logo
история ДВ

1.3. Дальний Восток в бронзовом и железном веках

Бронзовый век на территории Дальнего Востока. Знакомство с бронзой

древнего населения южной части Дальнего Востока произошло в конце II тысячелетия до

н.э. Долгое время считалось, что на юге Дальнего Востока не существовало собственной

металлургии бронзы и все бронзовые предметы являлись привозными. Однако

исследования 60-70 гг. ХХ в. доказали факт наличия бронзы в регионе. Бронзовый век на

Дальнем Востоке имел свои особенности: большинство орудий этого периода были

сделаны из камня, имитирующие бронзу. В музейных коллекциях Приамурья немало

таких каменных орудий, но есть и бронзовые изделия (наконечники стрел, рыболовные

крючки и т.д.).

В бассейне Амура бронзовый век представляет эворонская культура, названная

по названию оз. Эворон, у которого располагаются все ее известные памятники. В

поселениях этой культуры широкое распространение получила техника шлифования,

использования большого количества тесел и наконечников стрел, а также несвойственная

местным культурам круглодонная посуда, хотя при неолите господствовала плоскодонная

керамика.

Бронзовые предметы на юге Дальнего Востока были близки изделиям из бронзы

Забайкалья, Южной Сибири и Центральной Азии, это свидетельствует о наличии

контактов между населением этих территорий и проникновении во II тысячелетие до н.э.

отдельных групп населения из Забайкалья в бассейн Амура.

В целом, период эпохи бронзы на Дальнем Востоке был относительно коротким по

времени и отличался высоким уровнем развития племен. Это период развития

производящего хозяйства, расцвета каменной индустрии, распространения каменных

реплик бронзовых предметов.

Сопоставляя особенности развития культур севера и юга Дальнего Востока в

неолите, можно прийти к выводу о постепенном разделении исторических судеб

населения этих регионов. Если в предшествующее палеолитическое время связи северной

и южной частей Дальнего Востока были стабильными и активными, то для неолита

характерна переориентация в культурных контактах обитателей Северо-Восточной Азии,

связи с южными регионами ослабевают. Одна из причин этого явления обусловлена

формированием различных основ хозяйственного уклада и образа жизни у населения

севера и юга.

Железный век в Приамурье. В конце II – начале I тысячелетия до н.э. племена

Приамурья освоили новый материал для изготовления орудий труда и вооружения –

железо. К раннему железному веку в Приамурье относится урильская культура,

получившая название по поселению на острове Урильский.

В археологических памятниках урильской культуры найдены многочисленные

наконечники стрел, рубящие орудия, шлифованные ножи, мотыги из галек, поделки из

кости, глиняная посуда, выполненная техникой ленточно-кольцевого налепа без

применения гончарного круга.

Одной из главных отраслей хозяйственной деятельности создателей урильской

культуры было рыболовство, об этом свидетельствуют как количество, так и разнообразие

грузил для рыболовных снастей. Другой отраслью деятельности была охота на копытных.

На Урильском острове были найдены кости изюбра, оленя, косули. Нередкие находки

орудий для обработки земли и урожая подтолкнули ученых к выводу, что земледелие у

здешних племен являлось одной из отраслей хозяйства.

Во второй половине I тысячелетия до н.э. урильскую культуру сменяет

польцевская, названная по поселку Польце. Хозяйство этой культуры составляли

земледелие, рыболовство и охота. Относительно польцевской культуры мнения ученых

расходятся.

Одни население этой культуры относят к племенам тунгусо-маньчжурской

языковой группе, прародиной которых считают Забайкалье и Прибайкалье. По их версии

оттуда тунгусо-маньчжурские племена проникли на Амур, в Маньчжурию и Приморье, и

именно они являлись прямыми предками народа мохэ. Другие ученые утверждают, что

польцевцы – палеоазиаты, и позднее были ассимилированы мохэ.

На рубеже нашей эры на юге Дальнего Востока начинается период развитого

железа, который достигает своего расцвета в конце I – начале II тысячелетия н.э. С этим

периодом связано разложение первобытнообщинного строя и сложение классового

общества в изучаемом регионе.

В бассейне Амура в I тысячелетии н.э. появляется культура племен мохэ. Обычно

поселения народа мохэ располагались на возвышениях при слиянии рек. Вокруг

поселения были оборонительные сооружения в виде валов и рвов в два – три ряда.

Находки из мохэских памятников (Михайловское городище, Степаниха, Семиозерки и

др.) многочисленны и разнообразны, только железных наконечников стрел обнаружено 22

типа. Наиболее интересна серия предметов конской сбруи – три варианта удил, седельные

и подпружные пряжки. Заметную группу находок составляют изделия из кости и глины.

О земледелии, как одной из основных сфер хозяйственной деятельности мохэ,

свидетельствует долговременный характер поселений в районах плодородных почв

речных долин, орудия для обработки земли и сбора урожая (железные ножи, каменные и

роговые мотыги), продукты земледелия (зерна проса в сосудах).

Другой важной отраслью хозяйственной деятельности было скотоводство.

Нередкой находкой на поселениях мохэ являлись кости свиньи, коровы, лошади, мелкого

рогатого скота. Мохэские племена также занимались охотой, рыболовством и

собирательством. Объектами охоты были олень, косуля, кабан. Предполагается, что на

охоте использовали собак. Их кости и глиняные фигурки нередко находят на поселениях.

На мохэских городищах имелись неоднократные свидетельства металлургического

производства. Мохэским мастерам были известны такие технические приемы, как

волочение проволоки, клепка пластин, наваривание цветных металлов на железо,

кручение, пробивание отверстий, шлифование, литье, ковка. О развитии гончарного

промысла можно говорить, основываясь на обилии и разнообразии керамического

материала, причем в это время появляется глиняная посуда, сделанная на гончарном

круге.

В ходе раскопок были найдены разнообразные амулеты, в том числе

стилизованные фигурки людей из бронзы и серебра – это привело исследователей к

предположению о существовании у мохэсцев анимизма (система фантастических

представлений о наличии у человека, животных, растений и предметов души) и

шаманизма.

В VI – VIII вв. н.э. у мохэ бассейна Амура был развитый родовой строй,

существовала патриархальная семья. В это время происходил процесс разложения

первобытнообщинного строя, о чем свидетельствуют: 1) высокий уровень развития

земледелия и скотоводства, давших возможность появления прибавочного продукта; 2)

ускоренный процесс социального расслоения (выделение мастеров – профессионалов,

воинов); 3) появление имущественного неравенства, что прослеживается по материалам

захоронений. Вместе с тем, процесс классообразования у мохэских племен не завершился,

были еще сильны традиции родового строя.