logo
ekologia_suspilistvo_3

К проблеме экологической безопасности функционирования топливно-энергетического комплекса в береговой зоне придунавья

Экологическая безопасность (ЭБ) является неотъемлемой частью национальной безопасности, и ее обеспечение тесно связано с приемлемой защищенностью государства и его способностью противостоять действиям как внутренних, так и внешних деструктивных факторов [1].

Понятие экологической безопасности трансформируется и пополняется новым содержанием в эволюционном процессе развития экономики, формирования нового экономико-экологического мышления и перехода на принципы устойчивого развития. Значительный вклад в развитие понятийно-категориального наполнения ЭБ внесли такие известные ученые, как Н.Ф.Реймерс, М.Я.Лемешев, дополняют и развивают отечественные ученые Б.М. Данилишин, З.В.Герасимчук, Е.Н. Громова, Н.Г. Ковалева, В.Г. Ковалев, В.С. Кравцив, В.Н. Степанов, Ю.Ю.Туныця, С.К. Харичков и другие [2,3,4,5].

Под ЭБ понимаем, во-первых, – состояние защищенности жизненно важных потребностей государства (личности, общества в целом) в природных ресурсах и здоровой природной среде обитания от внутренних и внешних угроз; во-вторых – систему законодательно закрепленных политических, правовых, экономических и экологических гарантий, которые с помощью определенных условий и мероприятий обеспечивают создание и соблюдение приемлемого уровня (с социально-экономических позиций) защиты от действий дестабилизирующих факторов развития [5, с.5].

Данная статья освещает вопросы ЭБ в контексте выявления проблем и предложения путей ее обеспечения при функционировании экологически опасного объекта – транспортно-энергетического комплекса (ТЭК). Рассматривается транспортно-энергетический комплекс, расположенный на украинско-молдавской границе в районе Придунавья.

Одним из деструктивных факторов, влияющих на обеспечение ЭБ нашего государства, оказалось строительство и функционирование на территории Республики Молдовы около пгт Джурджулешты, т.е. в непосредственной близости от границ Украины, транспортно-энергетического комплекса. В многоуровневой иерархической структуре обеспечения ЭБ именно безопасность объекта (предприятия) выходит на первое место. Именно предприятие в рыночной экономике становится центром сосредоточения основных проблем, в том числе в экологической сфере. Особенности обеспечения ЭБ при функционировании ТЭК в районе пгт Джурджулешты усугубляются условиями приграничной территории и, как следствие, сложными межгосударственными политическими, экономическими и экологическими отношениями. Сегодня это уже введенный в строй нефтяной терминал, а в перспективе - строительство нефтеперерабатывающего завода, пассажирского и сухогрузного терминалов.

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, вернемся к ее истокам. В 1995 году правительство Молдовы приняло решение о постройке нефтетерминала с годовой пропускной способностью 2,1 млн т нефтепродуктов в устье р. Прут с выходом на украинский участок р. Дунай. Кишинев в 1997 году получил под строительство нефтетерминала в Джурджулештах кредит Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР). В 1998 году ЕБРР приостановил финансирование проекта как экономически нецелесообразного. Стало ясно: Молдова не сможет загрузить терминал даже до начальной проектной мощности в 1 млн тонн нефтепродуктов в год. С остановкой строительства проблема отошла в тень, и в этой тени Молдова, в том же 1998 году, сумела достичь с Украиной соглашения об «обмене территориями». Украинский участок дунайского побережья в 1998 году согласно взаимной украинско-молдовской договоренности по делимитации государственной границы был передан Молдове.

В 2001-2003 гг. Молдова пыталась реанимировать проект за счет российского капитала, но неудачно. В январе 2005 года интерес к долгострою проявила азербайджанская группа компаний Azpetrol, которая арендовала территорию джурджулештского терминала на срок до 99 лет. Планы Azpetrol не ограничивались одним только нефтяным терминалом. Помимо его достройки, компания спланировала выстроить еще сухогрузный и пассажирский терминалы, разместив все это на 435 метрах берега! А еще – нефтеперерабатывающий завод ( мощностью до 2 млн тонн нефти в год) и сеть из 50 АЗС, всего на общую сумму прямых инвестиций примерно в $259 млн . После завершения строительства НПЗ Azpetrol намеревалась импортировать в Молдову только сырую нефть и экспортировать из нее готовые нефтепродукты.

В июле 2006 года на сцену вышло новое действующее лицо – компания из Нидерландов EasEur Holding B.V. – дочернее предприятие Eastern Capital N.V.,

фонда с рисковым капиталом (venture capital fund), который специализируется на инвестициях в страны бывшей Восточной Европы. Бывшие подразделения Azpetrol трансформировали в Bemol Retail – сеть АЗС, Bemol Refinery – нефтеперерабатывающий завод и Danube Logistics – портовой комплекс. При этом 20% акций Danube Logistics по-прежнему остаются в собственности ЕБРР, а генеральным директором Danube Logistics назначен Томас Мозер, ранее курировавший терминал в статусе представителя ЕБРР на начальной стадии его постройки. 19 октября 2005 года в Азербайджане были арестованы президент группы компаний Azpetrol Рафик Алиев и его брат Фархад, экс-министр экономического развития. Азербайджанский суд принял решение об экспроприации долей голландских компаний Azрetrol International Нoldings B.V., Azрetrol Grouр B.V. и Azрetrol Oil Services Grouр B.V. в их дочерних компаниях Azрetrol Ltd. и Azertrans Ltd., полностью принадлежащих голландской стороне. Оказавшись в ситуации начавшегося передела собственности и стремясь вывести из-под удара свои активы, Azpetrol Oil Services group B.V. и Azpetrol Group B.V. летом 2006 года продали свои доли EasEur Holding B.V. [6, с. 49]. По состоянию на октябрь 2007 года инвестиции холдинга «Eas Eur Holdinq B.V.» в комплексный проект на территории Молдовы составляли $ 36,5 млн.

Объявленная стратегия холдинга – предоставлять услуги по логистике всем нефтяным компаниям на рынках Молдовы, Украины, России и Румынии как в импорте, так и в экспорте нефтепродуктов.

Основным законом, регулирующим деятельность Джурджулештского терминала, является Закон Республики Молдовы «О международном свободном порте Джурджулешты». 16 октября 2006 года нефтетерминал был сдан в эксплуатацию.

Заметим, что в Министерство иностранных дел Украины в свое время было представлено письмо Министерства экологии и природных ресурсов Республики Молдовы № 5004 от 23.12.1997 г. с приложением раздела Проекта строительства (ОВОС) на 42 страницах с утверждением, что эксплуатация построенного нефтяного причала порта Джурджулешты не окажет катастрофического влияния на природную среду прилегающего участка реки Дунай. Тем не менее, официального акта экологической экспертизы проекта либо не существует, либо он засекречен. А неофициальные заключения свидетельствуют о том, что строительство терминала было изначально потенциально опасным как с точки зрения навигации, так и для экологической обстановки дельты Дуная.

Экологические проблемы функционирования транспортно-энергетического комплекса в Джурджулештах. Береговая территория, отведенная под терминал, находится почти напротив острова, намытого рядом с точкой впадения в Дунай реки Прут, в 120 км от Черного моря. Рядом – действующие порты: румынский Галац и украинский Рени, последний находится менее чем в одном километре от новостроя. Причальные сооружения джурджулештского порта расположены в самом узком месте международного фарватера – между островом и левым берегом Дуная, на участке, который непосредственно примыкает к месту впадения в Дунай реки Прут. Уже в силу одного только своего расположения они несут угрозу судоходству, региональной экосистеме и, как следствие, снижают ЭБ. Теоретически терминал можно было бы безопасно выстроить в искусственном ковше, достаточно заглубленном в береговую линию, но проект этого не предусматривал, а размеры участка не позволяли.

Движение судов здесь осуществляется в крайне сложных гидрологических условиях, на суженном из-за острова отрезке фарватера, при скорости течения свыше 2 м/с и очень изменчивом русле. Участок на левом берегу, где размещены портовые сооружения, имеет склонность к размыванию, а остров, расположенный напротив, постоянно наращивается речными наносами в сторону судоходного фарватера. Выполнение берегоукрепительных работ привело к еще большему сужению фарватера, а значит, к увеличению и без того высокой скорости течения Дуная на этом участке. Из-за узости протока

суда, пришвартованные у причала, оказываются в опасной близости к судоходному фарватеру.

Противопожарные требования применительно к терминалу невыполнимы в принципе. В частности, нет физической возможности выдерживать безопасную дистанцию между наливными судами, причем не только вблизи самого терминала, но и между терминалом и судами на рейде порта Рени.

Отдельной проблемой является очистка сточных вод терминала. Технология, заложенная в проект, просто не в состоянии достичь должного уровня очистки. В результате, в Дунай могут сбрасываться воды с концентрацией нефтепродуктов не менее 8-12 мг/л при норме 0,05 мг/л. Между тем, ниже по течению расположены водозаборы населенных пунктов, рыбхозов и оросительных систем.

Джурджулештский нефтетерминал выстроен в зоне, подверженной паводковым затоплениям, и в случае таковых возникает вероятность аварий хранилищ нефтепродуктов, а это уже экологическая катастрофа.

На случай аварийного разлива нефтепродуктов джурджулештский проект вообще не предусматривает действенных мер. Предлагаемые в нем способы ликвидации разлива попросту не учитывают отсутствия бухты, либо искусственного ковша и быстрого течения реки в этом районе, и не могут быть реализованы на практике. Как следствие, в результате даже небольшой аварии будут непоправимо загрязнены нефтью десятки километров дунайского берега, в основном – на украинской территории.

Согласно исследованиям Института гидробиологии НАН Украины донные отложения Килийской дельты Дуная хронически загрязнены нефтепродуктами, уровень содержания которых значительно превышает рыбохозяйственные (в 10-80 раз) и санитарно-гигиенические (в 1,7-13,5 раз) нормы. Мировой опыт функционирования нефтеперевалочных предприятий свидетельствует о невозможности их полного экологически безопасного функционирования. Эксплуатация нефтетерминала в Джурджулештах безусловно негативно скажется на всей эколого-токсикологической ситуации в Нижнем Дунае.

Таким образом, строительство и дальнейшая эксплуатация нафтотерминала в Джурджулештах нарушает ЭБ придунайского региона Украины по следующим направлениям:

1. Водоснабжение: питьевое, техническое и промышленное (водозаборы в городах Рени, Измаил, Килия, Вилково).

2. Водопотребление для целей сельского (орошение и выращивание риса, водозаборы вдоль всего украинского участка Дуная) и рыбного хозяйства.

3. Устойчивость экосистем придунайских озер (Кагул, Картал, Кугурлуй, Ялпуг, Сафьян, Катлабух и Китай) и использование их природных ресурсов (рекреационных, рыбных и водных).

4. Сохранение биоразнообразия ценных природных объектов природно-заповедного фонда Украины: Регионального ландшафтного парка "Измаильские острова", Дунайского биосферного заповедника НАН Украины, водно-болотных угодий международного значения "Озеро Кугурлуй" и "Озеро Картал" и прируслового леса Дуная.

5. Истощение природно-ресурсного потенциала северо-западной части Черного моря и дельты Дуная.

В соответствии с международными соглашениями о трансграничных водоемах и водотоках, ратифицированными как Украиной, так и Республикой Молдовой, украинской стороне должна быть предоставлена информация относительно влияния на окружающую среду при строительстве и эксплуатации нефтетерминала возле пгт Джурджулешты. Украина также имеет право требовать проведения международной экологической экспертизы проекта строительства нефтетерминала при участии украинских специалистов.

Таким образом, следует констатировать, что проектирование, строительство и эксплуатация джурджулештского транспортно-энергетического комплекса проводится без учета требований международных конвенций и соглашений, в частности Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхус, 1998) (в контексте доступа к международной оценке воздействия терминала на окружающую природную среду), и целого ряда других.

Серьезная авария на терминале превратит украинскую часть Придунавья ниже Джурджулешт в зону экологической катастрофы. По мнению экспертов, подобные аварийные ситуации в случае ввода объекта в эксплуатацию даже на 10-15 % проектной мощности практически неизбежны и заложены в самом проекте.

Обеспечение экологической безопасности в приграничном регионе. Опираясь на методологические основы обеспечения ЭБ регионального развития, а также с учетом приграничной принадлежности и межгосударственного аспекта функционирования ТЭК в Придунавье, решение проблемы требует следующего:

1) обозначить международный порт Джурджулешты как объект повышенной экологической опасности для всего региона дельты Дуная. Особую опасность он представляет для Украины, так как в случае разлива нефти она сразу же окажется на украинской территории. Необходим строгий контроль мер по предотвращению и ликвидации разливов нефти, принимаемых молдавской стороной в порту Джурджулешты. Он должен осуществляться как по дипломатическим каналам, так и путем непосредственного наблюдения за портом с украинской территории. В случае выявления недостаточности мер, предпринимаемых молдавской стороной, необходимо добиваться повышенного внимания к этой проблеме на самом высоком межгосударственном уровне;

2) обеспечить на правительственном уровне выполнение соглашения между правительствами Украины и Молдовы о совместном использовании и охране пограничных вод. Особенно в части статьи 2, предусматривающей предварительное согласование мероприятий «в области водного хозяйства, которые могут вызвать на территории другой Договорной Стороны изменения в расположении объектов, их глубины, уровней воды, их количества и качества, чем может быть нанесены вред или убытки водным объектам, рыбному хозяйству, землям, строениям или другому имуществу. В равной мере это касается и мероприятий по защите водных объектов от загрязнения и контроля качества воды, под которыми следует понимать предупреждение, сокращение и сохранение под контролем поступления в них прямо или косвенно твердых, жидких, газообразных веществ, радионуклидов или энергии, которые могут ухудшить состав или качество пограничных вод по сравнению с утвержденными Договаривающимися Сторонами показателями»;

3) провести международную оценку воздействия на окружающую среду (Environmental Impact Assessment) на основе положений Конвенции об оценке окружающей природной среды в трансграничном контексте (Конвенция ЭСПО) (принята 25 февр. 1991 г., ратифицирована Украиной 19 марта 1999 г.) с обязательным проведением общественных слушаний и вовлечением общественности всех заинтересованных сторон согласно положениям Орхусской конвенции;

4) создать, в соответствии со статьей 17 Соглашения между Правительством Украины и Правительством Республики Молдовы о совместном использовании и охране пограничных вод, рабочую группу по изучению возможных последствий сооружения порта Джурджулешты и разработке необходимых комплексных мероприятий по обеспечению экологической безопасности;

5) обеспечить финансирование и полномасштабное проведение анализа и подготовки выводов о возможных социально-экономических, экологических и правовых последствиях строительства комплекса с целью повышения экологической безопасности Украинского Придунавья. С целью предотвращения негативных последствий аварийных ситуаций на терминале предлагается: определить возможные зоны экологических рисков попадания и распространения загрязнения нефтепродуктами течения Нижнего Дуная; разработать математическую модель возможного распространения загрязнения; разработать комплекс мер по ликвидации загрязнения и минимизации его последствий для экономики региона, систем жизнеобеспечения и здоровья населения;

6) целесообразно создать в Придунавье (г. Рени) центр экологической безопасности, который обеспечил бы проведение химического и биологического мониторинга, создание информационной сети и системы оповещения о разливах нефти и других опасных экологических явлениях на Дунае;

7) необходимо создать систему оперативного реагирования, включающую систему быстрого развертывания заградительных бон и работу судов-нефтесборщиков. Следует обеспечить средствами контроля и оперативного реагирования региональные подразделения Министерства чрезвычайных ситуаций, Минприроды, пограничников;

8) разработать и внедрить организационно-экономические и финансовые механизмы обеспечения ЭБ, в частности экострахования, экоаудита, экоменеджмента, расчета и возмещения экологического ущерба от загрязнения окружающей природной среды вследствие деятельности ТЭК в районе пгт Джурджулешты;

9) выдвинуть требования по обязательной сертификации объектов ТЭК по международным стандартом серии ISO 9000 и ISO 14000.

В то же время, поскольку размещение нефтетерминала проводилось без соблюдения всех необходимых требований, предъявляемых к процедуре делимитации государственной украинско-молдавской границы, объекты нефтетерминала Джурджулешты могут рассматриваться как расположенные на украинском участке дунайского берега. В связи с этим может быть поставлен вопрос об их статусе как государственных предприятий Республики Молдовы, находящихся на украинской территории. Из этого следует, что собственники этих объектов обязаны платить за аренду земельных, водных и других ресурсов, принадлежащих Украине.

Таким образом, функционирование транспортно-энергетического комплекса в Джурджулештах влияет на обеспечение ЭБ в части снижения состояния защищенности:

- окружающей природной среды Придунавья от угроз изменения ее естественных физических, химических и биологических свойств вследствие негативных воздействий, вызванных повышенной степенью техногенной нагрузки, и высокой вероятности аварийных ситуаций;

- жизненно важных интересов общества и государства от угроз истощения природно-ресурсного потенциала региона;

- жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз со стороны загрязненных природных вод Придунавья.

Все вышеперечисленное ставит необходимость обеспечения экологической безопасности функционирования ТЭК в Джурджулештах в разряд национальных интересов государства, требующих немедленных действий со стороны всех уровней государственного управления и активного участия общественности.

Литература

1. Закон України «Про основи національної безпеки України» №964-IV від 19.06.2003// Офіц. вісн.України. – 2003. – №29. – С.38- 49.

2. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды : слов.-справ./ Н.Ф. Реймерс.-М. :Просвещение,1992.- 320 с.

3. Герасимчук З.В. Регіональна політика сталого розвитку: методологія формування, механізми реалізації : монографія / В.В. Герасимчук. – Луцьк : Надстир’я, 2001.-528с.

4. Буркинский Б.В. Экономико- экологические основы регионального природопользования и развития / Б.В. Буркинский, В.Н. Степанов, С.К. Харичков // ИПРЭЭИ НАН Украины. – О. :Фенікс, 2005. – 575с.

5.Теоретические аспекты обеспечения ресурсно-экологической безопасности Украины / Степанов В.Н. [ и др.]; НАН Украины, ИПРЭЭИ. – О., 1995. – 87 с.- Препринт.

6. Журавлев В.Я. О возможных последствиях строительства и эксплуатации транспортно-энергетического комплекса в Джурджулештах // Матеріали круглого столу «Проблемні питання прикордонної співпраці між Україною та Молдовою: пошук оптимальних шляхів розв’язання», м. Одеса, 16 лют. 2007 р. – О. : ПП «Пантера», 2007. – С. 49-52.

7. Дьяков О.А. Транскордонні екологічні проблеми Українського Придунав’я в контексті функціонування нафтотерміналу біля с. Джурджулешти // Матеріали круглого столу «Проблемні питання прикордонної співпраці між Україною та Молдовою: пошук оптимальних шляхів розв’язання», м. Одеса, 16 лют. 2007 р. – О. : ПП «Пантера», 2007. – С. 37-41.

8. Екологічне законодавство України. – Х. :ТОВ «Одіссей», 2002.

В.О. Примак

Державне управління охорони

навколишнього природного середовища

в Одеській області