2.7. Системный подход
Сущность системного подхода
Под системным подходом в широком смысле понимают метод исследования окружающего мира, при котором интересующие нас предметы и явления рассматриваются как части или элементы определенного целостного образования.
Эти части и элементы, взаимодействуя друг с другом, формируют новые свойства целостного образования (системы), отсутствующие у каждого из них в отдельности. Таким образом, мир с точки зрения системного подхода предстает перед нами как совокупность систем разного уровня, находящихся в отношениях иерархии.
В современной науке в основе представлений о строении материального мира лежит именно системный подход, согласно которому любой объект материального мира может быть рассмотрен как сложное образование, включающее составные части, организованные в целое. Для обозначения этой целостности в науке выработано понятие системы.
В современной науке под системой понимают внутреннее (или внешнее) упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, проявляющее себя как нечто единое по отношению к другим объектам или внешним условиям.
Понятие «элемент» означает минимальный, далее уже неделимый компонент в рамках системы. Во всех системах связь между ее элементами является более устойчивой, упорядоченной и внутренне необходимой, чем связь каждого из элементов с окружающей средой. Элемент является таковым лишь по отношению к данной системе, при других отношениях он сам может представлять сложную систему. Совокупность связей между элементами образует структуру системы. Существует два типа связей между элементами системы: горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные связи — это связи координации между однопо-рядковыми элементами системы. Они носят коррелирующий характер: ни одна часть системы не может измениться без того, чтобы не изменились другие ее части.
Вертикальные связи — это связи субординации, т.е. соподчинения элементов. Они выражают сложное внутреннее устройство системы, где одни части по своей значимости могут уступать другим подчиняться им.
Степень взаимодействия частей системы друг с другом може быть различной. Кроме того, любой предмет или явление окру жающего мира, с одной стороны, может входить в состав боле крупных и масштабных систем, а с другой стороны — сам являться системой, состоящей из более мелких элементов и составных частей. Поэтому все предметы и явления окружающего нас мира могут изучаться и как элементы систем, и как целостные системы, а системность является неотъемлемым свойством мира, в котором мы живем. В этом заключается сущность системного подхода.
Строение системы
Рассматривая строение системы, в ней можно выделить следующие компоненты: подсистемы и части (элементы). Подсистемы являются крупными частями систем, обладающими значительной самостоятельностью. Разница между элементами и подсистемами достаточно условна, если отвлечься от их размера. В качестве примера можно привести человеческий организм, безусловно, являющийся системой. Его подсистемами являются неравная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная и другие системы. В свою очередь, они состоят из отдельных органов и тканей, которые являются элементами человеческого организма. Но мы можем рассматривать в качестве самостоятельных систем выделенные нами подсистемы, в таком случае подсистемами будут органы и ткани, а элементами системы — клетки. Таким образом, системы, подсистемы и элементы находятся в отношениях иерархического соподчинения.
Классификация систем
В рамках системного подхода была создана общая теория систем, которая сформулировала принципы, общие для самых различных областей знания. Она начинается с классификации систем и дается по нескольким основаниям.
В зависимости от структуры системы делятся на дискретные, жесткие и централизованные. Дискретные (корпускулярные) системы состоят из подобных друг другу элементов, не связанных между собой непосредственно, а объединенных только общим отношением к окружающей среде, поэтому потеря нескольких элементов не наносит ущерба целостности системы.
Жесткие системы отличаются повышенной организованностью, поэтому удаление даже одного элемента приводит к гибели всей системы.
Централизованные системы имеют одно основное звено, которое, находясь в центре системы, связывает все остальные элементы и управляет ими.
По типу взаимодействия с окружающей средой все системы делятся на открытые и закрытые. Открытыми являются системы реального мира, обязательно обменивающиеся веществом, энергией или информацией с окружающей средой. Закрытые системы не обмениваются ни веществом, ни энергией, ни информацией с окружающей средой. Это понятие является абстракцией высокого уровня и, хотя существует в науке, реально не существует, так как в действительности никакая система не может быть полностью изолирована от воздействия других систем. Поэтому все известные в мире системы являются открытыми.
По составу системы можно разделить на материальные и идеальные. К материальным относится большинство органических, неорганических и социальных систем (физические, химические, биологические, геологические, экологические, социальные системы). Также среди материальных систем можно выделить искусственные технические и технологические системы, созданные человеком для удовлетворения своих потребностей.
Идеальные системы представляют собой отражение материальных систем в человеческом и общественном сознании. Примером идеальной системы является наука, которая с помощью законов и теорий описывает реальные материальные системы, существующие в природе.
Свойства системы
Теория систем также изучает свойства систем. Многие высокоорганизованные системы отвечают понятию целесообразности, т.е. ориентированы на достижение какой-либо цели. Эти свойства отсутствуют у отдельных элементов системы и появляются только у системы в целом. Такие свойства называются эмерджентными свойствами системы. Например, вода состоит всего из двух химических элементов — кислорода (О) и водорода (Н), которые по отдельности не обладают свойствами воды. Только при соединении этих элементов в определенную систему (Н20) появляется вода как вещество с присущими ей специфическими свойствами.
У многих высокоорганизованных систем формируется механизм обратной связи — реакция системы на воздействие окружающей среды. Если мы бросим камень, то он пролетит некоторое расстояние и упадет, никак не сопротивляясь этому. В данном случае обратная связь отсутствует. Но если мы попытаемся дернуть кошку за хвост, обратной связью, скорее всего, будут наши исцарапанные руки.
Существует несколько типов обратной связи. Система может своим поведением усиливать внешнее воздействие (если рота солдат будет идти по мосту, шагая «в ногу», мост может рухнуть из-за резонанса), при этом формируется положительная обратная связь. При уменьшении внешнего воздействия создается отрицательная обратная связь. Разновидностью таких связей является гомеостати-ческая обратная связь, сводящая внешнее воздействие к нулю. Примером может служить постоянная температура человеческого тела, остающаяся таковой несмотря на колебания температуры окружающей среды.
Механизм обратной связи делает систему более устойчивой, надежной и эффективной. Также он повышает ее внутреннюю организованность. Именно наличие механизма обратной связи дает возможность говорить, что система имеет какие-то цели, что ее поведение целесообразно.
Практически для любой системы характерна иерархичность строения — последовательное включение системы более низкого уровня в систему более высокого уровня. Это означает, что отношения и связи в системе при определенном ее представлении сами могут рассматриваться как ее элементы, подчиняющиеся соответствующей иерархии. Это позволяет строить различные, не совпадающие между собой последовательности включения систем друг в друга, описывающие исследуемый материальный объект с разных сторон.
В соответствии с системным подходом в природе все взаимосвязано, поэтому можно выделить такие системы, которые включают элементы как живой, так и неживой природы. Естественные науки, начиная изучение материального мира с наиболее простых, непосредственно воспринимаемых человеком материальных объектов, переходят постепенно к изучению сложнейших структур материи, выходящих за пределы человеческого восприятия и несоизмеримых с объектами повседневного окружения. Применяя системный подход, естествознание не просто выделяет типы материальных систем, но и раскрывает их связи и соотношения.
Системный подход как интеграция научного знания
Понятие системы, как и системный подход в целом, было сформировано в XX в. на основе работ А.А. Богданова и Л. фон Берталанфи. Известный русский советский ученый А.А. Богданов стал основоположником тектологии (всеобщей организационной науки). Он утверждал, что любой предмет или явление имеет свою цель и устроен в соответствии с ней. Это дает нам основания считать эти предметы и явления организмами и организациями. В природе существует объективная целесообразность, или организованность, являющаяся результатом естественного отбора. Богданов понимал организованность как свойство целого быть больше суммы своих частей, причем, чем больше эта разница, тем выше степень организации.
Известный австрийский биолог-теоретик Л. фон Берталанфи разработал теорию открытых биологических систем, способных достигать своего конечного состояния, несмотря на некоторые нарушения условий своего существования. Он обратил внимание на существование моделей, принципов и законов, применимых к любым системам, независимо от их содержания. Физические, химические, биологические и социальные системы, по его мнению, должны функционировать по одним и тем же правилам. Он же дал первое определение системы как совокупности элементов, находящихся во взаимодействии.
Появление системного подхода говорит о зрелости современной науки. Оно было бы невозможно еще сто лет назад. Этот подход тесно связан с интегративным характером современного естествознания и проявляет себя в междисциплинарных исследованиях, занимающих все более почетное место в современной науке. Конечным пунктом системного исследования является формирование целостной, интегративной модели изучаемого объекта. Для этого отдельные компоненты анализируются не ради их собственного познания, а с целью их последующего сведения в единое целое. Не менее важным является изучение воздействия окружающей среды на целостность системы. При этом сам познавательный процесс также должен быть организован в соответствии с требованием целостности, нацелен на получение интегративного знания. Системный подход отражает единство научного знания, которое выражается в установлении связей и отношений между различными по сложности организации системами, в возможности целостного познания этих систем, во все более глубоком проникновении человека в тайны природы.
- 34А.П. Садохин концепции современного естествознания От автора
- Глава 1
- 1.1. Наука среди других сфер культуры
- 1.2. Естественно-научная и гуманитарная культуры
- 1.3. Критерии научного знания
- 1.4. Структура научного знания
- 1.5. Научная картина мира
- Глава 2. Структура и методы научного познания
- 2.1. Уровни и формы научного познания
- 2.2. Методы научного познания
- 2.3. Особенные эмпирические методы научного познания
- 2.4. Особенные теоретические методы научного познания
- 2.5. Особенные универсальные методы научного познания
- 2.6. Общенаучные подходы
- 2.7. Системный подход
- 2.8. Глобальный эволюционизм
- Глава 3. Основы естествознания
- 3.1. Предмет и структура естествознания
- 3.2. История естествознания
- 3.3. Начало науки
- 3.4. Глобальная научная революция конца XIX — начала XX в.
- 3.5. Основные черты современного естествознания как науки
- Глава 4 Физическая картина мира
- 4.1. Понятие физической картины мира
- 4.2. Механическая картина мира
- 4.3. Электромагнитная картина мира
- 4.4. Квантово-полевая картина мира
- 4.5. Соотношение динамических и статистических законов
- 4.6. Принципы современной физики
- Глава 5
- 5.1. Структурные уровни организации материи
- 5.2. Движение и физическое взаимодействие
- 5.3. Концепции пространства и времени в современном естествознании
- Глава 6
- 6.1. Космология и космогония
- 6.2. Космологические модели Вселенной
- 6.3. Происхождение Вселенной — концепция Большого взрыва
- 6.4. Структурная самоорганизация Вселенной
- 6.5. Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной
- 6.6. Проблема существования
- Глава 7
- 7.1. Форма и размеры Земли Комплекс наук о Земле
- 7.2. Земля среди других планет Солнечной системы
- 7.3. Образование Земли
- 7.4. Геосферы Земли
- 7.5. Геодинамические процессы
- Глава 8
- 8.1. Специфика химии как науки Основные задачи химии
- 8.2. Первый уровень химического знания. Учение о составе вещества
- 8.3. Второй уровень химического знания. Структурная химия
- 8.4. Третий уровень химического знания. Учение о химическом процессе
- 8.5. Четвертый уровень химического знания. Эволюционная химия
- Глава 9
- 9.1. Структура биологического знания Биология как наука
- 9.2. Структурные уровни организации жизни
- Глава 10
- 10.1. Сущность жизни
- 10.2. Основные концепции происхождения жизни
- 10.3. Современное состояние проблемы происхождения жизни
- 10.4. Появление жизни на Земле
- 10.5. Формирование и развитие биосферы Земли
- 10.6. Появление царств растений и животных
- Глава 11
- 11.1. Становление идеи развития в биологии Эволюционная теория и ее значение
- 11.2. Теория эволюции ч. Дарвина
- 11.3. Дальнейшее развитие эволюционной теории. Антидарвинизм
- 11.4. Основы генетики
- 11.5. Синтетическая теория эволюции
- Глава 12
- 12.1. Концепции происхождения человека
- 12.2. Сходство и отличия человека и животных
- 12.3. Сущность человека. Биологическое и социальное в человеке
- 12.4. Этология о поведении человека
- Глава 13
- 13.1. Сущность и истоки человеческого сознания
- 13.2. Эмоции человека
- 13.3. Здоровье, работоспособность и творчество человека
- 13.4. Биоэтика
- Глава 14
- 14.1. Понятие и сущность биосферы Понятие биосферы
- 14.2. Биосфера и космос
- 14.3. Человек и космос
- 14.4. Человек и природа
- 14.5. Концепция ноосферы в.И. Вернадского Понятие ноосферы
- 14.6. Охрана окружающей среды
- 14.7. Рациональное природопользование
- 14.8. Антропный принцип в современной науке