logo
Лекционный курс

1.Традиционная или натуралистическая биология. Биологическая система классификации растений Линнея

Объектом изучения традиционной биологии всегда была и остается живая природа в ее естественном состоянии. Эта мысль принадлежит Эразму Дарвину. Эразму Дарвину (деду великого Ч.Дарвина), принадлежит термин Храм природы. Всякий входящий в этот Храм, должен был испытывать трепет и благоговение перед красотой и совершенством созданий Природы, а познающий ее тайны - приобщение к премудрости Творца, ее создавшего.

Традиционная биология имеет давние истоки своего зарождения. Они восходят к средним векам, а становление ее в самостоятельную науку, получившую название натуралистическая биология, приходится на XVIII -XIX вв. Методами биологии стало тщательное наблюдение и описание явлений природы, а главной задачей - их классификация.

Первый этап истории натуралистической биологии ознаменовался первыми классификациями животных и растений. Гигантский труд по классифицированию осуществлялся под воздействием идей великих мыслителей древности.

Вершиной искусственной классификации стала система, созданная К. Линнеем (1707-1778 гг.). Все его труды были посвящены грандиозной систематизации растительного мира по произвольно выбранным, зачастую единичным признакам. Однако, она четко отображала закономерности, реально существующие в природе и позволяла выделять растения в отдельные группы. К. Линней называл эти группы таксонами. С именем этого ученого связано введение бинарной номенклатуры с обозначением рода и вида (например, homo sapiens или nautilus pompilius), а также принцип иерархического соподчинения таксонов и их наименования - классы, отряды, роды, виды, разновидности.

Более близкими к природе были системы, созданные позже А. -Л. Жюссе (1748-1836), О.-П. Декандолем (1778-1841) и Ж.-Б. Ламарком (1744-1829).

Труд Ж.-Б. Ламарка "Естественная история растений" (1803) был построен по принципу развития от простого к сложному. В нем ученый акцентировал внимание на происхождении отдельных групп растений и пытался установить родственные связи между разными группами растений.

"Первая инвентаризация" животного мира велась несколько иным способом. Биологи составляли фундаментальные сводки энциклопедического характера. Примерами могут служить труды К. Гесснера (1516-1565) "История животных", Р. Реомюра (1683-1757 ). "Мемуары по истории насекомых" и особенно 44-томный труд Ж. Брюффона (1707 - 1788) и его соавторов "Естественная история".

Одной из первых классификаций животных является классификация, созданная К. Линнеем и представленная в его работе "Система природы" (1758 г.). Эволюционный подход к классификации царства животных применили несколько позже Ж. - Б, Ламарк (1801 и 1809гг.), С.-И. Жоффруа (1805-1861 гг.) и Ж. Кювье (1769-1832 гг.).

Становление традиционной биологии - это зарождение комплексного или системного подхода к исследованию Природы, поскольку объектом исследования натуралистов была и остается живая природа в ее целостном и нерасчлененном виде, во всем ее многообразии и сложности. Поэтому можно говорить, что первым традиционалистам было свойственно стихийное, т.е. неосознанное системное мышление. Оно и позволяло воспринимать Природу в целом, видеть неискаженные вмешательством человека царящие в ней законы.

В наши дни традиционная биология не утратила своего назначения. Напротив, ее роль возросла, т.к. перед человечеством возникли совершенно новые экологические проблемы. А ведь экология - это наука, исследующая взаимоотношения организмов как между собой, так и со средой их обитания, и поэтому нет ничего удивительного в том, что ее выводы "опираются" на традиционные биологические методы исследования Природы. Кроме того, любой уважающий себя ученый-биолог прежде, чем начать исследования в своей области знаний, обязательно пронаблюдает за естественным течением жизни, чтобы понять какое место в общей системе жизненных явлений занимает тот процесс или та структура, которые он намерен изучать. Традиционная биология является источником фактов, почерпнутых из наблюдений реальности, ее объект изучения - целостная живая природа, воспринимаемая как единая нерасчлененная система во всем ее многообразии. А ведь именно такая природа требует от нас самого бережного и гуманного отношения к себе.