая картина мира
- 4.5. Соотношение динамических и статистических законов
- 4.6. Принципы современной физики
- Глава 5
- 5.1. Структурные уровни организации материи
- 5.2. Движение и физическое взаимодействие
- 5.3. Концепции пространства и времени в современном естествознании
- Глава 6
- 6.1. Космология и космогония
- 6.2. Космологические модели Вселенной
- 6.3. Происхождение Вселенной — концепция Большого взрыва
- 6.4. Структурная самоорганизация Вселенной
- 6.5. Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной
- 6.6. Проблема существования
- Глава 7
- 7.1. Форма и размеры Земли Комплекс наук о Земле
- 7.2. Земля среди других планет Солнечной системы
- 7.3. Образование Земли
- 7.4. Геосферы Земли
- 7.5. Геодинамические процессы
- Глава 8
- 8.1. Специфика химии как науки Основные задачи химии
- 8.2. Первый уровень химического знания. Учение о составе вещества
- 8.3. Второй уровень химического знания. Структурная химия
- 8.4. Третий уровень химического знания. Учение о химическом процессе
- 8.5. Четвертый уровень химического знания. Эволюционная химия
- Глава 9
- 9.1. Структура биологического знания Биология как наука
- 9.2. Структурные уровни организации жизни
- Глава 10
- 10.1. Сущность жизни
- 10.2. Основные концепции происхождения жизни
- 10.3. Современное состояние проблемы происхождения жизни
- 10.4. Появление жизни на Земле
- 10.5. Формирование и развитие биосферы Земли
- 10.6. Появление царств растений и животных
- Глава 11
- 11.1. Становление идеи развития в биологии Эволюционная теория и ее значение
- 11.2. Теория эволюции ч. Дарвина
- 11.3. Дальнейшее развитие эволюционной теории. Антидарвинизм
- 11.4. Основы генетики
- 11.5. Синтетическая теория эволюции
- Глава 12
- 12.1. Концепции происхождения человека
- 12.2. Сходство и отличия человека и животных
- 12.3. Сущность человека. Биологическое и социальное в человеке
- 12.4. Этология о поведении человека
- Глава 13
- 13.1. Сущность и истоки человеческого сознания
- 13.2. Эмоции человека
- 13.3. Здоровье, работоспособность и творчество человека
- 13.4. Биоэтика
- Глава 14
- 14.1. Понятие и сущность биосферы Понятие биосферы
- 14.2. Биосфера и космос
- 14.3. Человек и космос
- 14.4. Человек и природа
- 14.5. Концепция ноосферы в.И. Вернадского Понятие ноосферы
- 14.6. Охрана окружающей среды
- 14.7. Рациональное природопользование
- 14.8. Антропный принцип в современной науке