logo
ответы СКЕ 1-17

Становление биологической картины и основные этапы ее развития

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА – целостный образ предмета научного исследования в его главных системно-структурных характеристиках, формируемый посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее исторического развития.

Различают основные разновидности (формы) научной картины мира: 1) общенаучную как обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, формируемое на основе синтеза знаний, полученных в различных научных дисциплинах; 2) социальную и естественнонаучную картины мира как представления об обществе и природе, обобщающие достижения соответственно социально-гуманитарных и естественных наук; 3) специальные научные картины мира (дисциплинарные онтологии) – представления о предметах отдельных наук (физическая, химическая, биологическая и т.п. картины мира).

В развитии Естествознания выделяют следующие периоды:

1.Первый подготовительный – натурфилософский, характерный для древних

этапов развития общества. Примером физической картины мира того времени

могут служить древнеиндийские, греческие знания.

2. Второй подготовительный

Характеризуется господством схоластики и теологии в Западной Европе и

спорадическими открытиями у арабоязычных народов. Наука на Западе стала

придатком теологии (астрология, алхимия, магия, кабалистика чисел) Основные

усилия ученых были направлены не на познание мира, а на получение предметов

или разработку способов открывающих путь к богатству, в силу этого прогресс

техники совершался крайне медленно, но шло накопление фактического

материала, подготавливался качественный переход к новому пониманию природы. В данный период, созданная ранее физическая картина мира не претерпевала существенных изменений, а

господствовавшая в тот период времени церковь и прежде всего ее инструмент

"Инквизиция", не способствовали развитию научных взглядов и прогрессу

естественных наук.

3. Период механического и метафизического Естествознания.

Характеризуется началом возникновения Естествознания как систематической

экспериментальной науки, совпадает с периодом становления и возникновения

капиталистических отношений в обществе. Господствующим методом мышления

стала метафизика. Главное достижение этого периода в истории развития

Естествознания, это становление ТЕОРИТИЧЕСКОГО метода познания в науке. Из

натурфилософского познания природы, Естествознание превратилось в

современное, в систематическое научное познание на базе экспериментов и

математического изложения полученных результатов.

4. Период открытия всеобщей связи и утверждения эволюционных идей в

Естествознании.

К середине 19 века наукой накоплен большой объем фактического и

теоритического материала, который требует всеобъемлющего охвата и

осмысления, возникает необходимость сочетания анализа и синтеза в познании

и вторая треть 19 века характеризуется 3 великими открытиями:

- Клеточная теория.

- Учение о превращении энергии.

- Дарвинизм.

- Периодическая система элементов Д.И. Менделеева.

- Электромагнитная теория света Дж.К. Максвела.

Основным противоречием данного периода, были метафизические взгляды

первооткрывателей и диалектическими результатами их открытий, то есть

разрыв между объективной и субъективной сторонами процесса познания

5. Период "новейшей революции" в Естествознании.

Форсируется развитие прежде всего физики во всех ее проявлениях

(атомная энергетика, радиолокация, радиоэлектроника, оптика, квантовая

физика и т.д.)

Открытия и изобретения в

физике, позволяют создавать не только новые приборы, но и методы

исследований в других областях знаний. Физические методы определили успехи

химии, геологии, астрономии, способствовали в значительной мере развитию

науки о космосе и его освоению. Стимулирующее воздействие на Естествознание

новых потребностей техники привело к тому, что в середине 90-х гг. 19 века

началась "… новейшая революция в естествознании…", главным образом в

физике:

- Открытие электромагнитных волн Г. Герцем.

- Коротковолнового электромагнитного излучения К. Рентгеном.

- Радиоактивности А. Беккерелем.

- Электрона Дж. Томсоном.

- Светового давления П.Н. Лебедевым.

- Введение идеи квантования энергии М. Планком.

- Создание теории относительности А. Энштейном.

- Радиоактивного распада Э. Резерфордом и Ф. Содди.,

- Модель атома по Н. Бору.