logo
t_ev_s_1-10_vopr

Вопрос 3

Метафизические представления о природе. Наиболее характерным для эпохи Возрождения, а также для XVII---XVIII вв. было так называемое метафизическое мировоззрение.Сущность метафизического мировоззрения заключается в представлении об абсолютной неизменности всей природы. Неизменны планеты и пути их движения. Вечно существует без изменений Земля с ее материками, реками, горами, климатом, видами растений и животных. Все явления природы считались как бы застывшими; их изучали без связей между собой, изолированно друг от друга. Для метафизического мировоззрения характерно также утверждение, что в природе существует изначальная целесообразность.( соответствие организма или органа той цели, которая была якобы поставлена для него творцом с самого начала, т. е. при сотворении мира).

Креационизм –концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие орган мира как результат его творения богом. Формирование К- в биологии связано с переходом в кон. 18 — нач. 19 вв. к систематич. изучению морфологии, физиологии, индивидуального развития и размножения орг, положившему конец представлениям наивного трансформизма о внезапных превращениях видов и возникновении сложных организмов в результате случайного сочетания отд. органов. Сторонники идеи постоянства видов (К. Линней, Ж. Кювье, Ч. Лайель) доказывали, что виды реально существуют, что они дискретны и устойчивы, а размах их изменчивости под влиянием внутр. и внеш. факторов имеет строгие пределы. Линней утверждал, что видов существует столько, сколько их было создано во время «творения мира».

Преформизм – это учение о предопределенности. Эволюция рассматривается как пространственно-временное развертывание уже существующих зачатков (развитие понимается буквально, например, как развитие веревки). Идеи преформизма высказывали еще Аристотель, Гиппократ, Анаксагор. Философскую основу современного преформизма создал Лейбниц (1714). Учение Лейбница многогранно, однако нас в нем интересует два положения: 1. Наш мир – лучший из миров, поскольку он создан Высшим Существом. Следовательно, эволюция невозможна.2. Существует лестница существ – модель, в которой группы организмов располагаются линейно, по мере возрастания общего уровня организации. Каждая группа организмов находится на своей ступени развития и не может перейти на другую ступень. Первые представления о лестнице существ сформулировал еще Аристотель, однако Лейбниц довел эту идею до логического совершенства. Концепцию преформизма неоднократно пытались обосновать экспериментально. Например, швейцарский естествоиспытатель Шарль Боннэ (1783), наблюдая за партеногенетическим размножением тлей, создал теорию вложенных зародышей. Преформизм существовал в виде двух направлений: овизм и анималькулизм. Овизм – это форма преформизма, основанная на представлении о том, что зародыш содержится в яйцеклетке: «все живое из яйца» (У. Гарвей). При этом у зародыша женского пола уже есть свои яйцеклетки, в которых имеются зародыши – и так до бесконечности (принцип матрешки). Образно говоря, в яичниках Евы уже содержались зачатки всех ее потомков. Анималькулизм – это форма преформизма, основанная на представлении о том, что зародыш содержится в сперматозоиде. При этом у зародыша мужского пола уже есть свои сперматозоиды, в которых имеются зародыши – и так до бесконечности.

Витализм- идеалистическое течение в биологии, допускающее наличие в орг особой нематериальной жизненной силы. В. берёт начало от первобытного анимизма - представления об одушевлённости всех тел природы. Элементы В. обнаруживаются в представлениях крупнейших античных философов: Платона - о бессмертной душе (психее) и Аристотеля - об особой нематериальной силе "энтелехии", управляющей явлениями живой природы.Более детально виталистическую концепцию развил в нач 18 века Г. Шталь, полагавший, что жизнью орг управляет душа, кот и обеспечивает их целесообразное устройство. В нач. 19 в. виталистич. идеи возродились как реакция на упрощённые ме-ханистич. представления франц. материалистов 18 в. Нематериальное начало жизни Г. Р. Тревиранус назвал жизненной силой (vis vitalis - отсюда и назв. всего направления). Виталистич. взгляды И. Мюллера, приписывавшего живым существам творческую силу, к-рая обусловливает их единство и гармонию.