2.4. Приамурье в средние века
Государство Мэнгу. На территории Приамурья в IX – XII вв. протекали сложные
социальные и этнические процессы, приведшие к созданию здесь могущественного и
обширного государства Мэнгу, в состав которого были включены не только
монголоязычные шивэйцы, тунгусоязычные мохэсцы и уйгуры, но и палеозиатские
гилемы. Последние с древнейших времен проживали в низовьях Амура и впервые
упоминались в письменных источниках в качестве восточных соседей чжурчжэней.
IX – XII вв. население Приамурья обладало весьма своеобразной культурой, во
многом отличавшейся от культуры чжурчжэней Приморья. Это объясняется не только
природно-климатическими особенностями, и соответствующим им хозяйственным
укладом, но и совершенно отличным от Приморья этническим составом населения.
Согласно данным письменных источников, бассейн Верхнего и Среднего Амура до устья
р. Сунгари в VI – X вв. был заселен монголоязычными в своей основе племенами шивэй,
тогда как к востоку от р. Сунгари, в том числе и на территории современного Приморья,
жили тунгусоязычные племена мохэ. Племена шивэй в этническом отношении были
неоднородны. Отдельные группы шивэйцев представляли собой смесь монголоязычных с
тюрко и тунгоязычными племенами.
Государство Мэнгу успешно противостояло на протяжении длительного времени
попыткам чжурчжэней распространить свое влияние на районы Приамурья. В ходе войны
чжурчжэней с Мэнгу в 1135-1147 гг. чжурчжэни вынуждены признать существование на
севере своих границ государства Мэнгу, подписав с ним мирный договор.
Из-за отсутствия в письменных источниках каких-либо достоверных сведений о
населении Приамурья эпохи средневековья, имевшие здесь исторические процессы
поддаются реконструкциям, прежде всего на основании археологических исследований. В
настоящее время на территории Приамурья известны три разновидности археологических
памятников средневековья, это: городища (Джаринское, Болоньское, Васильевское),
поселения, грунтовые и курганные могильники.
Говоря о городищах Приамурья, нужно отметить, что по сравнению с
чжурчжэньскими городищами Приморья, расположенными чаще всего на вершинах сопок
и имеющими сложную систему оборонительных сооружений, приамурские отличаются
небольшими размерами и простотой фортификации.
Городища и поселения Приамурья исследованы еще очень недостаточно. Более
всего сведений имеется о могильниках. Обычно места для них выбирались сухие и
незатопляемые, чаще всего небольшие песочные возвышенности. По характеру
погребального обряда все погребения разделяются на три типа: трупоположения,
вторичные захоронения и трупосожжения.
Особенности могильных сооружений, количество могильного инвентаря позволяют
утверждать о наличии социальной дифференциации, разложении родового строя народов
Приамурья.
Значительное место в могильном инвентаре занимают керамика, изделия из железа
(ножи, топоры, наконечники стрел), а также украшения из бронзы, серебра и золота.
Материальная культура народов Приамурья. Глубокое изучение материальной
культуры народов Приамурья позволяет утверждать об ошибочности отождествления
некоторыми исследователями населения Амура с чжурчжэнями.
Рассматривая исторические факты возникновения, расцвета и падения
средневековых государств на территории Дальнего Востока, необходимо подвести
некоторые общие итоги. В первую очередь – возникновение и падение государств Бохай,
Золотой империи чжурчжэней и Мэнгу имели, во многом общие причины, сводившиеся,
прежде всего к социально-экономическим факторам и, самое главное, к факторам
внешнеполитическим, которые наиболее специфичны для того периода времени.
Идентичен и сам процесс формирования государств (который характерен для
большинства государств в целом) – от племен к общеплеменным союзам и
государственным образованиям.
Несмотря на некоторые отличия в государственном и общественном строе,
материальной и духовной культуре, между рассматриваемыми государствами
наблюдалась преемственность во всех вышеперечисленных составляющих любого
государственного и общественного организма.
Наибольшего расцвета юг Дальнего Востока, вплоть до активного освоения этих
территорий русскими людьми в XVII веке, достиг в период существования средневековых
государств Бохай и Золотой империи чжурчжэней. Эти государства были своего рода
синтезом культур, как проживавших на данной территории этносов, а также более
цивилизованных народов, например, таких как китайский. Именно это во многом
определило их уникальность и неповторимость. Памятники, оставленные этими
государствами, позволяют специалистам увидеть неповторимые черты, как в
материальной, так и в духовной культуре, разглядеть напластования культурных традиций
различных народов дальневосточного региона.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос
- 4 Вопрос
- 1.2. Каменный век на Дальнем Востоке
- 1.3. Дальний Восток в бронзовом и железном веках
- 1.4. Приморье в древности
- 5 Вопрос
- 2.1. Предпосылки возникновения государства Бохай
- 2.2. Государство Бохай
- 2.3. Золотая империя чжурчжэней
- 2.4. Приамурье в средние века
- 6 Вопрос.
- Итоги экспедиций
- Покорение Приамурья
- Бунт. Усмирение
- 7 Вопрос.