17.Причины демографических кризисов и взрывов. Критическая численность человечества.
Относительно причин демографического кризиса в научной среде существует несколько групп мнений. Взгляды учёных разделяются по факторам, которые та или иная группа исследователей считает доминирующими, определяющими:
Демоэкономические факторы, связанные с общим снижением рождаемости и детности в индустриальных и пост-индустриальных странах и обществах вследствие изменения структуры занятости и демографической мотивации, независимо от качества жизни (теория «Демографического перехода» или «Теория нуль-роста»).
Социо-экономические факторы, связанные со сломом прежней социальной модели общества (отказ от социализма — общества всеобщей социальной защищенности), коренными экономическими реформами, ухудшением среды обитания, снижением уровня жизни, возможностей содержать семью и детей.
Социо-медицинские факторы, связанные с резким снижением качества жизни и здоровья населения, массовой наркоманией и алкоголизмом, повышением смертности — вследствие отказа государственной политики от поддержки общественного здравохранения.
Социально-этические факторы, связанные резкой деформацией социальной структуры общества, деградацией его институтов и как следствие — с массовой психологической депрессией, деградацией общественной морали и кризисом института семьи.
Начало демографического перехода связано с началом модернизационных процессов, ведущих к росту производства ВВП на душу населения, улучшению качества питания, санитарных условий, качества и доступности медицинского обслуживанияи т. п., что в свою очередь приводит к значительному росту продолжительности жизни и падению смертности. Модернизационные процессы приводят в конечном счёте и к не менее заметному падению рождаемости, но происходит это с ощутимым запаздыванием.
Практически все страны с высоким образовательным уровнем имеют низкие показатели рождаемости. И наоборот, лидеры порождаемости имеют неграмотное население (в арабских странах 38 % населения старше 15 лет неграмотно, в странах «чёрной»Африки — 35 %). Исключением является Израиль, где, несмотря на очень высокую образованность, на женщину приходится 2.44 ребенка, тогда как во всех странах ЕС — менее двух. Повышение независимости и образованности женщин является главным фактором снижения рождаемости. В свою очередь повышение образованности женщин ведет к росту их независимости. Поскольку главная нагрузка по выхаживанию и воспитанию детей ложится на женщин, они объективно не заинтересованы в многодетности.
- Положение земли в солнечной системе и космическом пространстве. Климат земли.
- 2.Российское законодательство в области охраны природы и защите окружающей среды.
- Загрязнение окружающей среды тяжёлыми металлами. Последствия загрязнения.
- Учение о биосфере. Вещество биосферы. Структура биосферы.
- 5. Экологическое нормирование и сертификация. Основные принципы и преимущества.
- 6. Загрязнение почвы и характер загрязнения. Методы защиты и восстановления почв.
- 7. Гипотезы возникновения жизни на Земле.
- 8. Основные положения теории эволюции видов.
- 9.Микроэлементы и их роль в обмене веществ млекопитающих. Металлы жизни.
- 10. Загрязнение воздуха. Очистка промышленных газов. Роль транспорта
- 11.Сообщества . Группы организмов в сообществах. Классификация сообществ.
- 12.Характеристика человека как биологического вида. Социальные компоненты эволюционного развития человека.
- Вопрос 13.*) Производство биологической продукции в биоценозах
- Вопрос 14 ) Пирамиды, энергии и численность биомассы. Биогенные элементы. Их роль для живых существ. Макро- и микроэлементы.
- 15 Урбанизация. Группы организмов по типу питания. Пищевые цепи и сети.
- 17.Причины демографических кризисов и взрывов. Критическая численность человечества.
- 18. Цикл фосфора и серы. Особенности осадочных циклов
- 19.Биологический вид. Критерии и виды
- 20.Генетика. Селекция . Генная инженерия.
- 21.Источники загрязнения окружающей среды. Виды промышленных выбросов и сбросов, бытовых загрязнений.
- 22) Ядерная энергетика. Проблемы. Перспективы .
- 23) Связи организмов в сообществах. Группы организмов по типу производства видов продукции.
- 24) Человек в биосфере. Техносфера. Роль техносферы в эндемичности человека
- 25. Искусственные сферы обитания. Цикл металлов. Тяжелые металлы
- 26. Атмосфера и гидросфера земли. Строение атмосферы. Состав воздуха структура гидросферы.
- 27. Уровни организации живого. Роль организмов каждого уровня в биосфере.
- 28. Причины и последствия выбросов парниковых газов в атмосферу.
- 29.Оболочки земли. Их род, существование , развитие биосферы
- 30. Понятие природного ресурса. Виды природных ресурсов . Курс восстановления природных ресурсов.
- Вопрос 31. Цикл углерода. Антропогенные составляющие цикла углерода.
- Вопрос 32. Структура сообществ.
- Вопрос 33. Экологическая ниша. Роль видов в сообществе. Сукцессия и климаксные сообщества.
- 35. Альтернативные источники энергии и энергосберегающие технологии
- 36. Учение Вернадского. Понятие биосферы и ноосферы.
- 37 Круговорот веществ в окружающей среде. Понятие о биологическом круговороте вещества.
- 38. Строение земли. Литосфера. Магнитосфера. Геологические эпохи и формирование современного облика континента.
- Российское законодательство в области охраны и использования природных ресурсов и недр. Органы законодательной и исполнительной власти.
- 43.Кругооборот воды
- 44.Энергии в биосфере
- 46. Гидроэнергетика. Энергетические проблемы техносферы.
- 47. Возникновение и развитие жизни на земле. Биосфера древности. Факторы в сообществах. Виды факторов воздействия на окружающую среду.
- 48. Загрязнение воды, методы очистки сточных вод.