Возникновение эволюционного учения. Теория Дарвина
Трудности создания теории эволюции были связаны со многими обстоятельствами. Прежде всего с господством среди биологов представления о том, что сущность органических форм неизменна и внеприродна и как таковая может быть изменена только Богом. Не сложились объективные критерии процесса и результата биологического исследования. Так, не было ясности, каким образом надо строить научную аргументацию и что является ее решающим основанием. Доказательством часто считали либо наглядные демонстрации ,либо абстрактно-умозрительные соображения натурфилософского порядка. Не ясен был характер взаимосвязи теории и опыта. Долгое время, вплоть до начала XX в., многие биологи исходили из того, что одного факта, несовместимого с теорией, достаточно для ее опровержения.
Свою теорию Дарвин строит на придании принципиального значения таким давно известным до него фактам, как наследственность и изменчивость. От них отталкивался и Ламарк, непосредственно связывая эти два понятия представлением о приспособлении. Приспособительная изменчивость передается по наследству и приводит к образованию новых видов – такова основная идея Ламарка. Дарвин понимал, что непосредственно связывать наследственность, изменчивость и приспособляемость нельзя.
Дарвин разграничивает два вида изменчивости — определенная и неопределенная.
Определенная изменчивость (в современной терминологии — адаптивная модификация) – способность всех особей одного и того же вида в определенных условиях внешней среды одинаковым образом реагировать на эти условия (климат, пищу и др.). По современным представлениям, адаптивные модификации не наследуются и потому не могут поставлять материал для органической эволюции. (Дарвин допускал, что определенная изменчивость в некоторых исключительных случаях может такой материал поставлять.)
Неопределенная изменчивость (в современной терминологии -мутация) предполагает существование изменений в организме, которые происходят в самых различных направлениях. Неопределенная изменчивость в отличие от определенной носит наследственный характер, и незначительные отличия в первом поколении усиливаются в последующих. Неопределенная изменчивость тоже связана с изменениями окружающей среды, но уже не непосредственно, что характерно для адаптивных модификаций, а опосредованно. Дарвин подчеркивал, что решающую роль в эволюции играют именно неопределенные изменения Кроме того, в цепь наследственность – изменчивость Дарвин вводил два посредствующих звена. Первое звено связано с понятием «борьба за существование». Оно отражает то обстоятельство, что каждый вид производит больше особей, чем их выживает до взрослого состояния; среднее количество взрослых особей находится примерно на одном уровне; каждая особь в течение своей жизнедеятельности вступает в множество отношений с биотическими и абиотическими факторами среды (отношения между организмами в популяции, между популяциями в биогеоценозах, с абиотическими факторами среды и др.). Второе посредствующее звено, отличающее теорию эволюции Дарвина от ламаркизма,состоит в представлении о естественном отборе как механизме, который позволяет выбраковывать ненужные формы и образовывать новые виды. Борьба за существование неизбежно приводит к гибели определенного числа особей в каждом поколении и выборочному участию особей в размножении. В результате размножаются наиболее приспособленные особи каждого вида, передающие из поколения в поколение новые свойства. Накопление новых свойств приводит к видообразованию и прогрессивной эволюции органического мира. Таким образом, естественный отбор — творческая сила; он является движущим фактором эволюции, причиной ее протекания. Тезис о естественном отборе является ведущим принципом дарвиновской теории, который позволяет разграничить дарвинистские и недарвинистские трактовки эволюционного процесса.
Таким образом, дарвиновская теории эволюции опирается на следующие принципы:
+ борьбы за существование; + наследственности и изменчивости; + естественного отбора.
Эти принципы являются краеугольным основанием научной биологии.
- Становление биологической картины и основные этапы ее развития
- 2.Особенности биологического уровня организации материи и объекта биологического познания
- Биологические знания Средневековья( Авиценна, Альберт Великий), и Эпох Возрождения и Нового времени( у. Гарвей, а. Галлер)
- 4.Введение понятия Клетка ( р. Гук), систематика растений и животных (к. Линней, ж. Бюффон)
- 6.Пролема возникновения жизни. Основные концепции
- Концепция креационизма
- Концепция самопроизвольного зарождения жизни
- Организация жизни. Существенные черты живого
- Основные уровни органиации жизни : Молекулярный уровень организации жизни
- Клеточный уровень организации жизни
- Тканевый уровень организации жизни
- Органный уровень организации жизни
- Организменный (онтогенетический) уровень организации жизни
- Популяционно-видовой уровень организации жизни
- Биогеоценотический уровень организации жизни
- Биосферный уровень организации жизни
- Возникновение эволюционного учения. Теория Дарвина
- 11.Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем
- Отбор,наследственность,изменчивость
- Синтетическая теория эволюция. Проблемы микроэволюции
- Популяция,как элементарная эволюционная единица
- Естественный отбор. Вид и видообразование
- Симпатрическое (экологическое) видообразование
- ]Аллопатрическое (географическое) видообразование
- Мгновенное» видообразование на основе полиплоидии
- Гибридогенное видообразование
- Видообразование как результат микроэволюции. Проблемы макроэволюции
- 17.Эволюция онтогенеза