Мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений;
прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера;
мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;
прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций;
авиационно-космический мониторинг.
Распоряжение Президента РФ от 23 марта 2000г №86 определило необходимость и порядок создания в стране системы мониторинга и прогнозирования.
Мониторинг и прогнозирование ЧС по своим целевым функциям, степени охвата контролируемой территории, техническим особенностям включает в себя: мониторинг и прогнозирование природных ЧС; мониторинг и прогнозирование техногенных ЧС; авиационно-космический мониторинг.
Мониторинг и прогнозирование природных и техногенных ЧС осуществляется с использованием специальных систем и служб наблюдения и мониторинга различных министерств и ведомств Российской Федерации, в которых задействованы:
сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации;
системы контроля Министерства обороны России;
система наблюдения и контроля за загрязнением окружающей среды, стихийными гидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
система сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;
служба мониторинга геологической среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации;
системы контроля обстановки крупных промышленных центров.
Федеральный уровень был сформирован на базе академических научно-исследовательских организаций и учреждений центрального подчинения, деятельность которых в целом координирует МЧС России.
Региональный уровень состоит из отраслевых научно-исследовательских организаций, кафедр (лабораторий) ВУЗов гидрометеорологического, химического, токсикологического, радиологического, микробиологического, гигиенического, ветеринарного, агрохимического и фитопатологического профиля, функционирующих на территории субъектов Российской Федерации и решающих задачи в масштабе региона.
Территориальный и местный уровни сформированы из сил учреждений, организаций и профильных центров, функционирующих на соответствующей территории и фактически составляют основу всей сети. Сюда входят областные, районные и городские центры санитарно-эпидемиологического надзора, проектно-изыскательские центры, гидрометеорологические станции, центры химизации и сельскохозяйственной радиологии, ветеринарной лаборатории, центры и станции агрохимической службы и другие учреждения. На этих уровнях работа СНЛК находится в ведении территориальных органов управления ГОЧС.
Объектовый уровень - это большей частью бассейновые, базовые, складские, производственные (заводские, фабричные и др.) лаборатории министерств, государственных комитетов, производственных объединений, акционерных обществ и ассоциаций РФ, функционирующие на территории организации или объектов. Их работу направляют объектовые органы управления.
В мирное время в условиях нормальной радиационной, химической обстановки и при отсутствии эпидемий учреждения работают в режиме повседневной деятельности. При этом наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом. Однако, если фиксируется ухудшение состояния окружающей среды, то сразу вводится режим повышенной готовности. Если же случаются крупные аварии, катастрофы, а также возникают эпидемии, объявляется режим чрезвычайной ситуации.
Информация об ухудшении химической, радиационной, биологической, фитопатологической обстановки передается в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный орган МЧС России в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, и далее с периодичностью не более 4-х часов по существующим каналам связи.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье радиоактивных, аварийно химических опасных веществ, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (уровни), а также биологических средств и о случаях массовых вспышек особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений передается в те же инстанции немедленно по имеющимся каналам связи и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.
В настоящее время в сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) Российской Федерации входит около 7 тыс. различных учреждений. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют соответствующие министерства, ведомства и организации, включенные в ее структуру, основными из которых являются Минздрав России, Минсельхоз России, составляющие вместе 60% учреждений СНЛК, Росгидромет, МПР России и другие ведомства (40% учреждений СНЛК).
Трудностями в деятельности учреждений в СНЛК являются:
низкая укомплектованность современными приборами и оборудованием;
недостаточное оснащение лабораторным оборудованием, диагностическими препаратами, химическими реактивами, тестами, методиками;
отсутствие достаточного количества средств индикации на отравляющие вещества;
отсутствие мобильных лабораторий по проведению РХБ-контроля;
недостаточная оснащенность персональными компьютерами и оргтехникой, что затрудняет сбор, обработку и передачу информации о радиационном, химическом, биологическом заражении объектов окружающей среды.
Главная причина создавшегося положения резкое сокращение бюджетного финансирования в данной сфере деятельности.
На сегодня установлено, что выполнять свои функции в полном объеме способны только структуры федерального и регионального уровней. Вместе с тем, в последние годы отмечается стабилизация функционирования СНЛК, повышение ответственности территориальных органов управления в организации ее деятельности.
Анализ показывает, что для организации эффективной деятельности учреждений, решающих задачи в области мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера крайне необходимо в кратчайшие сроки решить задачи координации их деятельности и научно-методического обеспечения подсистем мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на региональном и территориальном уровнях.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) придает особое значение решению вопросов предупреждения и ликвидации ЧС в агропромышленном комплексе (АПК).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1113 в АПК России действуют функциональные подсистемы РСЧС:
"Защита сельскохозяйственных животных";
"Защита сельскохозяйственных растений";
"Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на объектах, входящих в состав отрасли".
В соответствии с "Положением о сети наблюдения и лабораторного контроля Минсельхоза России" в СНЛК Министерства входят:
7 учреждений федерального уровня;
571 - территориального уровня;
свыше 3000 - местного уровня.
Учреждениями государственной ветеринарной службы проводятся диагностические обследования и вакцинация животных по 11 особо опасным болезням, общим для человека и животных (сибирская язва, туляремия, ящур).
В растениеводстве основными источниками чрезвычайных ситуаций являются особо опасные вредители сельскохозяйственных растений: саранчовые, луговой мотылек, клоп - вредная черепашка и др., а также возбудители заболеваний сельскохозяйственных культур: ржавчина злаков, фузариоз колоса, мучнистая роса и септориоз колосовых, фитофтороз картофеля и др.
Мониторинг этих объектов осуществляет Федеральное Государственное учреждение (ФГУ) "Российская лаборатория диагностики и прогнозов появления и развития вредителей и болезней сельскохозяйственных растений" и 40 специализированных пунктов сигнализации и прогнозов. По данным мониторинга составляется федеральный фитосанитарный прогноз, на основе которого планируются и осуществляются истребительные мероприятия.
Лабораторный контроль за состоянием почвенного плодородия, содержанием тяжелых металлов, радионуклидов и др. токсикантов в почвах сельскохозяйственных угодий и продукции растениеводства осуществляют 102 государственных центра и станций агрохимической службы, агрохимлаборатории, а на радиоактивно загрязненных территориях Российской Федерации - 7 центров химизации и сельскохозяйственной радиологии.
Методическое обеспечение мониторинга и лабораторного контроля в АПК России постоянно совершенствуется. Утвержден ряд методик на уровне отраслевых стандартов. В 2000 году введены в действие методические указания "Организация государственного радиоэкологического мониторинга агроэкосистем в зоне воздействия радиационно опасных объектов".
Контроль за соблюдением технологий и регламентов применения пестицидов в сельском хозяйстве осуществляет государственная служба защиты растений, включающая 69 республиканских, краевых и областных станций защиты растений и 28 межрайонных контрольно-токсикологических лабораторий. Во многих регионах остро стоит вопрос утилизации запрещенных и непригодных к применению средств защиты растений. В настоящее время в хозяйствах и на базах хранится 17 тыс.т таких препаратов, из них АХОВ (СДЯВ) - 1069 т.
Не менее важная задача - предотвращение чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера, связанных с распространением особо опасных болезней, животных, растений и нашествиями вредителей сельскохозяйственных растений. В АПК России действует 10 специализированных аварийно-спасательных формирований, в том числе 8 - по защите животных, 1 - по защите растений и 1 - по сельскохозяйственной радиологии.
Наблюдение и контроль за загрязнением окружающей среды всей территории РФ в режиме повседневной деятельности осуществляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Мониторинг радиоактивного загрязнения окружающей среды на территории Российской Федерации осуществляется гидрометеорологическими станциями и постами наблюдений территориальных УГМС Росгидромета и включает:
измерение мощности экспозиционной дозы гамма-излучения на местности;
отбор проб радиоактивных выпадений с помощью горизонтального планшета для определения потока радионуклидов из атмосферы на землю, их суммарной бета-активности и изотопного состава;
отбор проб аэрозолей из приземной атмосферы с помощью воздухо-фильтрующей установки, а также с помощью вертикального экрана для измерения концентрации радиоактивных продуктов в приземном слое атмосферы;
отбор проб атмосферных осадков для определения содержания в них трития;
отбор проб воды из пресных водоемов для определения содержания в них стронция-90 и других радионуклидов;
отбор проб морской воды для определения содержания стронция-90;
отбор проб воды рек для определения содержания в них трития.
Мониторинг окружающей природной среды и ее химического загрязнения осуществляется силами УГМС и научно-исследовательскими институтами Росгидромета; в том числе:
загрязнения атмосферного воздуха в 219 городах (621 пункт);
1140 водных объектов (1726 пунктов);
снежного покрова (461 пункт);
трансграничного переноса загрязняющих воздух веществ (5 станций);
химического состава и кислотности осадков (170 пунктов);
проведение комплексного фонового мониторинга (5 станций).
В атмосферном воздухе определяется (на 2000 г.) содержание более 30 загрязняющих веществ, в водных объектах – более 50 показателей, в почве – содержание тяжелых металлов, нефтепродуктов, пестицидов.
Основными структурными элементами системы наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелиогеофизическими явлениями в системе Росгидромета являются региональные и территориальные управления и центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Составной частью (подсистемой) комплексной системы мониторинга окружающей среды Российской Федерации является государственный мониторинг состояния недр (ГМСН), который включает следующие подсистемы:
мониторинг подземных вод;
мониторинг опасных экзогенных геологических процессов;
мониторинг опасных эндогенных геологических процессов;
мониторинг месторождений углеводородов;
мониторинг месторождений твердых полезных ископаемых;
мониторинг участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.
ГМСН представляет собой системы регулярных наблюдений, сбора, накопления и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменения под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности.
Система ГМСН структурно подразделяется на 3 уровня:
объектный (локальный);
территориальный;
федеральный.
Основным содержанием ГМСН являются систематические наблюдения, характеризующие изменения состояния геологической среды и ее отдельных компонентов. Оценка состояния недр проводится по комплексу количественных и качественных показателей, характеризующих пространственно-временные изменения. Для ведения ГМСН создается информационно-аналитическая система, которая является основой информационного обеспечения оперативного управления государственным фондом недр и недроиспользования.
Одним из источников получения информации в системе ГМСН являются наблюдательные сети, которые могут быть подразделены на государственные опорные наблюдательные сети и объектные (локальные) сети. Также источниками поступления информации являются материалы ведомственных и муниципальных сетей наблюдений.
По результатам ведения ГМСН подготавливаются:
ежегодные бюллетени и многолетние обзоры о состоянии геологической среды;
материалы для ежегодных государственных докладов о состоянии природной окружающей среды и минерально-сырьевой базы;
материалы по обобщению многолетних данных по оценке и прогнозу состояния геологической среды и ее отдельных компонентов;
материалы по государственному учету подземных вод и ведению государственного водного кадастра (по разделу подземные воды).
Система сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений (ФССН) в настоящее время включает опытно-исследовательские экспедиции (партии), имеющие в своем составе телесейсмические, региональные и локальные сети, региональные информационно-обрабатывающие центры Геодезической службы РАН, сейсмической службы Минобороны России, сейсмические станции наблюдения на потенциально опасных объектах Минатома России, Минэнерго России, Госстроя России.
В составе ФССН объединено около 180 сейсмических станций и 9 центров сбора и обработки информации.
В целях организации и осуществления наблюдения за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов в Вооруженных Силах Российской Федерации действуют экологическая служба, единая система выявления и оценки масштабов и последствий применения оружия массового поражения (ЕСВОП), система контроля за ядерной, радиационной, химической и биологической безопасностью.
Органами управлениями экологической Вооруженных Сил Российской Федерации была проведена большая работа на территории Чеченской республики и в районах дислокации Российского военного контингента Миротворческих сил в Косово, Боснии и Герцеговине. В результате этой работы были установлены факты экологических преступлений, объективные причины загрязнения окружающей среды, разработаны рекомендации по защите от неблагоприятного воздействия экологических факторов.
- С.А.Соболев ноксология
- Часть 2
- Энтропия и опасности техносферы
- Введение в часть 2
- Термины и определения
- 2. Опасности прошлого
- 3. Общие понятия энтропии в технологических (закрытых) системах и окружающей их среде Связь энтропии и энергии в закрытых системах
- Порядок и хаос в системе
- Созидающая сила хаоса
- Связь времени и теплоты, энтропии и работы
- Хаос, созидающий жизнь
- Контрольные вопросы для усвоения материала Введения в часть 2
- Контрольный тест по усвоению пройденных тем и материала
- Опасности рабочих зон и среды обитания человека
- 3.1.Показатели микроклимата рабочей зоны
- 3.2.Параметры метеорологических условий рабочей зоны
- 3.3.Воздействие инфракрасного теплового излучения
- Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в рабочей зоне производственных помещений
- 3.4.Организация чистых помещений рабочей зоны
- Основные параметры чистых производственных помещений
- Минимальное количество участков измерения параметров микроклимата
- 3.5.Электромагнитные поля рабочих помещений
- 3.6.Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны и их нормирование
- Предельно допустимые концентрации (пдк) вредных веществ в воздухе рабочей зоны
- 3.7. Воздействие механических и акустических колебаний на человека
- Раздражающее
- Смещение органов
- Риск заболевания вибрационной болезнью при действии локальных вибраций в зависимости от профессии и стажа работы
- Санитарные нормы одночисловых показателей вибрационной нагрузки на оператора
- Санитарные нормы спектральных показателей вибрационной нагрузки на оператора
- Уровни шума для различной трудовой деятельности с учетом степени напряженности труда
- 3.8.Экологические опасности среды обитания человека
- Признаки территорий крайних степеней экологического неблагополучия
- Медико-демографические критерии состояния здоровья населения, применяемые при оценке экологического состояния территории
- Критерий оценки степени загрязнения атмосферного воздуха по максимальным разовым концентрациям
- Критерий оценки степени загрязнения атмосферного воздуха по среднесуточным концентрациям
- Критерии оценки среднегодового загрязнения атмосферного воздуха
- Критерии санитарно-гигиенической оценки эпидемической опасности питьевой воды и водоисточников питьевого и рекреационного назначения
- Критерии санитарно-гигиенической оценки опасности загрязнения питьевой воды и источников питьевого
- Критерии санитарно-гигиенической оценки опасности
- Загрязнения питьевой воды и водоисточников питьевого
- Назначения возбудителями паразитарных болезней
- И микозов человека
- Критерии экологического состояния почв селитебных территорий
- Контрольные вопросы для усвоения материала раздела 3
- Контрольный тест по усвоению пройденных тем и материала
- IV.Количественная оценка и нормирование техногенных опасностей
- 4.1.Закономерности и признаки техногенных опасностей
- 4.2. Энергоэнтропийная концепция опасностей
- 4.3. Классификация существующих опасностей
- Контрольные вопросы для усвоения материала раздела 4
- Контрольный тест по усвоению пройденных тем и материала
- V.Ущерб от опасностей
- 5.1.Основные принципы определения ущерба от опасностей техносферы
- Составляющие ущерба от аварии
- 5.2.Методы прогноза вероятности причинения ущерба
- 5.3.Оценка экономического ущерба и уязвимости объектов и территорий
- 5.4.Методы расчетов размера вреда природным объектам и ущерба от их гибели
- Контрольные вопросы для усвоения материала раздела 5
- Контрольный тест по усвоению пройденных тем и материала
- VI.Мониторинг опасностей
- Мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений;
- Контрольные вопросы для усвоения материала раздела 6
- Контрольный тест по усвоению пройденных тем и материала
- Библиография