Естествознание как комплекс наук о природе.
Наука в постижении бытия.
Слово «Естествознание» представляет собой сочетание двух слов – «естество» (природа) и «знание». Оно может быть заменено синонимом «природоведение» («ведение» происходит от латинского слова «веды» - наука, знание). Содержание предмета «Естествознание» со временем менялось, но объект его – Природа (Вселенная, Жизнь, Разум) – оставался неизменным.
Цель естествознания – описать, систематизировать и объяснить совокупность природных объектов, явлений и процессов.
Исторически возникло деление естественнонаучных знаний на отдельные дисциплины по уровням организации материи: физика, химия, биология, психология. Вопросы, касающиеся всех уровней организации материи, рассматриваются философией и математикой.
Физика - наука о природе, изучает свойства и строение материи и законы ее движения. Понятия физики и ее законы лежат в основе всего естествознания. На стыке физики и других естественных наук возникли биофизика, астрофизика, геофизика, физическая химия и др. Устанавливаются универсальные законы, справедливость которых подтверждается не только в земных условиях и околоземном пространстве, но и во всей Вселенной - в этом заключается один из существенных признаков физики как фундаментальной науки. Физические понятия и законы применимы ко всему миру, доступному нашим наблюдениям с помощью самых совершенных и чувствительных приборов. Атом везде одинаков - на Земле и в Космосе. Законы сохранения импульса и энергии применимы для описания не только при движении тел на Земле, но и при взаимодействии элементарных частиц, а также при движении планет и звезд.
Химия - наука о составе, строении и свойствах веществ, их превращениях и явлениях, которые сопровождают эти превращения. В современной химии отдельные ее области - неорганическая химия, органическая химия, аналитическая химия, химия полимеров - стали в значительной степени самостоятельными науками. На законах химии базируются многочисленные прикладные технические науки - химическая технология, металлургия и др.
Биология в современном представлении - совокупность наук о живой природе, об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Биология исследует общие закономерности и различные формы существования живой материи во всех ее проявлениях (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, раздражимость, подвижность).
До недавнего времени составной частью биологии считалась экология, однако современная экология вышла за рамки биологической науки и является комплексной, интегрированной, социально-естественной наукой - пример условности классификации наук на естественные и гуманитарные.
Психология – наука о психике как функции мозга, заключающейся в отражении действительности, о закономерностях психических процессов (ощущений, восприятий, мышления, речи, памяти, внимания и т.д.) и закономерностей формирования психических свойств личности (интересов, темперамента, характера и т.д.). Естественные науки достигли в наше время поистине грандиозных успехов. Физический мир, доступный исследованию, охватывает ныне фантастический диапазон масштабов от 10-22 см (элементарные частицы) до 1028 см (максимальное расстояние, с которого можно принимать физические сигналы).
Стремление человека к познанию окружающего мира бесконечно. Одним из средств этого познания является естествознание. Оно активно участвует в формировании мировоззрения каждого человека отдельно и общества в целом. К мировоззрению относится также социальная установка на понимание смысла жизни, жизненных идеалов, целей общества и средств их достижения. Мировоззрение - совокупность определенных знаний, комплекс норм и убеждений, проявляющихся в содержании практической деятельности. Определенный мировоззренческий и методологический подход к пониманию мира и объяснению эмпирических фактов выражает стиль мышления. Он включает в себя применяемые методы исследования, некоторую познавательную и социальную установку и может быть консервативным, ортодоксальным, критическим, революционным, конформистским, эклектичным и т.д.
Разные исследователи определяют понятие <естествознание> по-разному: одни ученые говорят, что естествознание - это система наук о природе, а другие - что это единая наука о природе. Это противоречие видимое. Структура естествознания иерархична. Будучи единой системой знания, оно состоит из определенного количества входящих в эту систему наук, которые в свою очередь состоят из еще более дробных отраслей знания. На каждой ступени организации естествознания существует свой более или менее развитый методологический аппарат, который и позволяет считать систему знаний таких ступеней единой. Не следует забывать, что природа едина. Следовательно, множество естественных наук является континуумом, т.е. непрерывной совокупностью. Отдельные естественно-научные дисциплины организованы по правилам, аналогичным естествознанию в целом. Поэтому и естествознание, и его отдельные отрасли являются некоторой системой взглядов на всю природу и на ее части.
Во всех определениях естествознания присутствуют два основных понятия - <природа> и <наука>. В широком смысле слова природа - это все сущее в бесконечном многообразии своих проявлений (Вселенная, бытие, объективная реальность - слова-синоннмы), а в узком - природа обычно противопоставляется обществу. Под наукой обычно понимают сферу человеческой деятельности, в рамках которой вырабатываются и систематизируются объективные знания о действительности. (В дальнейшем эти два базовых понятия будут развернуты в более полном виде.)
Цель естествознания -раскрыть сущность явлений природы, познать их законы и предсказать на их основе новые явления, а также указать возможные пути использования на практике познанных законов природы. В нашей книге мы рассмотрим естествознание в контексте культуры, органической частью которой оно является. В самом понятии <культура> заложено разделение естественного хода развития природных процессов и явлений и искусственно созданной человеком <второй природы> - особой формы жизнедеятельности человека, качественно новой по отношению к предшествующим формам организации материи.
- 1. Естествознание как феномен культуры.
- Естествознание как комплекс наук о природе.
- 1.2. Проблема «двух культур» в развитии науки.
- 1.3. Сущность математики, история ее развития и роль в формировании современного естествознания.
- 1.4. Математика как специфический язык естествознания.
- Основы методологии науки.
- 2.1. Познание как процесс отражения действительности
- 2.2. Формы познания, их соотношение.
- 2.3. Достоверность научного знания и критерии его ограничения.
- Общие модели развития науки. Роль научных революций в истории науки.
- Формы и функции научного знания.
- Структура и специфика научного знания.
- Общие методы научного познания.
- Научный эксперимент как основа точного естествознания
- История науки и естествознания.
- 3.1. Генезис науки. Общие положения.
- 3.2. Исторические этапы научного познания природы.
- 3.3. Особенности научно-технической революции.
- Системный подход в современном естествознании.
- 3.5. Понятие научной картины мира.
- Концепции и принципы классического естествознания.
- 4. Концепции и принципы классического естествознания.
- 4.1. Классическая механика и формирование механической научной картины мира.
- 4.2. Рождение небесной механики: Коперник, Браге, Кеплер
- 4.3. Классическая концепция Ньютона. Лаплассовский детермизм.
- Создание сто
- Постулаты Эйнштейна
- Понятие об общей теории относительности (ото). Искривленное пространство-время.
- Кривизна пространства-времени
- Экспериментальные подтверждения ото. Эффекты, связанные с ускорением систем отсчёта
- Гравитационное отклонение света
- Чёрные дыры
- Орбитальные эффекты
- Иерархия структур в микро-, макро- и мегамире
- 7.2. Модели ядра, атома. Типы взаимодействий, превращения частиц
- «Катастрофа Рэлея-Джинса». Квантовая природа излучения, гипотеза Планка
- Ультрафиолетовая катастрофа
- Кванты и закономерности внешнего фотоэффекта. Опыты Столетова
- Законы внешнего фотоэффекта
- 7.5. Реальность квантов: опыт Комптона и комбинационное рассеяние света.
- Постулаты Бора. Принцип Паули
- 7.7. Соотношение неопределенностей.
- Современная научная картина мира. Концепция неоднородной расширяющейся Вселенной.
- 8.1. Особенности и новые направления современной астрономии
- 8.2. Мир Фридмана
- 8.3. Теория инфляции и теория Большого Взрыва.
- 8.4. Структурная организация Вселенной
- 8.6. Концепции возникновения планетарных систем. Эволюция Солнечной системы
- 8.8. Земля и особенности ее строения. Внутреннее строение Земли
- Земная кора
- Поверхность Земли
- Биосфера и космос.
- 9.1. Уровни организации строения вещества и систем. Единство и многообразие живого.
- 9.2. Основные концепции эволюции живой природы Принципы эволюции
- История жизни на Земле
- 9.3. Ноосфера как часть биосферы Земли
- История развития и достигнутый уровень технологии
- Применение в научных исследованиях
- Генная инженерия человека
- 9.5. Концепции самоорганизации: синергетика.
- Синергетический подход в современном познании, основные принципы
- Информация как семантическое свойство материи