3. История и политика
Влияние истории на современность не ограничивается сферой общественного сознания. Важно подчеркнуть его деятельностный характер, особенно рельефно воплощающийся в сфере политики. Историческое сознание находится в неразрывной связи с политическим действием, серьезно влияя, а подчас и определяя мотивы того или иного важного политического решения.
Осознание этой связи стало сегодня характерной чертой буржуазной исторической мысли, ведущие представители которой, подчеркивая влияние истории на политику, стремятся тем самым обосновать выдающуюся социальную значимость своей науки. Показателен в этом отношении ход рассуждений влиятельного западногерманского историка Т. Шидера, опубликовавшего специальную статью, претендующую на программное значение, посвященную обоснованию мысли, что политическое действие вытекает из исторического сознания 23. Подчеркивая существование необходимой связи между историческим познанием и политическим действием, Т. Шидер последовательно проводит мысль о ее решающем значении для современности. Характерным образом буржуазный ученый скорбит о том, что вовремя не было осмыслено значение Октябрьской революции как начала новой исторической эпохи, что повлекло за собой роковые, по его словам, последствия для Запада. Так, заключает он, «историческое непонимание ведет к политической катастрофе». Чтобы избежать подобного в будущем, Т. Шидер требует осознания и самими историками, и политическими деятелями роли истории как важного фактора политического воспитания и политического действия. Отвергая взгляд на историю как на непригодную основу для политической практики, он на ряде примеров доказывает тесную связь, существующую между историческим сознанием определенной эпохи и миром политических представлений ее государственных деятелей, а тем самым и значение истории для политических решений. Статья завершается недвусмысленным призывом к тем, «кто обладает политической ответственностью», во имя самосохранения капиталистического общества заботиться о развитии буржуазного исторического сознания как необходимой предпосылки будущего так называемой западной цивилизации.
В разных вариациях эта тема не сходит со страниц работ современных буржуазных авторов, рассматривающих соотношение истории и политики. Подчеркивается влияние истории на мысли и действия нации, изучаются различные формы и каналы этого влияния; история провозглашается школой государственной деятельности 24.
Особенно широкое распространение получило в буржуазной науке положение о взаимовлиянии истории и политики, обнаруживающееся в историографической практике отдельных ученых. По существу, оно давно стало общим местом всех историографических работ, образуя своеобразный методологический принцип подхода их авторов к освещению развития исторической мысли25. Как свидетельствует Г. С. Коммеджер, «большинство современных историков приняло формулу Э. А. Фримена, что история есть политика прошлого, а политика прошлого составляет современную историю» 26.
Установив связь истории и политики, буржуазная историография, однако, не смогла оценить действительный характер этой связи и ее значение для понимания места истории в обществе. Рассмотренные в предыдущей главе представления о беспристрастности как идеале историка в полной мере отразилась и на трактовке данной проблемы. Связь с политикой характеризуется многими буржуазными учеными как вынужденное зло, наносящее ущерб исторической науке в решении ее главной задачи — беспристрастного изучения прошлого. Не случайно поэтому А. Марвик считает «одним из великих достижений» в развитии исторической науки «растущую способность историка противостоять своим собственным политическим пристрастиям»27. Еще дальше идет К- Гильдебранд, ополчающийся против использования в характеристике исторических произведений терминов «реакционный» пли «либеральный», утверждая, что «такой взгляд низводит историю к роли служанки политики»28. Таким образом, оборотной стороной прокламирования буржуазной наукой связи истории и политики является прямое или подразумеваемое признание негативного значения этой связи для исторического познания. Вследствие этого вся проблема приобретает в буржуазной науке искаженный вид, извращающий подлинное место истории в жизни общества.
Природа взаимоотношений между историей и современностью, включая такую ее важную сферу, как политика, может быть правильно осмыслена лишь при условии признания органической связи исторического познания и общественной практики. История как наука о том, что происходило в человеческом обществе, не может противопоставляться или рассматриваться изолированно от истории, как фактора социального действия, активно влияющего на современность. Это — два измерения одной и той же науки, для которой познание прошлого является предпосылкой целенаправленного; и многопланового воздействия на настоящее. Политика, в широком смысле слова, т. е. область отношений между классами, нациями и государствами, как раз и является той сферой современности, в которой это воздействие выступает особенно зримо.
Во все времена прошлое являлось фактором, могущественно влиявшим на политические решения современности. В различных конкретных условиях места' и времени отношение к прошлому могло быть различным — от его апологии до полного отрицания, но во всех случаях оно со всеми своими проблемами, переходившими из него в настоящее, словно стояло за спиной тех, кто пытался эти проблемы решить. При этом, разумеется, речь идет не только о государственных деятелях. Складывающийся у каждой социальной группы свой образ истории радикально влияет на ее политическое мышление и поведение. Не случайно поэтому в политических программах самых разных социальных движений такое большое место занимает апелляция к прошлому.
Показательный пример тому — классовая борьба в средние века, едва ли ни самым распространенным лозунгом которой, переходившим из одной крестьянской программы в другую, было требование возвращения к «доброму старому времени», отражавшее характерную для психологии феодального крестьянства ориентацию на обычай, старину29. Уже первое зафиксированное в источниках раннего западноевропейского средневековья крупное крестьянское восстание — восстание Стеллинга в Саксонии в 841—843 гг. — выдвинуло в качестве своего основного лозунга «возвращение к старым законам, зафиксированным в так называемом обычном праве»30. Выраженный этим лозунгом мотив, варьируясь на протяжении всего средневековья, отражал историческое сознание феодального крестьянства, материализировавшееся в его социальном действии.
По мере возрастания зрелости исторического сознания народных масс оценка прошлого в их политических программах становилась, конечно, все более неоднородной, хотя даже новое время знает нередкие случаи обращения к прошлому как к позитивному аргументу в борьбе против порядков, господствовавших в настоящем. Достаточно вспомнить деятелей английской буржуазной революции середины XVII в. с их требованием восстановления «старинных прав и вольностей нации».
С течением времени на первый план в революционном сознании и действии все решительнее выступает прямая критика прошлого, его отрицание словом и делом, что особенно ярко проявилось уже в период Французской революции конца XVIII в. Конечно, восстание Стеллинга и Французская революция несопоставимы n.i по своей идеологической подготовке, ни по политической организации. Но нам сейчас важно подчеркнуть другое— всякое движение, направленное против существующего порядка вещей, какую бы расплывчатую и неоформленную программу оно пи имело, отталкивается в своих программных установках от прошлого. II чем более зрелым движение является, тем основательнее становятся его счеты с прошлым.
Не менее настоятельным является обращение к прошлому и сил, выступающих за сохранение и увековечивание современных им социальных и политических институтов. В этом случае прошлое нередко выступает в качестве главного аргумента идеологов классов, противящихся назревшим революционным преобразованиям общества, пытающихся доказать «историчность» отживающих порядков. Ядовитая характеристика К. Маркса немецкой исторической школы, «которая подлость сегодняшнего дня оправдывает подлостью вчерашнего, которая объявляет мятежным всякий крик крепостных против кнута, если только этот кнут — старый, унаследованный, исторический кнут»31, может быть целиком отнесена ко всем попыткам использовать прошлое в целях апологетики настоящего.
Наконец, к прошлому неизменно апеллируют все революционные и прогрессивные силы современности, использующие знание о нем в борьбе за упрочение и дальнейшее развертывание революционного преобразования общества. Каким бы глубоким не был разрыв с прошлым, революционная современность никогда не начинает с пустого места. Принципиально неправ Т. Шидер в своем утверждении, будто «задачей революции является освобождение от истории»32. Напротив, являясь, по образному выражению К. Маркса, «локомотивом истории», революции воплощают в себе ее существеннейшую закономерность. Знаменитый Марксов афоризм с большой силой подчеркивает историчность революции. Социально-политическое состояние общества, являющееся продуктом революции, представляет собою не разрыв с историей, а результат ускорения ее движения 33. Вследствие этого особенно актуализируется отношение с прошлым, которое выступает одновременно и как противник революционной современности и как ее союзник. Размежевание с отринутым революцией прошлым вместе с тем предполагает усвоение и развитие известных его традиций, образующих один из факторов, определяющих облик современности, а с ними вместе и политическую линию, проводимую ее влиятельными силами.
Таким образом, в самых различных социально-политических условиях современности в мышлении и деятельности ее основных политических сил неизменно присутствует прошлое, превращаясь в этом своем качестве в один из факторов, конституирующих политику настоящего.
Прошлое неоднородно; разные политические силы имеют «свое прошлое», благодаря чему его влияние на политическую жизнь современности далеко неоднозначно. Поэтому является праздным вопрос, благотворно или нет влияние «наследия прошлого» на современность. Существенно то, о каком конкретно наследии идет речь и как оно трансформировалось в политических программах настоящего. В свете этого и следует рассматривать место истории в политической жизни современности, ее связь с политикой.
Историческая наука осмысливает опыт прошлого, перерабатывая его в систему исторических понятий и представлений, используемых в политической борьбе современности. Достаточно самого беглого взгляда на выдвигаемые в этой борьбе программы, концепции, лозунги, чтобы легко убедиться в том, что все они основываются на определенном круге исторических представлений, которые либо служат для них аргументацией, либо прямо вызывают их к жизни. Таким образом, определение нашей науки как политической отнюдь не является риторическим преувеличением. Естественно, что при этом речь идет не только о политической историографии. Знание, полученное в любой области изучения прошлого, может иметь политический эффект.
В силу огромного воздействия своего материала на мысли и чувства людей история является действенным орудием политики, причем далеко не всегда праведным. Фальсифицированные данные истории во все времена служили основанием для агрессивной политики одних государств против других, подавления сильными слабых, богатыми бедных, увековечивания социальной и политической несправедливости. По-разному толкуемые факты истории вели нередко к взаимной подозрительности, становились источником межгосударственных и межнациональных конфликтов. Не удивительно поэтому, что в буржуазной литературе история подчас третируется как источник шовинизма, прислужница политики, своеобразный сосуд Пандоры, наполненный всевозможными бедствиями, угрожающими человечеству. Широко цитируется афоризм французского поэта П. Валери, определяющий историю как «самый опасный продукт, вырабатываемый химией интеллекта»34. Полусерьезно предлагается для оздоровления международного климата, чтобы «мир получил столетнее перемирие от своих историков и наложил запрет на историческую память»35.
В этих ламентациях, безусловно, имеется доля истины. Слишком часто история действительно служила силам зла, разжигая распри между народами и государствами и освящая своим авторитетом гнет и насилие. Однако в этом отражалась не подлинная природа исторической науки, а ее извращения в угоду классовым, национальным, религиозным, групповым и т. п. пристрастиям. Могут возразить, что эти извращения являются слишком уж частыми и постоянными, сопровождая все развитие историописания. Но это только подчеркивает действительную сложность природы исторического познания ввиду острой социальной заинтересованности в его результатах. Эта заинтересованность, воплощающаяся в партийной позиции ученого, как известно, далеко не всегда благоприятствует развитию исторической науки. Между тем, как мы видели, пристрастность, препятствующая получению объективного знания о прошлом, вовсе не является аргументом для отрицания самой его возможности. Напротив, марксистско-ленинское учение о партийности общественного познания раскрывает действительные условия для достижения истины в истории.
Так же обстоит дело и с вопросом о взаимоотношении истории и политики. Неблаговидные политические цели, в которых использовались и используются данные истории, не исчерпывают подлинный характер этого взаимоотношения. Еще менее они могут претендовать на выражение самой сущности исторической науки. Здесь представляется уместной параллель с естественными науками. Едва ли можно, например, возлагать вину на физику как науку за атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, хотя без ее данных было бы невозможно создание атомной бомбы. Ответственность за то, что она была сброшена на мирных жителей японских городов, лежит не на науке как таковой, а на политических и военных деятелях США, принявших решение о бомбардировке. Аналогичным образом обстоит дело с историей. Как наука, она не может нести ответственность за выводы, которые делаются на ее материале теми или иными историками и политиками. Сводить к таким выводам место истории в обществе — все равно, что судить о социальном значении физики только на основании трагедии Хиросимы.
Параллель, однако, может быть продолжена. Стоящий сегодня с невиданной ранее остротой вопрос о социальной роли ученого, об его ответственности за то, как общество использует результаты его исследовательской работы, имеет к историку такое же отношение, как и к физику. В известном смысле данные истории являются не менее грозным и разрушительным оружием, чем данные физики. Каждый историк обязан это хорошо сознавать. Он не должен быть безразличен к тому, кто и как может использовать результаты его исследования, какие могут быть сделаны из них политические выводы. Другими словами, вопрос о соотношении истории и политики является важнейшей составной частью более широкого вопроса— об ответственности историка перед обществом и своим временем. Историк должен отчетливо сознавать политический характер своей науки и сознательно стремиться служить своими исследованиями прогрессивным идеалам эпохи, в которой он живет.
Водораздел между марксистским и буржуазным пониманием вопроса заключается не в признании или отрицании связи истории и политики. Ее существование сегодня общепризнано. Различие идет по линии осмысления природы этой связи. В произведениях буржуазных авторов она выступает как своего рода фатальная сила, исключающая объективность исторического познания и порой порождающая тяжелые социальные бедствия. При этом характерным образом умалчивается о классовых основах как политики, так и истории. Лишь в редких случаях встречаются признания о связи буржуазной историографии с определенными политическими силами современности. «Время союза между историей (речь идет о буржуазной историографии. — Б. М.) и прогрессивными политическими силами миновало»,— уныло констатирует, например, американский ученый Ф.Джильберт, подчеркивая далее, что «историки трансформировались из адвокатов прогрессивных движений в защитников статус кво» и не без основания усматривая в этом решающую причину упадка буржуазной историографии30. Но даже в этих случаях, как видно из приведенного примера, буржуазные авторы не поднимаются до понимания классовой природы взаимоотношения истории и политики. Делая ряд важных наблюдений, Ф. Джильберт в то же время даже не ставит вопрос, почему имела место отмеченная им трансформация буржуазной историографии. Между тем суть дела именно в этом.
Подлинно научное решение вопроса о соотношении истории и политики возможно только с классовых позиций. Марксистской науке чужд абстрактный подход к нему. В классовом обществе политика всегда является классовой, что и определяет природу взаимоотношения с ней исторической науки. Этот вопрос имеет две стороны— влияние политики на историю и обратное влияние. В обоих случаях такое влияние может носить как позитивный, так и негативный характер; все зависит от того, о какой политике и какой истории идет речь. Вот почему типичные для буржуазной науки рассуждения о взаимоотношении истории и политики вообще, вне учета его классовых основ, мало продвигают вперед решение этого действительно сложного и важного вопроса.
Подлинный смысл проблемы заключается не в установлении самого факта взаимосвязи истории и политики, а в выяснении его значения для понимания природы исторической науки, что предполагает изучение характера ее влияния на жизнь общества, как и обратного воздействия общества на историческую науку. В реальной действительности обе эти стороны неразрывно между собой связаны, взаимно дополняя друг друга. Именно в таком непрерывном взаимодействии истории и политики и развивается само историческое познание, реальная историческая наука со всеми ее достижениями и недостатками. Не упуская этого из виду, мы все же в целях удобства изложения разъединим эти стороны, будем рассматривать каждую из них по отдельности.
Начнем с влияния политики на историю. Это влияние заложено в самой природе исторической науки, выполняющей в классовом обществе определенный классовый заказ. Под этим термином мы понимаем проведение в историографической практике политических идеалов и лозунгов определенного общественного класса или социальной группы. Оно достигается всей совокупностью средств, находящихся в распоряжении науки, и обнаруживается во всех ее концепциях. В особености это относится к политической концепции, в которой отражаются господствующие в данном обществе и в данное время политические идеи. Подчеркивая ее место в исторической литературе, известный специалист в области марксистской методологии истории Э. Энгельберг пишет: «Классовый заказ исторической науки отражается в политической концепции, из которой она постоянно исходит в своем целом, независимо от субъективных позиций отдельных историков. В политической концепции яснее всего обнаруживается связь истории и политики; там обнаруживается практическая детерминанта связи лежащего в прошлом предмета исследования с тем, что руководствующийся классовыми интересами и принимающий участие в классовой борьбе человек использует в настоящем и для будущего»37.
Политическая концепция в наиболее чистом виде воплощает влияние на историю современности. Вот почему ее изучение является необходимым элементом всякого серьезного историографического исследования, независимо от того, рассматриваются ли общие закономерности развития исторической науки или взгляды отдельных ученых. В историографической практике некоторых исследователей и целых научных школ политическая концепция далеко не всегда выступает в развернутой форме, в виде четко сформулированных положений. Нередко она присутствует в скрытом виде, выражаясь в определенных политических симпатиях и антипатиях, оценках, подходе к прошлому, а иногда и в самом выборе темы исследования и выводах, из него вытекающих.
В какой бы форме, однако, историк не выражал свои политические взгляды, они всегда являются отражением его классовых позиций. Выражая в своих трудах известные политические убеждения, историк тем самым защищает интересы определенного класса, содействуя укреплению его позиций, усилению его влияния и т. д. При этом далеко не всегда он осознает подлинную классовую направленность своих трудов. Порой имеет место противоречие между субъективными убеждениями ученого и объективным политическим смыслом его историографической практики. Так, О. Тьерри был искренне убежден в том, что он является выразителем интересов всего «третьего сословия». Однако политические идеи, которые он проводил в своих исторических исследованиях, объективно отражали классовые интересы французской буржуазии, в значительной степени способствуя утверждению ее политического господства в стране. Также от имени народа выступали в последней четверти прошлого столетия и русские либеральные медиевисты, хотя объективно политические идеалы, которые они проводили в своих трудах, заключались в буржуазном преобразовании России. Но это как раз и означает, что действительный характер связи между историей и политикой может быть раскрыт только путем ее классового анализа.
Итак, подлинно научное выяснение взаимоотношения истории и политики предполагает в качестве своего обязательного условия определение классовой природы политических взглядов ученого и формы их реализации в его историографической практике. Тем самым представляется возможным найти действительно научные критерии, определяющие характер влияния политики на историю. Там, где политические идеалы ученого отражают интересы прогрессивного класса, они оказывают благотворное влияние на историческое познание, и наоборот. Свидетельством тому служит вся история нашей науки, поступательное развитие которой неразрывно связано со сменой классов —• носителей общественного прогресса.
Составляя фундамент, на котором основывается воздействие политики на историю, «классовый заказ» вместе с тем не исчерпывает все многообразие каналов этого воздействия. Среди них следует специально выделить национальную (государственную) принадлежность ученого. Как свидетельствует вся историографическая практика, именно через этот канал, наряду с классовой принадлежностью, влияние политики на историю является особенно чувствительным. Достаточно вспомнить многочисленные националистические извращения истории, особенно характерные, в частности, для фашистской и неофашистской литературы. Но даже не говоря об этих, не имеющих ничего общего с подлинной наукой крайностях, следует признать, что все развитие исторических исследований несет на себе печать национально-государственной принадлежности их авторов. Ее влияние ощутимо проявляется на самой заре историописания. Оно легко обнаруживается уже в «Истории» Геродота с ее проафинской ориентацией. Прославление Афин и принижение роли их политических противников в греко-персидских войнах проходит через все повествование «отца истории» 38. Нет нужды распространяться о том, что в аналогичной форме политика постоянно присутствует в историографической практике, составляя ее неотъемлемый компонент.
Это, естественно, не только дополняет, но и усложняет политическую концепцию, лежащую в основе исторического исследования, ибо влияние национально-государственной принадлежности нацело не может быть сведено к классовой позиции ученого. Хорошо известны многочисленные примеры того, как историки, стоящие на одинаковых классовых позициях, разделяются па враждебные лагеря вследствие разной государственной принадлежности, что обусловливает существенно различную трактовку одного и того же исторического материала. Сошлемся в этой связи на известную «германо-романскую проблему», освещение которой в буржуазной историографии XIX в., как это было отмечено еще П. Г. Виноградовым, приобрело ярко выраженный националистический оттенок39.
Вместе с тем этот же пример показывает, что научное осмысление такого рода влияния политики на историю возможно лишь путем классового анализа соответствующего историографического материала. Так, влияние национализма крупнейшего представителя романистической историографии последней четверти прошлого столетия Фюстель де-Куланжа на его историческую концепцию перехода от античности к средним векам обоснованно рассматривается в советской науке как выражение его классовых позиций. Рассматривая романтизм Фюстеля как оружие его политической тенденциозности, Е. В. Гутнова подчеркивает, что характерные для его концепции «крайний романтизм и стремление опровергнуть общинную теорию в конечном счете имели целью подкрепить обширным историческим материалом враждебность ученого к революции и классовой борьбе, его антисоциализм, его национализм» 40. Аналогичным образом обстояло дело и с буржуазными учеными-германистами. Следовательно, хотя националистические пристрастия ученого не являются непосредственным выражением его классовой принадлежности, только с учетом этой последней они могут быть научно объяснены.
Итак, историческая наука является тенденциозной в том смысле, что своими специфическими средствами она проводит определенную политическую тенденцию. Независимо от того, содействует или препятствует эта тенденция изучению прошлого, она составляет необходимый компонент исторического познания, будучи концентрированным выражением влияния современности на историю. Речь, следовательно, должна идти не об освобождении исторической науки от политической тенденциозности вообще, а о сообщении ей такой тенденции, которая бы, выражая передовые идеалы своего времени, способствовала объективно-истинному познанию истории человеческого общества.
Испытывая все возрастающее влияние политики, история, в свою очередь, оказывает на нее не менее сильное воздействие. С помощью истории решаются определенные политические задачи, проводятся в сознание более или менее широких масс определенные политические взгляды и оценки, осуществляется воспитание масс в духе определенных политических идеалов. Поэтому ей принадлежит такая выдающаяся роль в современной идеологической борьбе и поэтому является необходимым четкое осознание историками политической функции своей науки и сознательное служение с помощью своих профессиональных средств высоким политическим идеалам современности.
История, однако, не просто орудие политики, с помощью которого достигаются ее цели. Ее место в обществе определяется прежде всего ее способностью формулировать и обосновывать самое политику. С античных времен история претендовала быть «учительницей жизни», давать на основе изучения прошлого рекомендации, полезные для настоящего и будущего. Уже Фукидид выражал надежду, что его изложение истории Пелопоннесской войны «сочтут достаточно полезным все те, которые пожелают иметь ясное представление о минувшем, могущим по свойству человеческой природы повториться когда-либо в будущем в том же самом или подобном виде»41.
Эта убежденность в значении прошлого для политики настоящего и будущего ярко проявилась в гуманистической историографии. Гуманисты, как историки, так и государственные деятели, обращались к истории преимущественно затем, чтобы отыскать в прошлом поучительные образцы для политической деятельности в настоящем. Не случайно Н. Макиавелли полагал, что занятия историей (в смысле извлечения из нее практических уроков) являются важнейшим элементом в подготовке к государственной деятельности42.
Буржуазная мысль XIX в. в лице своих наиболее глубоких представителей пришла к пониманию значения истории для выработки научных основ политики. «Совершенно новому обществу,— подчеркивал А. Токвиль,— нужна новая политическая наука»43. В трудах самого А. Токвиля, как и многих других буржуазных ученых, была предпринята попытка решения этой задачи путем извлечения из опыта прошлого необходимых для политической практики исторических уроков. Эта попытка, знаменуя собою одну из вершин в развитии буржуазного историзма, тем не менее неминуемо должна была кончиться крахом. Лучшим подтверждением этому служит вся история буржуазного общества периода империализма, идеологи и политики которого оказались несостоятельными в своем стремлении стабилизировать это общество, предотвратить революционное преобразование мира. Идеалистическая природа буржуазной историографии, ее классовая ограниченность сделали невозможной выработку научных основ политики, как бы искренне к этому ни стремился тот или иной ученый.
Решение этой задачи стало возможно только в социалистическом обществе. Программа КПСС, подчеркивает, что общественные науки «составляют научную основу руководства развитием общества»44. В системе этих наук выдающееся место принадлежит истории. Только на ее материале и с помощью ее метода возможно осмысление ведущих закономерностей общественного развития и, следовательно, выработка научных основ политики. Взаимоотношение марксистской историографии и социалистической политики представляет собою новый, высший тип взаимоотношения между историей и политикой. Ее качественное своеобразие заключается в том, что впервые в истории возникла действительная возможность превращения нашей науки в действенный; фактор научного управления обществом. То, о чем мечталось веками, что с времен античности провозглашалось в качестве цели, столько же желанной, сколько и неосуществимой, стало в социалистическом обществ практической задачей, успешно решаемой марксистско исторической наукой.
Для того, чтобы история в действительности являлала эффективной основой политического руководства обществом, требуется наличие двух взаимосвязанных предпосылок. Для этого нужны 1) наука, способная на основе глубокого изучения закономерностей прошлого выдавать практически цепные для современности политические рекомендации, имеющие характер объективных истин и 2) общество, достаточно зрелое для того, чтобы воспринимать эти рекомендации, положив их в основу выработки своей политической линии.
Эти предпосылки складываются в социалистическом обществе, объективно заинтересованном как в безграничном познании прошлого, так и в подлинно научном осмыслении проблем, выдвигаемых настоящим. Реализация этих предпосылок требует осознания историком высокой социальной ответственности, как его личной, так и пауки в целом. В этом смысле не будет преувеличением утверждать, что ни одна эпоха не знала такой огромной меры ответственности истории, как наша. Создаваемый марксистской историографией образ прошлого не только формирует историческое сознание и идеологию общества, но и оказывает существенное влияние на его политику. Плодотворность этого влияния в последнем счете прямо обусловливается тем, насколько глубоко и всесторонне познаны закономерности исторического развития, а также, в не меньшей мере, насколько ответственно формулируются и реализуются основанные на этом познании политические рекомендации.
- Могильницкий б.Г. О природе исторического познания введение
- Глава I
- Глава II
- Глава III история и современность
- 1. Историческое сознание и современность
- 2. История и идеология
- 3. История и политика
- 4Актуальность в истории
- 5. Исторический опыт и современность
- Глава IV
- Глава I. Предмет истории как науки……………………….10
- Глава II. Объективность исторического знания
- Глава III. История и современность………………………122
- Борис Георгиевич могильницкий
- Замеченные опечатки