Санитарные нормы спектральных показателей вибрационной нагрузки на оператора
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц |
Нормативные значения в направлениях | |||
| виброускорения | Виброскорости | ||
| м/с -2 | дБ | м/с –1 .10 -2 | ДБ |
8 16 31,5 63 125 250 500 1 000 | 1,4 1,4 2,7 5,4 10,7 21,3 42,5 85,0 | 123 123 129 135 141 147 153 159 | 2,8 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4 | 115 109 109 109 109 109 109 109 |
Кроме того, действуют СН 3044-84 "Санитарные нормы вибрации рабочих мест", СН 3041-84 "Санитарные нормы и правила при работе с машинами и оборудованием, создающих локальную вибрацию, передающуюся на руки работающих". Нормы устанавливают: классификацию вибраций, методы гигиенической оценки вибрации, нормируемые параметры и их допустимые значения, санитарные правила при работе с виброоборудованием.
Допустимые уровни вибрации в жилых домах, условия и правила их измерения и оценки регламентируются "Санитарными нормами допустимых вибраций в жилых домах" СН 1304-75. Основными нормируемыми параметрами вибрации являются средние квадратические величины уровней виброскорости (допускается также использование уровней виброускорения и вибросмещения ) в октавных полосах частот.
Акустическое поле - это область пространства, в котором распространяются акустические (звуковые) волны, т.е. - механические колебания упругой среды: газа, жидкости, твердого тела.
Физическое понятие о звуке охватывает как слышимые, так и неслышимые колебания упругих сред. Акустические колебания, лежащие в диапазоне 16...20 кГц, воспринимаемые человеком с нормальным слухом, называют звуковыми. Акустические колебания с частотой менее 16 Гц называют инфразвуковыми, выше 20 кГц - ультразвуковыми.
Ухо человека может воспринимать и анализировать звуки в широком диапазоне частот и интенсивностей. Область слышимых звуков ограничена двумя пороговыми кривыми: нижняя - порог слышимости и верхняя - порог болевого ощущения (рис. 3.2) (8). Самые низкие значения порогов лежат в диапазоне частот 1...5 кГц. Порог слуха молодого человека составляет 0 дБ на частоте 1000 Гц. Порог слухового восприятия на частоте 100 Гц выше, так как ухо менее чувствительно к звукам низких частот.
Болевым порогом принято считать звук с уровнем интенсивности 140 дБ, что соответствует звуковому давлению 200 Па и интенсивности 100 Вт/м2. Звуковые ощущения оцениваются по порогу дискомфорта (появлению ощущения щекотания, касания, слабой боли в ухе), который соответствует уровню звукового давления более 120 дБ.
Звук (шум) на производстве неблагоприятно действует на организм человека: повышает расход энергии при одинаковой физической нагрузке, значительно ослабляет внимание работающих, увеличивает число ошибок в работе, замедляет скорость психических реакций. В результате большего утомления рабочих из-за шума снижается производительность труда и ухудшается качество работы. Шум затрудняет своевременную реакцию работающих на предупредительные сигналы, что способствует возникновению несчастных случаев на производстве.
Шум оказывает вредное влияние на весь организм человека: угнетает ЦНС, вызывает изменение скорости дыхания и пульса, способствует нарушению обмена веществ, возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической болезни, может приводить к профессиональным заболеваниям.
В соответствии с ГОСТ 12.1.003-83 характеристикой постоянного шума на рабочих местах являются уровни звукового давления L в дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 63, 125, 250, 500, 1 000, 2000, 4 000, 8 000 Гц, определяемые по формуле:
, (3.20)
где - среднее квадратическое значение звукового давления, Па;
- исходное значение звукового давления (пороговое);
- порог слышимости (интенсивность), .
В воздухе = 2.10-5 Па.
Характеристикой непостоянного шума на рабочих местах является интегральный критерий - эквивалентный (по энергии) уровень звука в дБ.
Эквивалентный по энергии уровень звука в дБ данного непостоянного шума - уровень звука постоянного широкополосного шума, который имеет то же самое среднее квадратическое звуковое давление, что и данный непостоянный шум в течение определенного интервала времени и который определяется по формуле:
, (3.21)
где - текущее значение среднего квадратического звукового давления с учетом коррекции "А" шумомера, Па;
- исходное значение звукового давления (в воздухе = 2.10-5 Па).
Порог болевого ощущения
Порог дискомфорта
Порог хорошей слышимости
Диапазон слышимых частот
Неслышимые Основной речевой диапазон
Неслышимые
0 13 31,5 53 125 250 500 4*103 16*103 32*103
Рис. 3.2. Слышимый диапазон частот
Таблица 3.11
- С.А.Соболев ноксология
- Часть 2
- Энтропия и опасности техносферы
- Введение в часть 2
- Термины и определения
- 2. Опасности прошлого
- 3. Общие понятия энтропии в технологических (закрытых) системах и окружающей их среде Связь энтропии и энергии в закрытых системах
- Порядок и хаос в системе
- Созидающая сила хаоса
- Связь времени и теплоты, энтропии и работы
- Хаос, созидающий жизнь
- Контрольные вопросы для усвоения материала Введения в часть 2
- Контрольный тест по усвоению пройденных тем и материала
- Опасности рабочих зон и среды обитания человека
- 3.1.Показатели микроклимата рабочей зоны
- 3.2.Параметры метеорологических условий рабочей зоны
- 3.3.Воздействие инфракрасного теплового излучения
- Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в рабочей зоне производственных помещений
- 3.4.Организация чистых помещений рабочей зоны
- Основные параметры чистых производственных помещений
- Минимальное количество участков измерения параметров микроклимата
- 3.5.Электромагнитные поля рабочих помещений
- 3.6.Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны и их нормирование
- Предельно допустимые концентрации (пдк) вредных веществ в воздухе рабочей зоны
- 3.7. Воздействие механических и акустических колебаний на человека
- Раздражающее
- Смещение органов
- Риск заболевания вибрационной болезнью при действии локальных вибраций в зависимости от профессии и стажа работы
- Санитарные нормы одночисловых показателей вибрационной нагрузки на оператора
- Санитарные нормы спектральных показателей вибрационной нагрузки на оператора
- Уровни шума для различной трудовой деятельности с учетом степени напряженности труда
- 3.8.Экологические опасности среды обитания человека
- Признаки территорий крайних степеней экологического неблагополучия
- Медико-демографические критерии состояния здоровья населения, применяемые при оценке экологического состояния территории
- Критерий оценки степени загрязнения атмосферного воздуха по максимальным разовым концентрациям
- Критерий оценки степени загрязнения атмосферного воздуха по среднесуточным концентрациям
- Критерии оценки среднегодового загрязнения атмосферного воздуха
- Критерии санитарно-гигиенической оценки эпидемической опасности питьевой воды и водоисточников питьевого и рекреационного назначения
- Критерии санитарно-гигиенической оценки опасности загрязнения питьевой воды и источников питьевого
- Критерии санитарно-гигиенической оценки опасности
- Загрязнения питьевой воды и водоисточников питьевого
- Назначения возбудителями паразитарных болезней
- И микозов человека
- Критерии экологического состояния почв селитебных территорий
- Контрольные вопросы для усвоения материала раздела 3
- Контрольный тест по усвоению пройденных тем и материала
- IV.Количественная оценка и нормирование техногенных опасностей
- 4.1.Закономерности и признаки техногенных опасностей
- 4.2. Энергоэнтропийная концепция опасностей
- 4.3. Классификация существующих опасностей
- Контрольные вопросы для усвоения материала раздела 4
- Контрольный тест по усвоению пройденных тем и материала
- V.Ущерб от опасностей
- 5.1.Основные принципы определения ущерба от опасностей техносферы
- Составляющие ущерба от аварии
- 5.2.Методы прогноза вероятности причинения ущерба
- 5.3.Оценка экономического ущерба и уязвимости объектов и территорий
- 5.4.Методы расчетов размера вреда природным объектам и ущерба от их гибели
- Контрольные вопросы для усвоения материала раздела 5
- Контрольный тест по усвоению пройденных тем и материала
- VI.Мониторинг опасностей
- Мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений;
- Контрольные вопросы для усвоения материала раздела 6
- Контрольный тест по усвоению пройденных тем и материала
- Библиография