1 Понятие методологии
«Методология(от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности».
«Методология– система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе».
Методология –это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности. Этим определением мы и будем пользоваться во всем дальнейшем.
В то же время, необходимо отметить, что, наверное, не всякая деятельность нуждается в организации, в применении методологии. Как известно, человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную ипродуктивную.
Репродуктивная деятельность является слепком, копией с деятельности другого человека, либо копией своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте.
Такая деятельность, как, например, однообразная деятельность токаря-операционника в любом механическом цеху, или рутинная повседневная деятельность учителя – «урокодателя» на уровне раз и навсегда освоенных технологий в принципе уже организована (самоорганизована) и, очевидно, в применении методологии не нуждается.
Другое дело – продуктивная деятельность, направленная на получение объективно нового или субъективно нового результата. Любая научно-исследовательская деятельность, если она осуществляется более или менее грамотно, по определению всегда направлена на объективно новый результат.
Инновационная деятельность специалиста-практика может быть направлена как на объективно новый, так и на субъективно новый (для данного специалиста или для данного предприятия, учреждения) результат. Учебная деятельность всегда направлена на субъективно новый (для каждого конкретного обучающегося) результат. Вот в случае продуктивной деятельности и возникает необходимость ее организации, то есть возникает необходимость применения методологии.
Если методологию мы рассматриваем как учение об организации деятельности, то, естественно, необходимо рассмотреть содержание понятия «организация». В соответствии с определением, организация – 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил – см. рис. 1.1.
В нашем случае мы используем понятие «организация», в основном, в первом и во втором значении, то есть и как процесс (второе значение), и как результат этого процесса (первое значение). Третье значение также используется (но в меньшей степени) – при описании коллективной научной деятельности, управления проектами в организациях и т.д.
При таком приведенном выше определении методологии ее можно рассматривать очень широко – как учение об организации любой человеческой деятельности: и научной, и любой практической профессиональной деятельности, и художественной, и игровой и т.д. – с одной стороны. С другой стороны – и индивидуальной, и коллективной деятельности.
- Оку «магистр»
- Рабочая программа
- 1 Понятие методологии
- Организация
- Характеристики научной деятельности
- 2 Научное исследование Методы научного исследования
- 3 Понятие метода. Типология методов научного исследования
- 4 Эмпирические методы исследования
- 5 Теоретические методы исследования
- 6 Математические методы и методы статистической обработки научных данных
- 7 Научно-исследовательская работа
- 7.1 Этапы научно-исследовательской работы студентов
- 7.2 Этапы научно-исследовательской работы исследователя
- 7.3 Этапы конкретизации темы научного исследования и предварительного определения теоретических предпосылок
- 7.4 Стадия построения гипотезы исследования
- 7.5 Стадия конструирования исследования
- 7.6 Стадия технологической подготовки исследования
- 7.7 Стадия проведения исследования
- 7.8 Исследовательская стадия научно-исследовательского процесса
- 7.9 Завершающая стадия научно-исследовательского процесса
- Этап обобщения и апробации результатов исследования
- 7.10 Стадия оформления результатов исследования
- Рефлексивная фаза научного исследования
- Специфика организации коллективного научного исследования