logo
Антропогенез: эволюционная теория происхождения человека

1. Теория Ч. Дарвина

В 1871 году была издана работа Чарльза Дарвина "Происхождение человека и половой отбор", где Дарвин на фактическом материале обосновал, что человек произошел от животных, а также то, что человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами, которые вместе с человеком произошли от более древней исходной формы. Клерикалы и креационисты не приняли идеи Дарвина, так как эти идеи отрицали божественное происхождение человека, считавшееся, на тот момент, единственно верной концепцией происхождения человека. Несмотря на это, дальнейшее развитие теории Дарвина о происхождении человека происходило в рамках естественнонаучного, материалистического мировоззрения. [8] Теория Дарвина с её материалистическим положением о животном происхождении человека стала основой теории антропосоциогенеза.

Человек - существо биосоциальное, к его происхождению причастны не только биологические, но и социокультурные факторы. Вопрос о том, какой фактор повлиял на формирование человека, рассмотрел Ф. Энгельс в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". [2] Основная идея Энгельса заключается в том, что труд - не только средство преобразования окружающей среды и удовлетворения потребностей человека, но и средство изменения самого человека. Трудовая деятельность, по мнению Энгельса - всеобщее основание бытия человека, решающий фактор, который разграничивает человека и его животных предков - человекообразных обезьян. На сегодняшний день идея о роли труда в происхождении человека и общества не утратила своего значения, многие современные специалисты по древней археологии, палеоантропологии исходят из представления о решающей роли труда в антропосоциогенезе.

эволюционная теория неандерталец дарвин