Тема 10. Социальное измерение современного естествознания. Естественнонаучные основы современных технологий 185
Экологизация естествознания 194
Естественнонаучные основы современных технологий 202
Геном человека. В современном естествознании третьего тысячелетия нет, наверное, проблемы более захватывающей, трудоемкой и значительной, чем познание генома человека – всей совокупности его генов. 210
Уже в начале 70-х годов ХХ столетия ученые в лабораторных условиях начали получать и клонировать рекомбинантные молекулы ДНК, культивировать в пробирках клетки и ткани растений и животных. В последние годы достигнут огромный прогресс в клонировании полноценных животных (даже способных приносить потомство) из соматических (т.е. неполовых) клеток. 216
Особенно большой резонанс у мировой общественности получили работы шотландских ученых из Рослинского Университета, которым удалось из клетки молочной железы беременной овцы получить генетически точную ее копию. Клонированная овца по кличке Долли нормально развивалась и произвела на свет сначала одного, а затем еще трех нормальных ягнят. Вслед за этим появился ряд новых сообщений о воспроизведении генетических близнецов коров, мышей, коз, свиней, обезьяны из соматических клеток этих животных. В 2000 году появились сведения о клональном размножении потомства приматов путем деления зародыша. Американским исследователям удалось получить генетически идентичные эмбрионы обезьяны-резус путем разделения бластомеров зародыша на стадии деления. Из эмбриона родилась вполне нормальная обезьянка Тетра – генетический близнец первоначально зачатой особи. Такой тип клонирования обеспечивает генетически идентичное потомство и в результате можно получить двойню, тройню и более генетических близнецов. Следовательно, есть возможность повторять сложные научные эксперименты на абсолютно генетически идентичном материале. Имплантируя последовательно зародыш одной и той же суррогатной матери, можно изучить влияние ее организма на развитие плода. Разработанные методы клонирования животных пока еще далеки от совершенства. В процессе экспериментирования наблюдается высокая смертность и большой процент уродств новорожденных (из 226 опытов, проведенных в лаборатории Яна Вильмута в Рослинском институте, удачным оказался лишь один – на свет появилась овца Долли). 216
Еще не ясны многие механизмы клонирования и развития животных из соматической клетки. Тем не менее, успех, достигнутый на данный момент, показал теоретическую возможность создания генетических копий даже человека из отдельной клетки, взятой из какого-либо органа. Многие ученые с энтузиазмом восприняли идею клонирования человека. Например, «отец» первого ребенка «из пробирки» Л. Эдвардс, заявил, что этот метод можно использовать для получения «запасных» органов, которые пересаживались бы больному человеку. Опрос общественного мнения в США 2000 года показал, что 7% американцев готовы подвергнуться клонированию. Вместе с тем, многие ученые и общественные деятели озабочены потенциальной опасностью (в том числе моральной) и высказываются против клонирования человеческих особей. Существует и биологическая проблема. Известно, что в процессе культивирования клеток в пробирках и получения соматоклонов могут возникать различного рода мутации в геноме, вредные для организма. К тому же, как установлено, клональные особи имеют особенность быстрого старения и угнетения многих жизненных функций за короткий промежуток времени. Следовательно, клонирование людей может привести к возрастанию в человеческой популяции генетически неполноценных, в т.ч. психически больных людей. Кроме того, возникает целый ряд моральных, этических и даже юридических проблем, связанных с манипуляциями над эмбрионом человека. 216
Современные технологии производства энергии. Во многих видах энергосистем технология производства энергии основана на преобразовании тепла. Смена источника энергии требует и кардинального обновления технологии. С древних времен в качестве основного источника тепловой энергии использовалась преимущественно древесина. С появлением паровых машин древесину вытеснил каменный уголь, но вскоре он уступил лидерство нефти и природному газу, которые и по сей день остаются ведущими видами топлива. 220
Модернизация технической базы промышленности. Промышленные предприятия, выпуская ту или иную продукцию, потребляют большое количество природных ресурсов и энергии. В связи с этим к современным предприятиям предъявляются требования не только производить высококачественную продукцию, но и экономно расходовать природные ресурсы, сберегать энергию и сохранять окружающую среду. Техническое оборудование любого промышленного предприятия со временем устаревает, новые технологии требуют кардинального обновления устаревшего оборудования, т.е. модернизации технической базы промышленности в целом. 221
Контрольные вопросы к теме №10 222
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 223
Приложение 226
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 226
I. Доклассическое – натурфилософское познание природы 226
Натурфилософия и ее место в истории естествознания 226
Античная протонаука. Атомистика. Геоцентрическая космология. Развитие математики и механики 227
Естествознание эпохи средневековья 232
II. Классическая – аналитическая стадия познания природы 233
Естествознание эпохи Возрождения и Нового времени. Научные революции в истории естествознания 233
Первая научная революция. Гелиоцентрическая система мира. Учение о множественности миров 234
Химия в механистическом мире 240
Естествознание Нового времени и проблема философского метода 241
Третья научная революция. Диалектизация естествознания 243
Очищение естествознания от натурфилософских представлений 249
Исследования в области электромагнитного поля и начало крушения механистической картины мира 253
III. Неклассическое естествознание XX века 255
Четвертая научная революция. Проникновение в глубь материи. Теория относительности и квантовая механика. Окончательное крушение механистической картины мира 255
Научно-техническая революция, ее естественнонаучная составляющая и исторические этапы 259
IV. Становление постнеклассического – интегрального естествознания 261
Особенности развития науки в ХХ столетии 263
Физика микромира. Современная атомистика 264
Астрофизика. Релятивистская космология 266
Достижения в основных направлениях современной химии 268
Биология XX века: познание молекулярного уровня жизни. Предпосылки современной биологии 270
Молекулярная биология 272
Расшифровка №генома человека 273
Кибернетика и синергетика 275
Самые выдающиеся ученые ХХ столетия 278
Открытия и научные концепции (теории), в наибольшей степени повлиявшие на развитие цивилизации в XX веке 280
Наиболее значимые технологии и изобретения 280
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 282
ЛИТЕРАТУРА 284
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ 290
- Академия управления при Президенте Республики Беларусь г.И. Касперович
- Учебное пособие
- Содержание
- Тема 6. Основы кибернетики и синергетики. Самоорганизация, порядок и хаос в природе мира 100
- Тема 7. Современная космологическая картина мира и модели Вселенной 119
- Тема 8. Современная химия в контексте устойчивого развития общества 140
- Тема 9. Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания 155
- Раздел III Социальные и прикладные проблемы естествознания 185
- Тема 10. Социальное измерение современного естествознания. Естественнонаучные основы современных технологий 185
- Введение в учебный курс «Основы современного естествознания»
- Раздел I. Естествознание как феномен культуры и комплекс наук о природе Тема 1. Естествознание в системе науки и культуры
- Контрольные вопросы к теме №1
- Тема 2. Исторические этапы познания природы. Особенности современного естествознания
- Контрольные вопросы к теме №2
- Тема 3. Методы и принципы естественнонаучного познания. Системный подход как его важнейшая парадигма
- Математизация и формализация. Язык современного естествознания
- Системный подход как важнейшая парадигма современного естествознания
- Контрольные вопросы к теме №3
- Раздел II. Фундаментальные законы и основы современного естествознания Тема 4. Научные картины мира и научные революции в истории естествознания
- Контрольные вопросы к теме №4
- Тема 5. Основы современной физической картины мира
- Электромагнитная картина мира
- Современная квантово-релятивистская физическая картина мира
- Постулаты специальной и общей теории относительности
- Формирование квантовой физики. Специфика ее понятий и принципов
- Понятие состояния физической системы. Динамические и статистические закономерности в природе
- Релятивистская квантовая физика. Мир античастиц. Квантовая теория поля
- Понятие симметрии и законы сохранения
- Контрольные вопросы к теме №5
- Тема 6. Основы кибернетики и синергетики. Самоорганизация, порядок и хаос в природе мира
- Кибернетика: концептуально-понятийная характеристика
- Вклад кибернетики в современную научную картину мира
- От хаоса к порядку. Синергетика как наука
- Механизм протекания процессов самоорганизации (по и.Пригожину)
- Синергетические процессы в предбиологических системах (по м.Эйгену)
- Значение синергетики для науки и культуры
- Контрольные вопросы к теме №6
- Тема 7. Современная космологическая картина мира и модели Вселенной
- Проблема существования и поиска жизни во Вселенной
- Контрольные вопросы к теме №7
- Тема 8. Современная химия в контексте устойчивого развития общества
- Атомно-молекулярное учение
- Химические основы жизни
- Перспективные химические материалы и технологии
- Контрольные вопросы к теме №8
- Тема 9. Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания
- Биология XX века: познание молекулярного уровня жизни
- Сущность и определение жизни
- Основные концепции происхождения жизни
- II. Онтогенетический: а) клеточный; б) тканевой; в) организменный.
- III. Надорганизменный уровень
- Человек как биосоциальное существо. Его место и роль в социо-природном комплексе
- Проблема происхождения человека: концепции антропогенеза
- Контрольные вопросы к теме №9
- Раздел III Социальные и прикладные проблемы естествознания Тема 10. Социальное измерение современного естествознания. Естественнонаучные основы современных технологий
- Экологизация естествознания
- 4. Парниковый эффект.
- 5. Сохранение водных ресурсов.
- 6. Захоронение радиоактивных отходов.
- Естественнонаучные основы современных технологий
- Контрольные вопросы к теме №10
- Заключение
- Античная протонаука. Атомистика. Геоцентрическая космология. Развитие математики и механики
- Естествознание эпохи средневековья
- II. Классическая – аналитическая стадия познания природы Естествознание эпохи Возрождения и Нового времени. Научные революции в истории естествознания
- Первая научная революция. Гелиоцентрическая система мира. Учение о множественности миров
- Вторая научная революция. Создание классической механики и экспериментального естествознания. Механическая картина мира
- Химия в механистическом мире
- Естествознание Нового времени и проблема философского метода
- Третья научная революция. Диалектизация естествознания
- Очищение естествознания от натурфилософских представлений
- Исследования в области электромагнитного поля и начало крушения механистической картины мира
- III. Неклассическое естествознание XX века Четвертая научная революция. Проникновение в глубь материи. Теория относительности и квантовая механика. Окончательное крушение механистической картины мира
- Научно-техническая революция, ее естественнонаучная составляющая и исторические этапы
- IV. Становление постнеклассического – интегрального естествознания
- Особенности развития науки в хх столетии
- Физика микромира. Современная атомистика
- Астрофизика. Релятивистская космология
- Достижения в основных направлениях современной химии
- Биология XX века: познание молекулярного уровня жизни. Предпосылки современной биологии
- Молекулярная биология
- Расшифровка №генома человека
- Кибернетика и синергетика
- Самые выдающиеся ученые хх столетия
- Открытия и научные концепции (теории), в наибольшей степени повлиявшие на развитие цивилизации в XX веке
- Наиболее значимые технологии и изобретения
- Вопросы к зачету
- Литература
- Краткий словарь специальных терминов