34А.П. Садохин концепции современного естествознания От автора
Предлагаемый учебник подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначен для студентов гуманитарных специальностей вузов.
Общеизвестно, что современная система образования должна решить задачу подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих разносторонними и фундаментальными знаниями о самых различных процессах и явлениях окружающего мира. В наши дни обществу не нужны специалисты, ориентированные только на решение узкоутилитарных задач. Высококвалифицированный профессионал, востребованный на рынке труда, должен обладать широким кругозором, навыками самостоятельного приобретения новых знаний и их критического осмысления. Кроме того, он должен иметь представление об основных научных концепциях, объясняющих пространственно-временные отношения объективного мира, процессы самоорганизации в сложных системах, каковыми является живая и неживая природа, взаимоотношения человека с окружающей природной средой и место человека во Вселенной.
С этой целью в учебные планы всех высших учебных заведений включена дисциплина «Концепции современного естествознания», призванная сформировать у студентов широкие мировоззренческие ориентации и установки, помочь им овладеть научной картиной мира.
Целью курса «Концепции современного естествознания» является ознакомление студентов гуманитарных специальностей вузов с неотъемлемым компонентом человеческой культуры — естествознанием. При этом основное внимание уделено рассмотрению тех концепций современного естествознания, которые имеют наиболее важное мировоззренческое и методологическое значение для понимания и анализа социальных явлений.
Учебный курс «Концепции современного естествознания» по своему содержанию является междисциплинарным комплексом на основе историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подходов к современному естествознанию. Современная тенденция к гармоничному синтезу гуманитарного и естественно-научного знания обусловлена потребностями общества в целостном мировосприятии и подчеркивает актуальность данной дисциплины.
Потребность в изучении данного курса обусловлена еще и тем обстоятельством, что на протяжении двух последних десятилетий в нашем обществе все более широкое распространение получают различные виды иррационального знания — мистицизм, астрология, оккультизм, магия, спиритизм и т.п. Постепенно и последовательно они пытаются вытеснить из общественного сознания научную картину мира, основанную на рациональных способах его объяснения. В создавшихся условиях особую значимость приобретают: утверждение научно-рационального отношения к действительности, целостное представление о живой и неживой природе, понимание содержания и возможностей современных методов научного познания, а также умение их применять в профессиональной деятельности.
Опыт преподавания данной дисциплины в гуманитарных вузах показывает, что, излагая материал естественных наук, по возможности следует избегать чрезмерной детализации, если это не оправдано общим замыслом и методологическим подходом к изложению данного предмета. Целесообразно сосредоточить основное внимание на тех важнейших концепциях современного естествознания, которые составляют фундамент современной научной картины мира и наиболее важны в мировоззренческом аспекте. Таким образом, свою основную задачу автор видел в том, чтобы сделать форму изложения материала максимально доступной для усвоения теми будущими специалистами, для которых естествознание не является основной профессиональной дисциплиной. Однако поскольку спектр гуманитарных специальностей достаточно широк и разнообразен, то автор стремился придать своему труду универсальный характер, чтобы он таким образом оказался одинаково полезен для студентов всех гуманитарных специальностей — будущих экономистов, психологов, историков, социологов, менеджеров и т.д.
Предлагая свой труд широкой аудитории, автор выражает благодарность рецензентам и коллегам-преподавателям за ценные замечания и рекомендации, которые оказали неоценимую помощь в создании данного учебника. Кроме того, автор заранее выражает свою искреннюю благодарность всем заинтересованным читателям за их благожелательные пожелания и замечания.
- 34А.П. Садохин концепции современного естествознания От автора
- Глава 1
- 1.1. Наука среди других сфер культуры
- 1.2. Естественно-научная и гуманитарная культуры
- 1.3. Критерии научного знания
- 1.4. Структура научного знания
- 1.5. Научная картина мира
- Глава 2. Структура и методы научного познания
- 2.1. Уровни и формы научного познания
- 2.2. Методы научного познания
- 2.3. Особенные эмпирические методы научного познания
- 2.4. Особенные теоретические методы научного познания
- 2.5. Особенные универсальные методы научного познания
- 2.6. Общенаучные подходы
- 2.7. Системный подход
- 2.8. Глобальный эволюционизм
- Глава 3. Основы естествознания
- 3.1. Предмет и структура естествознания
- 3.2. История естествознания
- 3.3. Начало науки
- 3.4. Глобальная научная революция конца XIX — начала XX в.
- 3.5. Основные черты современного естествознания как науки
- Глава 4 Физическая картина мира
- 4.1. Понятие физической картины мира
- 4.2. Механическая картина мира
- 4.3. Электромагнитная картина мира
- 4.4. Квантово-полевая картина мира
- 4.5. Соотношение динамических и статистических законов
- 4.6. Принципы современной физики
- Глава 5
- 5.1. Структурные уровни организации материи
- 5.2. Движение и физическое взаимодействие
- 5.3. Концепции пространства и времени в современном естествознании
- Глава 6
- 6.1. Космология и космогония
- 6.2. Космологические модели Вселенной
- 6.3. Происхождение Вселенной — концепция Большого взрыва
- 6.4. Структурная самоорганизация Вселенной
- 6.5. Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной
- 6.6. Проблема существования
- Глава 7
- 7.1. Форма и размеры Земли Комплекс наук о Земле
- 7.2. Земля среди других планет Солнечной системы
- 7.3. Образование Земли
- 7.4. Геосферы Земли
- 7.5. Геодинамические процессы
- Глава 8
- 8.1. Специфика химии как науки Основные задачи химии
- 8.2. Первый уровень химического знания. Учение о составе вещества
- 8.3. Второй уровень химического знания. Структурная химия
- 8.4. Третий уровень химического знания. Учение о химическом процессе
- 8.5. Четвертый уровень химического знания. Эволюционная химия
- Глава 9
- 9.1. Структура биологического знания Биология как наука
- 9.2. Структурные уровни организации жизни
- Глава 10
- 10.1. Сущность жизни
- 10.2. Основные концепции происхождения жизни
- 10.3. Современное состояние проблемы происхождения жизни
- 10.4. Появление жизни на Земле
- 10.5. Формирование и развитие биосферы Земли
- 10.6. Появление царств растений и животных
- Глава 11
- 11.1. Становление идеи развития в биологии Эволюционная теория и ее значение
- 11.2. Теория эволюции ч. Дарвина
- 11.3. Дальнейшее развитие эволюционной теории. Антидарвинизм
- 11.4. Основы генетики
- 11.5. Синтетическая теория эволюции
- Глава 12
- 12.1. Концепции происхождения человека
- 12.2. Сходство и отличия человека и животных
- 12.3. Сущность человека. Биологическое и социальное в человеке
- 12.4. Этология о поведении человека
- Глава 13
- 13.1. Сущность и истоки человеческого сознания
- 13.2. Эмоции человека
- 13.3. Здоровье, работоспособность и творчество человека
- 13.4. Биоэтика
- Глава 14
- 14.1. Понятие и сущность биосферы Понятие биосферы
- 14.2. Биосфера и космос
- 14.3. Человек и космос
- 14.4. Человек и природа
- 14.5. Концепция ноосферы в.И. Вернадского Понятие ноосферы
- 14.6. Охрана окружающей среды
- 14.7. Рациональное природопользование
- 14.8. Антропный принцип в современной науке