Наука в духовной культуре общества
Наука составляет существенную часть человеческого способа освоения действительности. Определение места и специфики науки в системе культуры человечества стало предметом исследований многих философов и ученых прошлых веков (Аристотель, Платон, Фома Аквинский, П.Гольбах, И.Фихте, Г.Гегель и др.) и ушедшего XX в. (К.Поппер, М.Хайдеггер, П.Фейерабенд, Б.Г.Юдин, М.А. Розов, В.С.Степин и др.). В зависимости от избранной точки зрения исследователя наука может быть осмыслена с самых разных позиций. Некоторые из возможных подходов отражены на схеме.
В общем понимании наука — это система познания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.
Научная деятельность включает в качестве основных элементов: субъект, объект, цели, средства, конечный продукт, социальные условия.
Схема. Основные подходы к пониманию науки
Проблема начала науки. Существует несколько точек зрения о времени возникновения науки в зависимости от того или иного критерия отнесения знания именно к науке.
-
Согласно первой, наука как достоверно фиксируемый и передаваемый от поколения к поколению опыт практической деятельности возникает в каменном веке (около 2 млн. лет назад).
-
Вторая точка зрения учитывает важнейший признак науки — доказательность (обоснованность) знания и определяет началом науки V в. до н. э. (древнегреческая цивилизация).
-
Третья точка зрения исходит из того, что наука возникает в XVI – XVII вв. Вывод базируется на том основании, что в это время наука получает общественное признание, развиваются экспериментальные исследования, которые выражаются универсальным языком математики, формулируются законы природной физической реальности Г. Галилеем, И. Кеплером, И. Браге, Н. Коперником, И. Ньютоном и др.
-
Согласно четвертой точке зрения, начало науки – конец первой трети XIX в., когда осуществилось совмещение исследовательской деятельности и высшего образования на основе единой научной программы. У истоков данной модели науки — немецкие ученые В. Гумбольдт (1767-1835) и Ю. Либих (1803-1873).
Однако наиболее распространенная точка зрения на начало науки признает древнегреческую цивилизацию начальной стадией становления науки, а западноевропейскую цивилизации XVI—XVII вв. местом и временем начала науки в современном смысле этого понятия.
Современная наука представляет собой сложное системное образование. С точки зрения предметного единства все ее многочисленные дисциплины объединяются как комплексы наук — естественных, общественных, технических, гуманитарных и т. д.
Естествознание — система знаний, объектом которых предстает природа. Обществознание — система наук об обществе. В составе общественных наук выделяются относительно самостоятельные группы дисциплин (наук): экономические, социальные, гуманитарные, антропологические. Особое место занимают технические науки.
Существуют также иного рода классификации научных дисциплин, о которых можно узнать из рекомендованной литературы.
Для развития современного научного знания характерна дифференциация – выделение обособленных наук из прежде единого знания (напр., математической физики, физики твердого тела, квантовой физики – из физики), а также интеграция – объединение междисциплинарных знаний в единую теоретическую систему (напр., биофизика, биохимия и др.)
Универсальным основанием взаимосвязи различных сфер науки выступает антропное, т.е. человеческое, основание. Именно бытие человека в его исторической конкретности и перспективе есть основа связи всех наук. Это обосновано тем, что человек:
-
непосредственно осуществляет процесс познания, задает его цели, определяет программу исследований, контролирует протекание собственной познавательной активности;
-
использует результаты наук для удовлетворения своих родовых и личных потребностей;
-
постоянно совершенствует и развивает научную деятельность;
определяет смысл науки, ее идеалы, прогнозирует развитие науки.
- Курс лекций тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- Два типа культуры
- 2. Единство и взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур.
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 2. Научный метод
- Наука в духовной культуре общества
- Объект и субъект науки. Система научных методов
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 3. Натурфилософия и ее место в истории естествознания
- 1. Возникновение античной науки
- 2. Миропонимание и научные достижения натурфилософии античности. Атомистика. Геоцентрическая космология. Развитие математики и механики
- 2. Естествознание эпохи средневековья
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 4. Научные революции в истории естествознания
- Концепции естествознания и научная картина природы
- Научные революции как смена естественнонаучных картин мира
- Литература
- Дополнительная:
- Вопросы для самоконтроля