logo
Цивилизационные разломы и глобальные проблемы человечества

2.1 Цивилизационные разломы

В процессе своего развития человечество периодически сталкивалось с проблемами, решение которых имело для него судьбоносное значение. Современное общество оказалось на пороге новой цивилизационной катастрофы, в основе которой лежат глобальные проблемы, связанные с неуправляемым ростом населения планеты. Сегодня ведутся интенсивные поиски моделей развития цивилизации (ноосфера, устойчивого развития). Но, ни одна из предлагаемых ныне не является удовлетворительной, так как слабо учитывает человеческий фактор, необходимость перестроить мышление человечества и каждого отдельного человека, перейти от потребительского отношения к природе к партнерским, природосообразным и выйти на уровень коэволюции природы и общества.

Самоорганизация человеческого общества на всем протяжении его становления происходила на фоне тесного взаимодействия человека и природы. С течением времени характер этих взаимодействия изменялся. Человек все больше выделялся из системы природы и превращался из ее партнера в покорителя [5].

Овладение огнем и неолитическая революция способствовали выделению человека из природы, но окончательно их разделение произошло в период промышленной революции, когда человек стал активно приспосабливать природу к своим нуждам, забывая о нуждах самой природы. Сегодня пропасть между ними достигла небывалых размеров, поставив человека как вид на грань выживания. Но не нужно думать, что эта проблема возникла перед человеком впервые. На протяжении всей истории человечество несколько раз оказывалось перед угрозой вымирания. Стремление выжить заставило коллективно трудиться, изобретать орудия труда, окультуривать растения и одомашнивать животных, учиться выплавлять металл, заниматься наукой, осваивать новые территории и создавать промышленность.

В доцивилизованный период, на первых этапах развития человек жил в тесном единении с природой. Природа давала человеку все (впрочем, как и сейчас). Но жизнь человека в те времена и его выживание полностью зависела от ее капризов. В процессе становления и развития цивилизации активное освоение природы позволило человеку получить некоторую независимость. В ХХ веке человек попытался стать свободным от природы, не ждать от нее милостей, подчинить ее себе, но ничего, кроме новых проблем, из этого не вышло. В доцивилизованный период это были, в основном, проблемы, связанные с истреблением некоторых биологических видов. Переход к производящему способу производства продуктов питания усилил воздействие на природу. К проблемам выедания добавились проблемы эрозии почв, связанные с нерациональным землепользованием (подсечно-огневая система, вырубка лесов по берегам рек), обмеления рек опустынивания и заболачивания земель.

В раннецивилизованный период с возникновением городов-государств, а затем и крупных цивилизаций, с расцветом ремесел и активным использованием металлов в отношениях человека и природы наметилась трещина, поэтому уже в законодательствах древних государств содержаться статьи об охране некоторых видов животных, регламентирование использования водных ресурсов. Но, в общем и целом в раннецивилизованный период биосфера удерживала равновесие.

В эпоху средневековья рост населения, развитие производства и техники приводят к еще более мощному антропогенному воздействию на природу. В период индустриальной эры зарождаются глобальные проблемы, которые ставят биосферу на грань устойчивости. К началу ХХ века человечество становится могучей геологической силой, сравнимой по своему воздействию разве что с такими катаклизмами природы, как землетрясения, вулканизм и т.д.

Двадцатый век характеризуется грандиозным развитием фундаментальных и прикладных наук, техники, сельского хозяйства. Человек начал завоевывать космическое пространство, изобрел чудовищные виды оружия, научился использовать энергию атома. Усилилась мощь его воздействия на природу [7].