24. Эрозия почв и образование оврагов. Трассирование в зоне оврагов
Образование оврагов является результатом водной эрозии - процесса размыва почв и рыхлых подстилающих их пород стекающими со склонов потоками воды от дождей и таяния снега.
В процессе своего образования овраги проходят несколько стадий. На первой стадии размыва на крутом участке склона образуется промоина треугольного поперечного сечения Дно ее практически параллельно поверхности земли. На второй стадии происходит углубление рытвины с уменьшением продольного уклона дна. У вершины создается обрыв высотой 5—10 м. Рытвина расширяется и становится в поперечном сечении трапецеидальной. К концу второй стадии в нижней части оврага вырабатывается плавный продольный профиль — транзитное русло, в пределах которого размыв уравновешивается приносом грунта. У устья оврага, где вода, растекаясь, теряет скорость, откладывается конус выноса. На третьей стадии происходит дальнейший рост оврага по направлению к водоразделу и расширяется его поперечное сечение в результате подмывания и осыпания берегов. По боковым тальвегам, по которым к оврагу притекает вода, от второстепенных бассейнов, начинают образовываться ответвляющиеся овраги — отвершки. Овраг продолжает развиваться до тех пор, пока не достигнет грунтовых слоев, не поддающихся размыву, или питающий его вершину водосборный бассейн не уменьшится вблизи от водораздела до такой степени, что размыв прекратится. В четвертой стадии глубинная эрозия и подмыв берегов постепенно прекращаются, овраг перестает расти. Склоны его принимают устойчивое очертание и зарастают травой. Овраг превращается в балку.
Развитию эрозии в сильной степени способствует уничтожение деревьев и травяного покрова, предохраняющих почву oт размыва и регулирующих водный режим. К быстрому росту овражной сети также приводит неправильное землепользование.
Глубина и интенсивность развития оврага зависят от положения его базиса эрозии — горизонтальной поверхности, на уровне которой стекающие воды теряют свою размывающую силу.
При развитой сети оврагов проложение дороги в обход оврагов снижает стоимость строительства, но приводит к большой извилистости трассы. При обходе оврага трассу располагают на расстоянии 50-100м от его вершины, обязательно предусматривая мероприятия по закреплению оврага.
Несмотря на то, что ширина оврага уменьшается по мере приближения трассы к вершине оврага располагать трассу непосредственно вблизи вершины в зоне размыва нерационально, т.к. потребуются дополнительные работы по защите земполотна от размыва.
Не следует прокладывать трассу по конусам выноса. При большой интенсивности отложения наносов отверстие искусственного сооружения может быть занесено.
Наиболее целесообразно пересекать овраги выше конуса выноса в пределах транзитной зоны оврага.
Для уменьшения и замедления стока воды с площади водосборного бассейна наиболее целесообразны агротехнические мероприятия — распахивание почвы, полосное размещение сельскохозяйственных культур, создание травяного покрова на крутых склонах, выращивание полезащитных лесных полос.
Наиболее интенсивно размывается вершина оврага. Для замедления притока к вершине воды во время ливней на непосредственно прилегающей полосе иногда устраивают систему земляных валов, замедляющих сток, задерживающих его или распределяющих между несколькими руслами, отводя его к расположенным поблизости отверткам (рис. XXX.4, а и б).
Схемы сооружений для закрепления вершины оврага: а —быстроток; 6 —бетонный перепад с шахтным водосбросом; в — консольный водосброс; г — перепады
Особое внимание следует обращать на укрепление откосов земполотна и боковых водоотводных канав. Активные мероприятия по закреплению оврагов преследуют три цели:
-снижение и замедление притока воды к оврагу (распахивание почвы поперек склонов, создание травяного покрова на склонах);
-укрепление вершины оврага (устраивают быстротоки, перепады, перепады с шахтным водосбросом);
-закрепление его русла (устраивают систему запруд высотой не более 0,7м и перепадов уменьшающих скорость течения воды по дну оврага. Их устраивают капитального типа из бетонных элементов или каменной кладки и облегченные – в виде хворостяных запруд. Расстояние между запрудами назначают так, чтобы верх нижней запруды был расположен примерно на уровне дна выше расположенной плотины).
- 23. Особенности проектирования автомагистралей. Поперечный профиль, конструкция виражей.
- 24. Эрозия почв и образование оврагов. Трассирование в зоне оврагов
- 25. Карстовые процессы. Проектирование дорог в карстовых районах.
- Проектирование дорог в карстовых районах.
- 26. Образование, виды и классификация болот. Проложение трассы в болотистых районах.
- 27. Особенности проложения дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов. Наледи и борьба с ними.
- 28.Принципы трассирования горных дорог. Проектирование серпантин в горной местности
- 30. Проектирование городских улиц в плане и продольном профиле. Вертикальная планировка. Организация водоотвода.