logo
Д

Антропология

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "ВВЕДЕНИЕ В АНТРОПОЛОГИЮ"

Авторы-составители:           Д.В. Богатенков, С.В. ДробышевскийНаучный редактор и консультант:           академик РАН, д-р ист. наук, проф.Т.И. Алексеева

1. Работа с учебно-методическим комплексом1.1. Общие положенияПредставленный учебный комплекс разрабатывался, прежде всего, как самодостаточный курс. Авторы-составители старались применить принцип "все в одном", позволяющий в ходе самостоятельного обучения получить комплексное всестороннее представление о дисциплине, ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической стороны биологической антропологии что называется "не отрываясь от экрана" компьютера.Учебно-методический комплекс "Введение в антропологию" - это комплекс материалов для самостоятельного овладения учащимся всей программой учебной дисциплины "Антропология".Общий принцип построения Вашей работы -последовательное изучение материала "от простого к сложному". В соответствии с этим каждая тема учебника начинается с обсуждения рядаключевых понятий и теоретических вопросовтого или иного направления биологической антропологии (или определенного аспекта биологической изменчивости человека). После формирования этой методологической базы предлагается перейти косновной части темы- более подробному (предметному) обсуждению данного круга вопросов и проблем, разбору общих и частных примеров того или иного аспекта изменчивости человека.           Обратите внимание, что каждая тема нашего учебника завершается отдельным пунктом "Итоги темы", в котором в конспективной форме (не более 1-3 страниц текста) суммируется представление о наиболее важных моментах пройденной темы.Эти материалы могут быть рекомендованы в качестве наиболее быстрого способа "освежить" пройденные знания перед началом следующей темы или использованы в качестве краткого опорного конспекта.

Предложенная в качестве основной форма работы - самостоятельное дистанционное обучение- конечно, не является препятствием для более привычнойлекционной формы преподавания. Мы надеемся, что наши разработки позволят снять определенную долю "черновой" преподавательской работы.

Преподавателю и учащемуся, конечно, будет удобен предложенный опорный конспект лекций, подборка хрестоматийных статей и дополнительных материалов.

1.2. Организация учебной работыДля организации полноценного учебного процесса необходимо обеспечить учащемуся возможность доступа к электронному учебнику в удобное для него время.           Курс готовился, прежде всего, как дистанционный - учащемуся потребуется компьютер с наличием выхода в Интернет и(или) CD-ROM приводом. Программа автономна, требует использования минимальных аппаратных возможностей компьютера. Все возникающие вопросы аппаратной совместимости и минимальные требования к компьютерной среде обсуждаются в технической инструкции к пользованию CD-варианта или Интернет-версии (см. Меню: "Описание работы с программой").

то и сама работа с электронным учебником возможна. Качественная распечатка материалов учебника, к сожалению, требует использование цветного принтера. Мы настоятельно рекомендуем работать именно "с экраном" компьютера (!), в противном случае будет потеряна возможность использования интерактивных элементов учебника (в частности, гиперссылочной структуры), что приведет к существенному снижению эффективности обучения.           Минимальный объем времени, необходимый для такого обучения, по нашим оценкам составляет от 40 до 150 ч. За один сеанс за работой с электронным учебником рекомендуется проводить не более 1,5-2,0 часов (!).           1.3. Формы контроля и самоконтроляФорма контроля и самоконтроля, реализованная в данном учебном комплексе, представлена "Практической частью" курса, следующей за "Теоретической частью". После прохождения каждой темы учебника Вам предлагается проверить полученные знания, отвечая на вопросы и задания для проверки и самоконтроля.

Итоговая аттестация зависит от результатов промежуточных (тематических и рубежных) этапов самопроверки.           Эти возможности реализованы благодаря системе динамического дневника или журнала обучающегося (см.: Меню: "Журнал обучения"), в который заносятся результаты его работы с программой самопроверки и самоконтроля. Это подвижная форма, призванная стимулировать учащегося к достижению все более полноценного знания. В случае неудачной "оценки" на каждом из этапов предлагается повторное изучение материала темы (см. Меню: "Описание работы с программой").           2. Факультативные материалы

Строго говоря, работа студентов с данными элементами учебного курса не является обязательной. Вопросы, детально изложенные в этих материалах, не представлены в тренировочных и тестовых упражнениях, не вынесены в перечень зачетных и экзаменационных вопросов по соответствующим темам. Тем не менее мы рекомендуем активно использовать эти материалыв целях более глубокой проработки учебной дисциплины. Практика показывает, что многие вопросы, не нашедшие своего отражения на страницах учебника или представленные лишь в виде краткого конспекта, часто оказываются более интересными для студентов тех или иных специальностей. Комплекс факультативных материалов может быть использованкак источник при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.           Знание студентом этой части курса всегда приветствуется преподавателями. Мы надеемся, что представленные материалы позволят углубить и структурировать полученные в ходе работы знания, облегчить самостоятельную работу с электронным учебником.2.1. Хрестоматийные статьиОбращаем внимание, что каждая представленнаяхрестоматийная статьяаннотирована, разбита на ряд дополнительных подпунктов и, как правило, несколько сокращена по сравнению с оригиналом. В ряде случаев, нами опущены ссылки на специальную литературу и перерисованы или заменены оригинальные иллюстрации. Надеемся, что все это несколько облегчает работу с серьезными научными статьями, адаптирует их и дает возможность активного использования в ходе работы с электронным курсом.           Ниже представлен перечень всех 47 использованных хрестоматийных материалов (рубрикация по темам учебника):