5.2. Современное развитие эволюционной теории ч. Дарвина.
(Молекулярно-генетический подход).
Термин "эволюция" был впервые введен в лексику биологии швейцарским ученым Ш.Боннэ в 1762г., т. е. задолго до опубликования своего труда Ч. Дарвиным. Причем Ш.Боннэ понимал под этим термином не только идею развития, но и представления о роли изменчивости и отбора в становлении новых форм живого. Эти представления претерпевали изменения с течением времени.
В настоящее время различают три типа изменчивости:
Наследственная изменчивость -это изменчивость, обусловленная возникновением новых генотипов (аналог "неопределенной изменчивости" Ч. Дарвина).
Ненаследственная изменчивость - это изменчивость, которая отражает изменения не генотипа, а фенотипа под влиянием условий внешней среды (аналог "определенной изменчивости" Ч. Дарвина).
Онтогенетическая изменчивость - это изменчивость, отражающая изменения в ходе индивидуального развития всего организма (онтогенеза) или изменчивость отдельных клеток в процессе их дифференциации (т.е. при формировании их индивидуальных отличий в процессе жизненного цикла).
Современный эволюционизм - это не только дарвинизм в его изначальном виде, а многогранное комплексное учение, сформировавшееся за годы, прошедшие со времен создания теории Ч. Дарвина. В 1930-1940 годах появилась на свет новая синтетическая теория эволюции. Она представляет собой синтез дарвинской крнцепции естественного отбора с генетикой и экологией. Существуют два основных отличия синтетической теории эволюции от теории Ч. Дарвина. Это во-первых, - признание в качестве элементарной единицы эволюции не организма и даже не вида, а местной популяции и, во-вторых, - выделение двух типов эволюции: микроэволюции и макроэволюции.
Микроэволюция обозначает совокупность эволюционных процессов в популяциях, сопровождающихся изменением генофонда и образованием новых видов.
Макроэволюция (или филогенез) - это эволюционные преобразования, протекающие в течение длительного исторического периода и приводящие к образованию надвидовых таксонов
. Микроэволюция доступна для непосредственного изучения в лабораторных условиях, макроэволюция - нет, вследствие ее исторической протяженности. Изучение микроэволюции возможно посредством наблюдения за изменениями животных и растений в природе. Изучение же макроэволюции требует дополнительных исторических источников для исследования. Такие данные предоставляли смежные биологические дисциплины: сравнительная морфология, палеонтология и эмбриология. В настоящее время ученые перешли на изучение эволюционных процессов на молекулярно-генетическом уровне. Объектами исследований ученых стали белки и нуклеотиды, изъятые как из ныне живущих организмов, так и из геологических слоев залегания ископаемых. Главной проблемой макроэволюции является расшифровка последовательности филогенеза и наследственных связей между организмами. Эта наука постоянно развивается, у нее большое биологическое будущее. Достижения в этой области знаний непосредственно связаны с прогрессом в области молекулярной биологии и генетики.
- 1. Содержание понятия «естествознание» 2
- 1.2. Природа как единый объект исследования естествознания
- 1.3. Тенденции развития современного естествознания
- 1.4. Математика - универсальный язык точного естествознания
- 1.5. Составные части современного естествознания
- 2. Этапы развития естествознания (физики)
- 2.1. Попытка научной систематизации картины мира. Естественно-научная революция Аристотеля
- 2.2. Архимед и геометрия Евклида
- 2.3. Гелиоцентрическая система мира Коперника. Вторая естественно-научная революция
- 2.4. Кеплер и его законы движения планет
- 2.5. Закон всемирного тяготения Ньютона
- 2.7. Рождение науки об электричестве.
- 2.8. Создание теории электромагнитного поля Максвеллом
- 2.9. Специальная теория относительности Эйнштейна
- 2.10. Создание квантовой механики.
- 2.11. Теория гравитационного поля Эйнштейна.
- 2.12. Космические модели вселенной. Третья естественно-научная революция
- 2.13. Элементарные частицы и силы в природе
- 1. Химия в естествознании. Периодический закон и периодическая система химических элементов д.И.Менделеева
- 2. Основная проблема химии как науки
- Уровни развития химических знаний Развитие химии до начала XVII в. Натурфилософия и ремесленная химия
- 3.1. Первый этап развития химии - XVII в. Учение о составе веществ
- 3.2.Второй этап развития химии как науки - XIX в. Структурная химия
- 3.3. Третий этап развития химии как науки - первая половина XX в.
- 3.4. Четвертый этап развития химии как науки - вторая половина XX в. Эволюционная химия
- Эволюционные проблемы химии
- 1.Традиционная или натуралистическая биология. Биологическая система классификации растений Линнея
- 2. Физико-химическая биология
- 3. Эволюционная биология. Теория эволюции ч. Дарвина
- 4. Формы и уровни жизни
- 5. Молекулярно-генетический уровень
- 5.1. Происхождение жизни
- 5.2. Современное развитие эволюционной теории ч. Дарвина.
- 5.3. Изучение молекулярных основ воспроизводства жизни и процессов
- 5.3.1. Законы генетики Менделя. Открытие генетической роли нуклеиновых кислот
- 5.3.2. Открытие молекулярных механизмов генетической репродукции и биосинтеза белка
- 5.3.3. Открытие молекулярно-генетических механизмов изменчивости
- 5.3.4. Изучение молекулярных основ обмена веществ
- 5.4. Онтогенетический уровень
- 5.4.1. Открытие клетки английским натуралистом Гуком.
- 5.4.2. Деление всего живого мира на прокариоты и эукариоты
- 5.4.3. Функционирование на онтогенетическом уровне
- 5.5. Популяционно-биоценотический уровень
- 5.6. Биосферный уровень
- 5.6.1. Учение в. И. Вернадского о биосфере
- 5.6.2. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы
- 5.6.3. Понятие ноосферы. Неизбежность перехода биосферы в ноосферу
- 5.6.4. Рациональное использование природных ресурсов и охрана биосферы