Химия в механистическом мире
Естествознание XVII века характеризовалось не только революционными достижениями в космологии и механике. В этот период была начата, образно говоря, закладка будущего здания химической науки. Последнее было связано с именем известного английского ученого, физика и химика Роберта Бойля (1627–1691). Как физик, он получил известность благодаря открытию «газового закона», устанавливающего зависимость объема газа от давления. Согласно этому закону, произведение удельного объема газа на его давление при неизменной температуре есть величина постоянная (PV – constanta). Поскольку этот же закон установил, независимо от Бойля, и французский медик Эдм Мариотт (1620–1684), то в историю науки он вошел под названием закона Бойля-Мариотта.
Но этим законом не ограничивается вклад Р.Бойля в науку. Он серьезно занимался химией, выполнял многочисленные химические опыты. Одним из первых он получил и описал водород, хотя истинная природа этого газа осталась ему неизвестной. Бойль сумел получить фосфор и некоторые его соединения. Он разработал основы качественного химического анализа «мокрым путем», т.е. в растворах, и ввел применение цветочных отваров в качестве индикаторов на присутствие кислот и щелочей. Им были четко сформулированы отличительные признаки кислот (энергично растворять различные вещества, изменять окраску сока некоторых растений и т.д.) и установлено, что эти особенности кислот исчезают, если привести их в соприкосновение со щелочами.
В своей книге «Химик-скептик», опубликованной в 1661 году, Бойль отверг (как нереальное) утверждение представителей античной натурфилософии о четырех «стихиях» (огне, воздухе, воде и земле) и изложил применительно к химии основы корпускулярной теории. Бойль дал определение корпускулы как простейшего элемента вещества. Корпускула, по мнению Бойля, – это простое тело, которое уже не может быть разделено на другие более простые тела, т.е., другими словами, это предел качественного деления вещества. Бойль был убежден, что химия как наука должна широко использовать корпускулярные представления. Выступая за союз химиков и философов-корпускуляристов, он писал: «Сколько химических экспериментов можно объяснить корпускулярными понятиями, столько же корпускулярных понятий можно легко иллюстрировать или подтвердить посредством химических экспериментов».
Несомненной заслугой Бойля является первое научное толкование понятия химического элемента. Он предложил химико-аналитическое определение элемента и фактически поставил перед химией новую задачу: научиться выделять в чистом виде отдельные вещества и устанавливать их состав, т. е. определять, из каких конкретных частей состоит данное тело и каким комплексом физико-химических свойств оно обладает.
Бойль положил начало преобразованию химии в самостоятельную науку. Сам же он подчеркивал, что занимается химией «не столько ради нее самой, но в целях натуральной философии и для нее», что его целью было достичь «взаимопонимания между химиками и механистическими философами, которые доселе слишком мало были знакомы с учениями друг друга».
- Академия управления при Президенте Республики Беларусь г.И. Касперович
- Учебное пособие
- Содержание
- Тема 6. Основы кибернетики и синергетики. Самоорганизация, порядок и хаос в природе мира 100
- Тема 7. Современная космологическая картина мира и модели Вселенной 119
- Тема 8. Современная химия в контексте устойчивого развития общества 140
- Тема 9. Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания 155
- Раздел III Социальные и прикладные проблемы естествознания 185
- Тема 10. Социальное измерение современного естествознания. Естественнонаучные основы современных технологий 185
- Введение в учебный курс «Основы современного естествознания»
- Раздел I. Естествознание как феномен культуры и комплекс наук о природе Тема 1. Естествознание в системе науки и культуры
- Контрольные вопросы к теме №1
- Тема 2. Исторические этапы познания природы. Особенности современного естествознания
- Контрольные вопросы к теме №2
- Тема 3. Методы и принципы естественнонаучного познания. Системный подход как его важнейшая парадигма
- Математизация и формализация. Язык современного естествознания
- Системный подход как важнейшая парадигма современного естествознания
- Контрольные вопросы к теме №3
- Раздел II. Фундаментальные законы и основы современного естествознания Тема 4. Научные картины мира и научные революции в истории естествознания
- Контрольные вопросы к теме №4
- Тема 5. Основы современной физической картины мира
- Электромагнитная картина мира
- Современная квантово-релятивистская физическая картина мира
- Постулаты специальной и общей теории относительности
- Формирование квантовой физики. Специфика ее понятий и принципов
- Понятие состояния физической системы. Динамические и статистические закономерности в природе
- Релятивистская квантовая физика. Мир античастиц. Квантовая теория поля
- Понятие симметрии и законы сохранения
- Контрольные вопросы к теме №5
- Тема 6. Основы кибернетики и синергетики. Самоорганизация, порядок и хаос в природе мира
- Кибернетика: концептуально-понятийная характеристика
- Вклад кибернетики в современную научную картину мира
- От хаоса к порядку. Синергетика как наука
- Механизм протекания процессов самоорганизации (по и.Пригожину)
- Синергетические процессы в предбиологических системах (по м.Эйгену)
- Значение синергетики для науки и культуры
- Контрольные вопросы к теме №6
- Тема 7. Современная космологическая картина мира и модели Вселенной
- Проблема существования и поиска жизни во Вселенной
- Контрольные вопросы к теме №7
- Тема 8. Современная химия в контексте устойчивого развития общества
- Атомно-молекулярное учение
- Химические основы жизни
- Перспективные химические материалы и технологии
- Контрольные вопросы к теме №8
- Тема 9. Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания
- Биология XX века: познание молекулярного уровня жизни
- Сущность и определение жизни
- Основные концепции происхождения жизни
- II. Онтогенетический: а) клеточный; б) тканевой; в) организменный.
- III. Надорганизменный уровень
- Человек как биосоциальное существо. Его место и роль в социо-природном комплексе
- Проблема происхождения человека: концепции антропогенеза
- Контрольные вопросы к теме №9
- Раздел III Социальные и прикладные проблемы естествознания Тема 10. Социальное измерение современного естествознания. Естественнонаучные основы современных технологий
- Экологизация естествознания
- 4. Парниковый эффект.
- 5. Сохранение водных ресурсов.
- 6. Захоронение радиоактивных отходов.
- Естественнонаучные основы современных технологий
- Контрольные вопросы к теме №10
- Заключение
- Античная протонаука. Атомистика. Геоцентрическая космология. Развитие математики и механики
- Естествознание эпохи средневековья
- II. Классическая – аналитическая стадия познания природы Естествознание эпохи Возрождения и Нового времени. Научные революции в истории естествознания
- Первая научная революция. Гелиоцентрическая система мира. Учение о множественности миров
- Вторая научная революция. Создание классической механики и экспериментального естествознания. Механическая картина мира
- Химия в механистическом мире
- Естествознание Нового времени и проблема философского метода
- Третья научная революция. Диалектизация естествознания
- Очищение естествознания от натурфилософских представлений
- Исследования в области электромагнитного поля и начало крушения механистической картины мира
- III. Неклассическое естествознание XX века Четвертая научная революция. Проникновение в глубь материи. Теория относительности и квантовая механика. Окончательное крушение механистической картины мира
- Научно-техническая революция, ее естественнонаучная составляющая и исторические этапы
- IV. Становление постнеклассического – интегрального естествознания
- Особенности развития науки в хх столетии
- Физика микромира. Современная атомистика
- Астрофизика. Релятивистская космология
- Достижения в основных направлениях современной химии
- Биология XX века: познание молекулярного уровня жизни. Предпосылки современной биологии
- Молекулярная биология
- Расшифровка №генома человека
- Кибернетика и синергетика
- Самые выдающиеся ученые хх столетия
- Открытия и научные концепции (теории), в наибольшей степени повлиявшие на развитие цивилизации в XX веке
- Наиболее значимые технологии и изобретения
- Вопросы к зачету
- Литература
- Краткий словарь специальных терминов