logo
опад

28.Принципы трассирования горных дорог. Проектирование серпантин в горной местности

(Особенности проектирования дорог на участках проложения трассы по долинам горных рек, в предгорьях, на участках переходов от долинных трасс к перевальным участкам, в местах пересечения горных хребтов. Виды серпантин, их основные элементы.)

Горный рельеф характеризуется значительной разностью отметок на коротком протяжении, крутыми склонами гор, глубокими извилистыми долинами рек. Горные склоны бывают неустойчивыми, строительство дороги может нарушить их равновесие, вызвать обвалы и обрушения, активизировать оползни и осыпи. Необходимо предусматривать мероприятия для обеспечения устойчивости земляного полотна и безопасности движения. Значительный объем земляных работ при постройке дорог в горных районах выполняют в скальных грунтах, используя взрывные методы. Земляное полотно на крутых склонах на большом протяжении приходится строить с подпорными стенами.

В горах выбор трассы определяется главным образом расположением горных хребтов, которые являются водоразделами бассейнов рек. Переход дороги из одного бассейна в другой возможен только через понижения горных хребтов-седловины (перевалы). Для дорог в горной местности характерно проложение трассы вначале по долине горной реки, где сосредоточены населенные пункты, вверх к ее истокам, затем подъем по горным склонам к седловине и переход на перевальном участке в долину другой реки. Проектирование дорог на каждом участке имеет свои особенности.

Проложение дорог по долинам горных рек – с точки зрения принципов трассирования дорог можно выделить четыре типа горного рельефа:

-предгорья

-горные долины

-горные склоны

-водораздельные седловины (перевалы)/плато

Принципы трассирования дорог в предгорьях - не отличаются от дорог в холмистой местности.

Для дорог, проходящих по речным долинам характерно большое число кривых малых радиусов в плане, мостов на боковых притоках, косогорных участков. В узких стесненных долинах с очень крутыми склонами земполотно иногда приходится размещать очень близко к водотоку. Речной откос земполотна в таких случаях подвергается опасности подмыва и его приходится укреплять.

Направление трассы дороги при долинном ходе в плане определяется извилистостью склонов речной долины, впадающими в нее водотоками, неустойчивыми участками склонов, наличием скальных выступов («прижимов»), которые приходится огибать, прорезать глубокими выемками, короткими тоннелями или переносить дорогу на другой берег реки. Для современного строительства горных дорог с интенсивным движением характерно трассирование по дну долины и устройством коротких тоннелей.

Дорогу, проходящую вдоль долины, следует располагать выше максимального горизонта воды в реке на таком расстоянии, чтобы исключить возможность подмыва земляного полотна. С речной стороны откос земляного полотна подвергается опасности подмыва и его приходится надежно укреплять. В ряде случаев возможны спрямления русла рек.

Способы укрепления земполотна:

Для снижения скорости продольного течения воды вдоль дороги устраивают разного рода траверсы из бетона. На пересечении водотоков, впадающих в реку, вдоль которой прокладывается дорога, возможны следующие варианты трассирования:

Переходные участки от долинных трасс к перевальным участкам – характеризуются большими продольными уклонами местности, превышающими допустимый на дороге. Для возможности проложения трассы приходится искусственно увеличивать ее длину, прокладывая трассу зигзагами с устройством в вершинах углов серпантины.

Для пересечения горного хребта выбирают перевалы с наименьшей высотой, расположенные наиболее близко к заданному направлению трассы. Трассирование дорог на перевальных участках ведут от перевала к долине.

Серпантина

Во многих случаях место для развития трассы на крутом косогоре очень ограничено и трассу приходится прокладывать зигзагами. Вписывание кривых внутри образующихся острых углов становится невозможным, т.к. длина кривой много меньше, чем сумма ее тангенсов, и поэтому продольный уклон на участке кривой значительно превышает допустимый. В таких случаях применяют кривые, описанные с внешней стороны угла поворота, называемые серпантинами.

Серпантины бывают двух основных видов:

-серпантины 1-го рода, у которых вспомогательные кривые расположены выпуклостями в разные стороны. Они могут быть симметричными (радиусы обратных кривых равны и длина прямых вставок одинакова, центр окружности основной кривой в вершине угла серпантины) и не симметричными (центр основной кривой вне биссектрисы, центр окружности может располагаться в любой из четырех четвертей прямоугольной системы координат).

-серпантины 2-го рода, у которых обратные кривые обращены в одну сторону. Они могут быть полные (центр основной кривой может занимать любое положение относительно вершины угла поворота) и полусерпантины (центр основной кривой расположен на линии, перпендикулярной к одной из сторон угла поворота).

Основные элементы серпантин:

-угол серпантины

-радиус основной кривой

-радиусы вспомогательных (обратных) кривых

-угол поворота обратных кривых

-прямая вставка

-тангенс обратной кривой

-горловина серпантины (расстояние

между вершинами обратных кривых

серпантины определяется условиями

размещения земполотна)

-центр окружности основной кривой

-основная кривая

-центральный угол

Серпантины:

а - первого рода; б - второго рода;

в - первого рода со смещенным центром основной кри­вой;

г - несимметричная первого рода

При проектировании серпантин внимание уделяют обеспечению устойчивости земляного полотна, нормальных условий движения автомобилей и наименьшего объема земляных работ. Очертания серпантины необходимо приспосабливать к рельефу местности. Геометрические элементы серпантины назначают в зависимости от принятой скорости и интенсивности движения.

29.Классификация улиц и дорог населенных пунктов. Элементы поперечных профилей улиц и их размещение. Организация водоотвода.(Основное назначение улиц и дорог городов и сельских поселений согласно принятой классификации. Элементы поперечного профиля улицы, варианты их размещения. Открытая, закрытая и смешанная система водоотвода, основные элементы.)

Вопросы проектирования новых и реконструкции существующих городских и сельских поселений регламентируются СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Различают несколько систем планировки городов: радиальную, радиально-кольцевую, прямоугольную, смешанную. Уличную сеть города характеризуют общим протяжением и плотностью в километрах на 1км2 площади города. Улицы и дороги городов классифицируются в зависимости от основного их назначения, перспективной интенсивности движения, положения в плане уличной сети и по отношению к вводам загородных дорог.

Категория дорог и улиц

города

Основное назначение

Магистральные дороги

-скоростного движения

-регулируемого движения

Транспортная связь между районами города, выход на внешние дороги

Магистральные улицы:

общегородского значения

-непрерывного движения

-регулируемого движения

Транспортная связь между жилыми районами и общественными центрами в городах, выходы на внешние дороги

районного значения

-транспортно-пешеходные

-пешеходно-транспортные

Транспортная и пешеходная связь между жилыми районами

Улицы и дороги местного значения:

-улицы в жилой застройке

-парковые дороги

-проезды

-велосипедные дорожки

Транспортная и пешеходная связь на территории жилых районов, парков, внутри районов

Поселковая дорога

Связь сельского поселения с внешними дорогами

Главная улица

Связь жилых территорий с общественным центром

Улица в жилой застройке

Связь внутри жилых территорий

Хозяйственный проезд (скотопрогон)

Прогон личного скота и проезд к приусадебным участкам

Проектирование поперечных профилей городских дорог производится в соответствии с размерами их элементов, с учетом рельефа местности.

Элементы поперечного профиля улицы и их размещение:

Проезжая часть проектируется общей для всех видов транспорта, либо раздельной для определенных видов транспорта. Кроме того, она может быть разделена для транспорта, движущегося в разных направлениях.

Ширину тротуаров назначают в зависимости от размеров пешеходного движения кратной 0,75м. При размещении на тротуарах опор освещения и опор контактной сети трамвая или троллейбуса ширину тротуара увеличивают на 0,5-1,0м.

Велосипедные дорожки проектируются на улицах, ведущих к паркам, стадионам, площадям. Желательно отделять велосипедную дорожку от проезжей части полосой газона. Допускается устраивать велосипедные дорожки по краю проезжей части улиц с выделением их маркировкой двойной линией.

Ширину полос зеленых насаждений в плане принимают с учетом категорий улиц, характера застройки и снижения влияния шума. Размещение зеленых насаждений на перекрестках улиц должно обеспечивать видимость и удобство движения.

Разделение между собой отдельных проезжих частей городских дорог осуществляется с помощью разделительных полос, используемых для:

Разделительные полосы могут быть приподняты или выполнены в одном уровне с помощью нанесения горизонтальной разметки.

Трамвайное полотно может быть расположено:

-посередине улицы

-со смещением к одной стороне улицы

-по двум сторонам бульвара (с каждой стороны по одной колее)

Трамвайное полотно можно устраивать в одном уровне с проезжей частью и на самостоятельном полотне.

Инженерные подземные сети состоят из трубопроводов, кабелей и коллекторов. Их следует размещать под тротуарами или разделительными полосами. Подземные коммуникации можно укладывать:

Мероприятия по отводу поверхностных вод (дождевых, талых, от поливки и мойки улиц) являются обязательной и неотъемлемой частью проекта городских улиц. Водоотвод с городских внутриквартальных территорий, улиц, дорог и площадей обеспечивается соответствующей вертикальной планировкой их поверхности со сбросом воды в специальную водоотводящую систему. Система водоотвода может быть открытая, закрытая и смешанная.

Открытая система водоотвода состоит из открытых лотков боковых кюветов, как правило, трапецеидального сечения с шириной по дну 0,4м. Минимальный продольный уклон назначают 5%0

Закрытая система водоотвода включает:

Трубы изготавливают из бетона и ж/бетона. Иногда применяют чугунные, асбоцементные или керамические трубы; специальные устройства – очистные сооружения, камеры слияния и пересечения.

Смешанная система водоотвода, включающая элементы открытой и закрытой сети.

Проектирование закрытой водосточной сети для каждой улицы, площади, квартала ведется на основании ранее разработанной генеральной схемы водостоков города, являющейся составной частью генплана развития города. В генеральной схеме определяются границы бассейнов стока, намечаются трассы главных коллекторов (диаметром более 1м), начальные точки водостоков, начертание сети в плане.