logo
Методологія наукових досліджень_конспект

3 Понятие метода. Типология методов научного исследования

Методология– учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки – это учение о принципах построения, методах, формах организации и способах научного познания.

Метод - (метод исследования) - 1. Прием, способ, образ действия. 2. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ практического осуществления чего-либо. Способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления исследования научного. Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта. В широком смысле сюда относятся и самые общие принципы, лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом, - понятие метода распространяется на различные области практики. Разработке и совершенствованию методов в науке уделяется специальное внимание, поскольку необходима уверенность в достоверности полученных данных, а потому - и в оптимальности способа их получения.

Метод (греч. methodos – способ познания) – в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.

Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем. Философ стремился создать такой метод, который мог бы быть орудием познания, обеспечить человеку господство над природой. Таким методом он считал индукцию, которая требует от науки исходить из эмпирического анализа, наблюдения и эксперимента с тем, чтобы на этой основе познать причины и законы.

Р. Декарт методом называл «точные и простые правила», соблюдение которых способствует приращению знания, позволяет отличить ложное от истинного. Он говорил, что уж лучше не помышлять об отыскивании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода, особенно без дедуктивно-рационалистического.

Существенный вклад в методологию внесли немецкая классическая (особенно Гегель) и материалистическая философии (особенно К. Маркс), достаточно глубоко разработавшие диалектический метод - соответственно на идеалистической и материалистической основах.

Проблемы метода и методологии занимают важное место в современной западной философии, особенно в таких ее направлениях и течениях, как философия науки, позитивизм и постпозитивизм, структурализм и постструктурализм, аналитическая философия, герменевтика, феноменология и в других.

Каждый метод - безусловно, важная и нужная вещь. Однако недопустимо впадать в крайности: а) недооценивать метод и методологические проблемы, считая все это незначительным делом, «отвлекающим» от настоящей работы, подлинной науки и т.п. («методологический негативизм»); б) преувеличивать значение метода, считая его более важным, чем тот предмет, к которому его хотят применить, превращать метод в некую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный «инструмент» научного открытия («методологическая эйфория»). Дело в том, что «...ни один методологический принцип не может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования».

Каждый метод окажется неэффективным и даже бесполезным, если им пользоваться не как «руководящей нитью» в научной или иной форме деятельности, а как готовым шаблоном для перекраивания фактов. Главное предназначение любого метода – на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т.п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов.

Следует иметь в виду, что вопросы метода и методологии не могут быть ограничены лишь философскими или внутринаучными рамками, а должны ставиться в широком социокультурном контексте. Это значит, что необходимо учитывать связь науки с производством на данном этапе социального развития, взаимодействие науки с другими формами общественного сознания, соотношение методологического и ценностного аспектов, «личностные особенности» субъекта деятельности и многие другие социальные факторы. Применение методов может быть стихийным и сознательным. Ясно, что только осознанное применение методов, основанное на понимании их возможностей и границ, делает деятельность людей, при прочих равных условиях, более рациональной и эффективной.

Типология методов научного исследования

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает и многообразие методов научного познания, которые могут быть классифицированы по различным основаниям или критериям. Прежде всего, в научной методологии выделяют методы духовной (в том числе научной) и методы практической деятельности. Однако в настоящее время, очевидно, что методология не может быть ограни­чена лишь сферой научного познания, а должна, в свою очередь, вы­ходить далеко за его пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. Необходимо иметь в виду достаточно тесное взаи­модействие научного познания и практики.

Что же касается методов науки, или когнитивных методов, то ос­нований для их разделения на группы (или классы) может быть не­сколько. Так, по роли и месту в процессе научного познания разли­чают методы формальные (методы формальной и математической символической логики) и содержательные. К основным видам содер­жательной методологии относятся методы философские, общенауч­ные, общелогические и частнонаучные. Выделяются и такие методы науки, как эмпирические и теоретические, фундаментальные и при­кладные, методы исследования и методы изложения.

Содержание изучаемых объектов также может служить основа­нием для разделения совокупности методов на две группы: методы естествознания и методы социально-гуманитарных наук. В свою очередь, методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой приро­ды. В этой связи выделяют также методы качественные и количе­ственные, вероятностные, непосредственного и опосредованного познания и др.

В современном науковедении успешно работает многоуровне­вая методологическая классификация методов научного познания, согласно которой по степени общности и сфере действия методы научного познания подразделяются на всеобщие философские, обще­научные, частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные ме­тоды исследования.

I. Всеобщие философские методы, среди которых наиболее древ­ними являются диалектический и метафизический. По существу каж­дая философская концепция имеет методологическую функцию, яв­ляется своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэто­му философские методы не исчерпываются двумя названными. К ним относятся также такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменоло­гический, герменевтический (понимание) и др.

Философские системы (соответственно и их методы) часто сочета­лись и переплетались в разных пропорциях. Так, диалектический ме­тод Г. Гегеля был соединен с идеализмом, у К. Маркса (как, кстати, и у Гераклита) — с материализмом. Гадамер пытался совместить гер­меневтику с рационалистической диалектикой.

Следует отметить, что философские методы — это не «свод» жес­тко фиксированных регулятивов, а система «мягких» принципов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер, находящийся на самых высших «этажах» абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.

Философские методы определяют лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специаль­ные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. Опыт показывает, что «чем более общим является метод научного познания, тем он неопределеннее в отноше­нии предписания конкретных шагов познания, тем более велика его неоднозначность в определении конечных результатов исследова­ния». Но это не означает, что философские методы не обя­зательны в научном исследовании. Как свидетельствует история по­знания мира человеком, ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в тупик. Например, ошибоч­ные общие исходные установки механицизма, эмпиризма, априориз­ма с самого начала предполагают искажение объективной истины, приводят к ограниченному, метафизическому взгляду на сущность изучаемого объекта.

Для конкретизации всеобщего философского метода рассмотрим характерные особенности диалектического и метафизического мето­дов научного исследования, учитывая, что эти философские методы достаточно широко представлены в истории философии и науке и имеют широкое применение в исследовании на современном этапе развития общества.

Диалектика (от греч. dialectic — искусство вести беседу, спор) — это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мыш­ления и действия. В истории философии различают три основные формы диалектики.

  1. Античная диалектика, которая была «наивной и стихийной», поскольку опиралась на житейский опыт. Она представлена в уче­ниях Гераклита, доказывающего, что «все течет, все изменяется», Платона, понимавшего диалектику как искусство диалога, Зенона, пытавшегося выразить реальные противоречия в логике понятий, и некоторых других.

  2. Немецкая идеалистическая диалектика была разработана Кан­том, Фихте, Шеллингом и особенно — Гегелем в его работе «Наука логики». Гегель проанализировал важнейшие законы и категории диалектики, логики и теории познания, сформулировал основные принципы диалектического метода, ввел идею развития в понимание всех явлений реальной действительности.

  3. Материалистическая диалектика, основы которой были разра­ботаны классиками марксизма. Эта форма диалектики вобрала в себя все позитивное, что было накоплено предшествующим развити­ем философии и науки.

Определяя структуру диалектики, следует выделить ее главные элементы — принципы, законы и категории. Необходимо также под­черкнуть, что элементы диалектики содержатся и в современных концепциях разных философских направлений. Так, в современной западной философии диалектические тенденции характерны для та­ких течений, как неогегельянство и герменевтика, Франкфуртская школа и др.

Диалектика представляет собой наиболее полное и всестороннее учение о развитии как о бесконечном поступательном, противоречи­вом, скачкообразном процессе, в котором доминирует восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному, от старого к новому. Главной характерной чертой развития является исчезновение старо­го, отжившего, и возникновение нового, прогрессивного.

Если в объективном мире происходит постоянное развитие, возникновение и исчезновение всего старого, взаимопереходы яв­лений, то понятия, категории и другие формы мышления должны быть также гибкими, подвижными, взаимосвязанными, едиными в противоположностях, чтобы правильно отражать реальную дей­ствительность.

Поэтому важнейшим принципом диалектики является принцип ис­торизма, т. е. рассмотрение предметов в их развитии, самодвижении, изменении. Исторический подход к изучаемому предмету включает в себя анализ основных этапов и тенденций его возникновения, разви­тия и функционирования. Данный принцип диалектики особенно широко применяется в биологии, геологии, астрономии, гуманитар­ных и других науках.

Важное значение в научном исследовании имеет принцип всеоб­щей связи и взаимозависимости. Дело в том, что окружающий мир представляет собой единое целое, определенную систему, где каждый предмет неразрывно связан с другими предметами и все они постоян­но взаимодействуют друг с другом. При этом любой из них не только находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими, внешними явлениями, но одновременно каждая вещь имеет в себе множество внутренних сторон, моментов, отношений, связей. Всеобщая связь и взаимозависимость явлений имеют место не только в природе и об­ществе, но и в мышлении, где связь и взаимообусловленность форм мышления – понятий, суждений, категорий, теорий – являются от­ражением всеобщей связи и взаимообусловленности явлений реаль­ного мира.

Из положения о всеобщей связи и взаимообусловленности всех явлений вытекает один из основных принципов диалектики — все­сторонность рассмотрения предметов и явлений реальной действи­тельности.

Правильное понимание какой-либо вещи возможно лишь в том случае, если исследована вся совокупность ее внутренних и внешних сторон, связей, отношений. Чтобы действительно познать предмет глубоко и всесторонне, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и опосредствования в их системе, с вычленением главной, реша­ющей стороны. Так, общество – это сложная, развивающаяся сис­тема, включающая многообразные сферы, стороны, отношения, но главной, решающей, определяющей все другие его элементы и связи, является материальная – экономическая, производственная – сфера.

Кроме историзма, всеобщей связи и всесторонности диалектичес­кий метод включает в себя и другие принципы — объективности, конкретности, детерминизма, принцип противоречивости, структур­ности и др. Они формируются на основе соответствующих законов и категорий, отражающих в своей совокупности единство объектив­ного мира в его беспрерывном развитии.

Важную роль в структуре диалектического метода играют катего­рии и законы диалектики. Категории диалектики — это такие поня­тия, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи, отношения предметов и явлений реальной действи­тельности и познания.

Основные категории диалектики — причина и следствие, сущность и явление, единичное и общее, содержание и форма, необходимость и случайность и другие — являются предельно общими и поэтому при­менимы в процессе познания ко всем без исключения явлениям дей­ствительности.

Категории и законы диалектики, будучи отражением реального мира, в сознании человека по своему содержанию носят объективный характер, т. е. не являются плодом вымысла, фантазии человека, а от­ражают то, что существует в природе и обществе, независимо от воли и сознания людей. Они являются выражением всеобщих закономерно­стей природы и общества. Объект для всех категорий и законов диа­лектики один — реальный мир. Различные философские категории и законы позволяют увидеть его каждый раз с новой стороны, представ­ляют собой своеобразные его срезы.

Вместе с тем категории и законы диалектики по своей форме но­сят субъективный характер, так как носителем их является реальный субъект — человек.

Поскольку в окружающем нас мире все явления взаимосвязаны, изменяются, развиваются, то и категории, законы диалектики не­разрывно связаны между собой, представляют целостную динами­ческую систему. Это замкнутая, неизменная, открытая, гибкая, раз­вивающаяся система. В процессе все более полного и глубокого отражения реальной действительности происходит как обогащение содержания известных категорий, например «качество», «количе­ство», «движение», «развитие» и др., так и возникновение новых: «система», «структура», «элемент» и др.

Таким образом, категории и законы диалектики в их развиваю­щейся системе выражают разные аспекты, имеют разное значение:

Всеобщая, существенная связь предметов и явлений реального мира выражается с помощью законов диалектики, главным из кото­рых является закон единства и борьбы противоположностей. Он вы­ражает самое основное в развитии — его источник, каковым высту­пает противоречие как взаимосвязь и взаимообусловленность проти­воположностей. В свою очередь, противоположности — это такие стороны, силы, тенденции предметов и явлений реального мира, ко­торые одновременно неразрывно связаны, взаимопредполагают друг друга и в то же время взаимоисключают друг друга. К противо­положностям можно отнести, например, такие явления и процессы, как положительное и отрицательное, ассимиляция и диссимиляция (в биологии), прогресс и регресс, материальное и идеальное.

Сущность рассматриваемого закона можно выразить формулой «разделение на противоположности, их борьба и разрешение». Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, обострения и расширения многообразных противоречий, среди которых главную, определяющую роль играют внутренние противоречия того или ино­го предмета или процесса. Именно они являются решающим источ­ником их развития.

Важным законом диалектики является закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Данный закон вскрыва­ет механизм развития, показывает, как происходит развитие, а имен­но: постепенное накопление количественных изменений в определен­ный момент с необходимостью ведут к коренным качественным пре­образованиям, к возникновению нового качества, которое в свою очередь оказывает обратное влияние на характер и темпы количе­ственных изменений. Таковы, например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое в зависимости от изменения темпера­туры, давления и других факторов; превращение одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома.

Для научного понимания направленности развития большое зна­чение имеет закон отрицания отрицания, выражающий поступатель­ный, цикличный, преемственный характер развития явлений и про­цессов реального мира. Данный закон показывает, что поступа­тельное развитие имеет форму как бы восходящей спирали (а не круга или прямой линии), повторения на высшей ступени некоторых свойств низшей, "возврат якобы к старому", но на новой основе. При этом развитие предстает как процесс, как бы повторяющий пройденное, но на более высокой ступени. Примеры цикличного развития: «ячменное зерно» (зерно — растение — новые зерна); тезис (утверждение) — антитезис (его диалектическое отрицание, а не пол­ное отбрасывание) — синтез (единство тезиса и антитезиса); тео­рия — практика — новая теория и т. д. Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль — как цепь циклов. Действия данного закона обнаруживается не в каждый момент, а лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития.

Структурные элементы диалектики, т. е. принципы, законы и ка­тегории, не только отражают существенные всеобщие закономерные связи реальной действительности, но и в своей совокупности пред­ставляют собой диалектический метод ее познания и преобразова­ния. Будучи всеобщей методологической основой познания и прак­тики, система элементов диалектики постоянно углубляет и обога­щает свое содержание в ходе развития материальной и духовной культуры.

В процессе познания и практики часто применяют также метафи­зический метод, который является антиподом диалектического мето­да. Термин «метафизика» (буквально «то, что следует после физики») был введен в I в. до н. э. комментатором философии Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегрече­ского мыслителя, он расположил после физики те работы, в которых речь шла об общих вопросах бытия и познания, и назвал ее «мета­физика».

В современном обществоведении понятие «метафизика» имеет три основных значения:

- философия как наука о всеобщем, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля;

- особая философская наука — онтология, учение о бытии как та­ковом, независимо от его частных выводов и отвлечений от воп­росов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем. Представители современной западной науки (Агасси и др.) задачу метафизики видят в создании картины мира, тех или иных моделей реальности, онтологических схем на осно­вании обобщения частнонаучного знания;

- философский способ познания (мышления) и действия, противо­стоящий диалектическому методу как своему антиподу. Далее рассмотрим именно этот аспект понятия «метафизика» (как анти­диалектику).

Самая характерная, существенная черта метафизики — односто­ронность, абсолютизация одной из сторон процесса познания. Мета­физика (как и диалектика) никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических фор­мах, среди которых можно выделить две основные.

Старая метафизика была характерна для философии и науки XVII-XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, фи­лософия истории и т. д.). Специфика этой формы метафизики — от­рицание всеобщей связи и развития, отсутствие целостного систем­ного взгляда на мир, мышление по принципу «или - или», убежде­ние в окончательной завершенности всех мировых связей.

Старый метафизический способ мышления имел объективную основу своего появления — необходимость объяснения частностей, отдельных элементов целого, для чего эти стороны должны были быть вырваны (мысленно, конечно) из целого и рассмотрены изо­лированно от других сторон, вне связи с ними и вне развития.

Укрепление идеи развития на рубеже Х1Х-ХХ вв. под влиянием фактов действительности и ее широкое распространение привело к возникновению новой метафизики, ставшей главенствующей в XX в.

Новая метафизика в отличие от старой не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие, — это было бы абсурдно в эпоху гро­мадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме — сосредоточение усилий на поисках различных вариантов интерпретации развития, которое стало пони­маться следующим образом: как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение или, наоборот, уменьшение, т. е. как количественные из­менения; или же только как качественные изменения, цепь сплошных скачков; как повторение, как процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»); как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепция «круговорота»); как движение, из которого изымается его сущность — противоречие; как только прогресс, т. е. как восхождение от низшего к высшему, от про­стого к сложному. Возможны и другие, в том числе и смешанные, ин­терпретации развития, связи и взаимодействия.

Основные виды метафизики могут быть выделены по различным основаниям. Так, метафизическим, антидиалектическим может быть как метод познания, так и способ практической деятельности — бю­рократизм, консерватизм, волюнтаризм и другие односторонние действия.

Метафизический способ познания имеет разновидности, обуслов­ленные абсолютизацией отдельных моментов, форм, этапов познава­тельного процесса: идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм, софистика, эклектика и др. Последние две зародились еще в Древней Греции и использовались для обоснова­ния заведомо ложного. В подтверждение приведем знаменитый ан­тичный софизм: «Что ты не терял, то имеешь; ты не терял рога, зна­чит ты имеешь рога». Софистика и эклектика являются, пожалуй, наиболее коварными и хитрыми разновидностями антидиалектичес­кого способа мышления. Они и сегодня широко используются для доказательства алогичных выводов и противоправных дел, особен­но в сфере политики.

II. Общенаучные методы исследования, так же, как и другие мето­ды познания, классифицируются по степени общности и сфере дей­ствия. Они получили широкое развитие и применение в науке XX в. Общенаучные методы выступают в качестве своеобразной промежу­точной методологии между философией и фундаментальными теоре­тико-методологическими положениями специальных наук. К обще­научным относятся такие понятия, как "информация", "модель", "структура", "функция", "система", "элемент", "вероятность", "оп­тимальность".

На основе общенаучных понятий и концепций формируются со­ответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечи­вают связь и оптимальное взаимодействие философии со специаль­но-научным знанием и его методами. К числу общенаучных методов относятся системный, структурно-функциональный, кибернетичес­кий, вероятностный, моделирование, формализация и др.

В последнее время интенсивно развивается такая общенаучная дис­циплина, как синергетика — теория самоорганизации и развития от­дельных целостных систем любого происхождения — природных, со­циальных, когнитивных (познавательных). Основные понятия синер­гетики — «порядок», «хаос», «нелинейность», «неопределенность», «нестабильность», «диссипативные структуры», «бифуркация» и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом фи­лософских категорий, особенно таких, как «бытие», «развитие», «ста­новление», «время», «целое», «случайность», «возможность» и т. д.

Следует отметить, что в структуре общенаучной методологии чаще всего выделяют три уровня методов и приемов научного ис­следования:

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что благода­ря своему «промежуточному характеру» они опосредуют взаимопе­реходы философского и частнонаучного, дисциплинарного, междис­циплинарного знания и соответствующих методов научного иссле­дования.

  1. Частнонаучные методы исследования. Определяются, прежде всего, специфическим характером отдельных форм движения мате­рии. Каждая сколько-нибудь развитая наука, имея свой особый пред­мет и свои теоретические принципы, применяет свои особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта.

Частнонаучную методологию чаще всего определяют как сово­купность методов, принципов и приемов исследования, применяе­мых в той или иной науке. К ним обычно относят механику, физику, химию, геологию, биологию, социальные науки.

  1. Дисциплинарные методы научного исследования, т. е. системы приемов, принципов, применяемых в той или иной дисциплине, вхо­дящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дис­циплин, которые имеют свой специфический предмет и свои методы исследования.

С высоты сегодняшнего уровня развития научного познания оче­видно, что есть система определенных научных дисциплин, число которых быстро растет несмотря на интегративные процессы. Сфор­мировались многочисленные «стыковые» дисциплины, такие как биофизика, геофизика, физическая химия, геохимия, электрохимия. Усилилось взаимодействие различных наук и научных дисциплин, а значит, их методов и приемов исследования.

V. Методы междисциплинарного исследования. Углубление взаи­мосвязи наук приводит к тому, что результаты, приемы и методы од­них наук все более широко используются в других, например, приме­нение физических и химических методов в биологии, медицине. Это порождает проблемы методов междисциплинарного исследования. Последние можно определить как совокупность ряда синтетических, интегративных способов, возникших как результат сочетания эле­ментов различных уровней методологии, нацеленных главным обра­зом на стыки научных дисциплин. Эти методы широко применяются в комплексных научных программах.

Как видно, методология не может быть сведена к какому-то од­ному, даже «очень важному», методу, а тем более «единственно науч­ному». «Ученый никогда не должен полагаться на какое-то един­ственное учение, никогда не должен ограничивать методы своего мышления одной-единственной философией». В научном исследовании функционирует сложная, динамическая, целостная, су­бординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действия, направленности, которые всегда реализуются с уче­том конкретных условий. Среди них наиболее универсальными, при­меняемыми как в познании, так и в практике, являются философские методы.

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие метода исследования.

2. Типология методов исследования.

3. Обще- и частнонаучные методы исследования

4. Дисциплинарные методы научного исследования и методы междисциплинарного исследования.

Рекомендуемая литература

1. Философия для аспирантов: Учебное пособие / В.П. Кохановский [и др.]. – Ростов на Дону : Феникс, 2003. – 448 с.

2. Баскаков А. Я. Методология научного исследования : Учеб. пособие для вузов / А. Я. Баскаков, Н. В. Туленков. – К.: МАУП, 2004. – 216 с.