1.4. Математика как специфический язык естествознания.
Как бы то ни было, естествознание все шире использует математический аппарат для объяснения природных явлений. Можно выделить несколько направлений математизации естествознания:
-
количественный анализ и количественная формулировка качественно установленных фактов, обобщений и законов конкретных наук;
-
построение математических моделей (об этом несколько позже) и даже создание таких направлений, как математическая физика, математическая биология и т.д.;
-
построение и анализ конкретных научных теорий, в частности их языка.
Рассмотрим математику как специфический язык науки, отличающийся от естественного языка, где, как правило, используют понятия, которые характеризуют определенные качества вещей и явлений (поэтому их часто называют качественными). Именно с этого начинается познание новых предметов и явлений. Следующий шаг в исследовании свойств предметов и явлений - образование сравнительных понятий, когда интенсивность какого-либо свойства отображается с помощью чисел. Наконец, когда интенсивность свойства или величины может быть измерена, т.е. представлена в виде отношения данной величины к однородной величине, взятой в качестве единицы измерения, тогда возникают количественные, или метрические, понятия. Прогресс в научном познании часто связан с введением именно количественных понятий и созданием количественного языка, которые и исторически, и логически возникают на основе языка качественных описаний. Количественный язык выступает как дальнейшее развитие, уточнение и дополнение обычного, естественного языка, опирающегося на качественные понятия. Таким образом, количественные и качественные методы исследования не исключают, а скорее дополняют друг друга. Известно, что количественные понятия и язык использовались задолго до того, как возникло экспериментальное естествознание. Однако только после появления последнего они начинают применяться вполне сознательно и систематически. Язык количественных понятий наряду с экспериментальным методом исследования впервые успешно использовал Г. Галилей.
Преимущества количественного языка математики в сравнении с естественным языком состоят в следующем:
-
такой язык весьма краток и точен. Например, чтобы выразить интенсивность какого-либо свойства с помощью обычного языка, нужно несколько десятков прилагательных. Когда же для сравнения или измерения используются числа, процедура упрощается. Построив шкалу для сравнения или выбрав единицу измерения, можно все отношения между величинами перевести на точный язык чисел. С помощью математического языка (формул, уравнений, функций и других понятий) можно гораздо точнее и короче выразить количественные зависимости между самыми разнообразными свойствами и отношениями, характеризующими процессы, которые исследуются в естествознании. С этой целью используются методы математики, начиная от дифференциального и интегрального исчисления и кончая современным функциональным анализом;
-
опираясь на крайне важные для познания законы науки, которые отображают существенные, повторяющиеся связи предметов и явлений, естествознание объясняет известные факты и предсказывает неизвестные. Здесь математический язык выполняет две функции: с помощью математического языка точно формулируются количественные закономерности, характеризующие исследуемые явления; точная формулировка законов и
-
научных теорий на языке математики дает возможность при получении из них следствий применить богатый математический и логический аппарат.
Все это показывает, что в любом процессе научного познания существует тесная взаимосвязь между языком качественных описаний и количественным математическим языком. Эта взаимосвязь конкретно проявляется в сочетании и взаимодействии естественно-научных и математических методов исследования. Чем лучше мы знаем качественные особенности явлений, тем успешнее можем использовать для их анализа количественные математические методы исследования, а чем более совершенные количественные методы применяются для изучения явлений, тем полнее познаются их качественные особенности.
- 1. Естествознание как феномен культуры.
- Естествознание как комплекс наук о природе.
- 1.2. Проблема «двух культур» в развитии науки.
- 1.3. Сущность математики, история ее развития и роль в формировании современного естествознания.
- 1.4. Математика как специфический язык естествознания.
- Основы методологии науки.
- 2.1. Познание как процесс отражения действительности
- 2.2. Формы познания, их соотношение.
- 2.3. Достоверность научного знания и критерии его ограничения.
- Общие модели развития науки. Роль научных революций в истории науки.
- Формы и функции научного знания.
- Структура и специфика научного знания.
- Общие методы научного познания.
- Научный эксперимент как основа точного естествознания
- История науки и естествознания.
- 3.1. Генезис науки. Общие положения.
- 3.2. Исторические этапы научного познания природы.
- 3.3. Особенности научно-технической революции.
- Системный подход в современном естествознании.
- 3.5. Понятие научной картины мира.
- Концепции и принципы классического естествознания.
- 4. Концепции и принципы классического естествознания.
- 4.1. Классическая механика и формирование механической научной картины мира.
- 4.2. Рождение небесной механики: Коперник, Браге, Кеплер
- 4.3. Классическая концепция Ньютона. Лаплассовский детермизм.
- Создание сто
- Постулаты Эйнштейна
- Понятие об общей теории относительности (ото). Искривленное пространство-время.
- Кривизна пространства-времени
- Экспериментальные подтверждения ото. Эффекты, связанные с ускорением систем отсчёта
- Гравитационное отклонение света
- Чёрные дыры
- Орбитальные эффекты
- Иерархия структур в микро-, макро- и мегамире
- 7.2. Модели ядра, атома. Типы взаимодействий, превращения частиц
- «Катастрофа Рэлея-Джинса». Квантовая природа излучения, гипотеза Планка
- Ультрафиолетовая катастрофа
- Кванты и закономерности внешнего фотоэффекта. Опыты Столетова
- Законы внешнего фотоэффекта
- 7.5. Реальность квантов: опыт Комптона и комбинационное рассеяние света.
- Постулаты Бора. Принцип Паули
- 7.7. Соотношение неопределенностей.
- Современная научная картина мира. Концепция неоднородной расширяющейся Вселенной.
- 8.1. Особенности и новые направления современной астрономии
- 8.2. Мир Фридмана
- 8.3. Теория инфляции и теория Большого Взрыва.
- 8.4. Структурная организация Вселенной
- 8.6. Концепции возникновения планетарных систем. Эволюция Солнечной системы
- 8.8. Земля и особенности ее строения. Внутреннее строение Земли
- Земная кора
- Поверхность Земли
- Биосфера и космос.
- 9.1. Уровни организации строения вещества и систем. Единство и многообразие живого.
- 9.2. Основные концепции эволюции живой природы Принципы эволюции
- История жизни на Земле
- 9.3. Ноосфера как часть биосферы Земли
- История развития и достигнутый уровень технологии
- Применение в научных исследованиях
- Генная инженерия человека
- 9.5. Концепции самоорганизации: синергетика.
- Синергетический подход в современном познании, основные принципы
- Информация как семантическое свойство материи