* * *
В качестве потенциальной поисковой модели соотнесения библейско-святоотеческого учения о человеке и современных антропологических данных с определенной осторожностью можно принять следующую концепцию. Чета прародителей была сотворена из неживой материи-«праха земного» - в буквальном значении этих слов - и помещена Творцом в первозданном нетленном Раю, который должен был быть распространен Адамом на все мироздание. Животные в предведении грехопадения людей творились Богом смертными; не исключено также и то, что развитие органического мира продолжалось длительное время, но не спонтанно, а в строгом соответствии с «номосом» - законом, изначально заданным Самим Господом; при этом Творец постоянно руководил посредством Промысла раскрытием, развертыванием во времени (эволюцией - в истинном значении этого слова) творения. Возможно, в древности существовали сложноорганизованные антропоидные существа (останками которых занимается палеоантропология), стоящие по уровню своего развития гораздо ближе к человеку, чем современные приматы, но, тем не менее, они никогда не были и не стали бы настоящими людьми.
После трагедии грехопадения, утеряв нетленный Рай и сделавшись по преимуществу существом биологическим, «скотоподобным», человек несколько десятков тысяч лет назад588 начал расселяться по земле. Не исключено, что многие древние гоминиды, как и некоторые крупные млекопитающие, были истреблены именно первыми людьми. К понятию «антропогенез» как процессу развитию телесности человека из животных предков лучше относится с предельной осторожностью, так как данная гипотеза, во-первых, подрывает православное учение о нетленности природы первозданного Адама, грехопадении и его последствиях, а также об Искуплении; во-вторых, она не имеет под собой и неоспоримых оснований антрополого-биологических. Вместе с тем, безусловно, нельзя отбрасывать понятия расо- и этногенеза, в том числе, и на базе естественных микроэволюционных закономерностей. Однако и при этом первостепенное значение должно быть отдано Божественному Промыслу о мире и человеке, а также личностному и социальному факторам, потому что даже поврежденные грехом люди продолжают оставаться, в первую очередь, существами духовными, носящим на себе печать образа Творца. Религиозные представления древнейшего человека никак нельзя интерпретировать через призму культов современных племен, известных этнографии. Эти представления стояли, безусловно, гораздо ближе к ветхозаветному библейскому монотеизму, чем верования более поздних народов.
Приложение I (по материалам сайта http://www.goldentime.ru/hrs_catalog_homo_0.htm и других источников с изменениями и дополнениями)
БЛИЖНИЙ ВОСТОК и КАВКАЗ |
- Учебные материалы для курса
- Глава II. История становления и развития естествознания.
- Глава III. Квантовая механика и структурные уровни материи на уровне микромира.
- Глава XI. Антропо- и этногенез.
- Глава XII. Биоэтические проблемы (материалы данного раздела могут изучаться в курсах Нравственного богословия, Практического руководства для пастырей, Диаконии).
- Глава XIII. Этология, социобиология и психобиология.
- Глава XIV. Биосфера и цивилизация.
- Глава XV. Естествознание, научно-технический прогресс и перспективы развития цивилизации.
- Естественно-научная апологетика: ведение в предмет
- Русскозычные ресурсы:
- Англоязычные ресурсы:
- I. Методология науки и современное естествознание
- II. История становления и развития естествознания
- 1 Ин. 4:8: «Бог есть любовь».
- III Теории происхождения и развития жизни
- IV. Антропо- и этногенез
- 1.Протоантропы
- 2. Архантропы
- 3. Палеоантропы
- 4. Неоантропы
- * * *
- Грузия, кавказ
- 1. А б
- 3. А б
- * * *
- 8. А б
- 11. А б
- Пещера табун в израиле (гора кармел, около г. Хайфа)
- * * *
- * * *
- 15. А б
- 23. А б
- 24. А б
- 26. А б
- 27. А б
- 36. А б
- 37. А б
- 39. А б
- 42. А б
- 43. А б
- 44. А б
- 54. А б
- 60. А б в
- 61. А б
- 79. А б
- Архаичная группа «бодо-ндуту-кабве-салданья»:
- 80. А б
- 81. А б
- 82. А б
- Африканские пред-сапиенсы:
- 86. А б
- 88. А б
- 89. А б
- 92. А б
- 99. А б
- 101. А б
- 103. А б
- 104. А б
- 106. А б
- 107. А б
- 110. А б
- 111. А б
- Австралия
- 138. А б в
- 139. А б
- 140. А б
- 141. А б
- 142. А б
- Приложение IV Основные методы абсолютного датирования, используемые в палеоантропологии и археологии каменного века
- Приложение V
- Родовой и видовой состав семейства гоминид,
- Согласно представлениям большинства антропологов
- На конец 2004 г.
- Приложение VIII Сравнительная характеристика теории ч. Дарвина и концепции номогенеза л. С. Берга