logo search
часть 2 Учпособие ноксология

Мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений;

прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера;

мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;

прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций;

авиационно-космический мониторинг.

Распоряжение Президента РФ от 23 марта 2000г №86 определило необходимость и порядок создания в стране системы мониторинга и прогнозирования.

Мониторинг и прогнозирование ЧС по своим целевым функциям, степени охвата контролируемой территории, техническим особенностям включает в себя: мониторинг и прогнозирование природных ЧС; мониторинг и прогнозирование техногенных ЧС; авиационно-космический мониторинг.

Мониторинг и прогнозирование природных и техногенных ЧС осуществляется с использованием специальных систем и служб наблюдения и мониторинга различных министерств и ведомств Российской Федерации, в которых задействованы:

Федеральный уровень был сформирован на базе академических научно-исследовательских организаций и учреждений центрального подчинения, деятельность которых в целом координирует МЧС России.

Региональный уровень состоит из отраслевых научно-исследовательских организаций, кафедр (лабораторий) ВУЗов гидрометеорологического, химического, токсикологического, радиологического, микробиологического, гигиенического, ветеринарного, агрохимического и фитопатологического профиля, функционирующих на территории субъектов Российской Федерации и решающих задачи в масштабе региона.

Территориальный и местный уровни сформированы из сил учреждений, организаций и профильных центров, функционирующих на соответствующей территории и фактически составляют основу всей сети. Сюда входят областные, районные и городские центры санитарно-эпидемиологического надзора, проектно-изыскательские центры, гидрометеорологические станции, центры химизации и сельскохозяйственной радиологии, ветеринарной лаборатории, центры и станции агрохимической службы и другие учреждения. На этих уровнях работа СНЛК находится в ведении территориальных органов управления ГОЧС.

Объектовый уровень - это большей частью бассейновые, базовые, складские, производственные (заводские, фабричные и др.) лаборатории министерств, государственных комитетов, производственных объединений, акционерных обществ и ассоциаций РФ, функционирующие на территории организации или объектов. Их работу направляют объектовые органы управления.

В мирное время в условиях нормальной радиационной, химической обстановки и при отсутствии эпидемий учреждения работают в режиме повседневной деятельности. При этом наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом. Однако, если фиксируется ухудшение состояния окружающей среды, то сразу вводится режим повышенной готовности. Если же случаются крупные аварии, катастрофы, а также возникают эпидемии, объявляется режим чрезвычайной ситуации.

Информация об ухудшении химической, радиационной, биологической, фитопатологической обстановки передается в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный орган МЧС России в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, и далее с периодичностью не более 4-х часов по существующим каналам связи.

Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье радиоактивных, аварийно химических опасных веществ, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (уровни), а также биологических средств и о случаях массовых вспышек особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений передается в те же инстанции немедленно по имеющимся каналам связи и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.

В настоящее время в сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) Российской Федерации входит около 7 тыс. различных учреждений. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют соответствующие министерства, ведомства и организации, включенные в ее структуру, основными из которых являются Минздрав России, Минсельхоз России, составляющие вместе 60% учреждений СНЛК, Росгидромет, МПР России и другие ведомства (40% учреждений СНЛК).

Трудностями в деятельности учреждений в СНЛК являются:

Главная причина создавшегося положения резкое сокращение бюджетного финансирования в данной сфере деятельности.

На сегодня установлено, что выполнять свои функции в полном объеме способны только структуры федерального и регионального уровней. Вместе с тем, в последние годы отмечается стабилизация функционирования СНЛК, повышение ответственности территориальных органов управления в организации ее деятельности.

Анализ показывает, что для организации эффективной деятельности учреждений, решающих задачи в области мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера крайне необходимо в кратчайшие сроки решить задачи координации их деятельности и научно-методического обеспечения подсистем мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на региональном и территориальном уровнях.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) придает особое значение решению вопросов предупреждения и ликвидации ЧС в агропромышленном комплексе (АПК).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1113 в АПК России действуют функциональные подсистемы РСЧС:

В соответствии с "Положением о сети наблюдения и лабораторного контроля Минсельхоза России" в СНЛК Министерства входят:

Учреждениями государственной ветеринарной службы проводятся диагностические обследования и вакцинация животных по 11 особо опасным болезням, общим для человека и животных (сибирская язва, туляремия, ящур).

В растениеводстве основными источниками чрезвычайных ситуаций являются особо опасные вредители сельскохозяйственных растений: саранчовые, луговой мотылек, клоп - вредная черепашка и др., а также возбудители заболеваний сельскохозяйственных культур: ржавчина злаков, фузариоз колоса, мучнистая роса и септориоз колосовых, фитофтороз картофеля и др.

Мониторинг этих объектов осуществляет Федеральное Государственное учреждение (ФГУ) "Российская лаборатория диагностики и прогнозов появления и развития вредителей и болезней сельскохозяйственных растений" и 40 специализированных пунктов сигнализации и прогнозов. По данным мониторинга составляется федеральный фитосанитарный прогноз, на основе которого планируются и осуществляются истребительные мероприятия.

Лабораторный контроль за состоянием почвенного плодородия, содержанием тяжелых металлов, радионуклидов и др. токсикантов в почвах сельскохозяйственных угодий и продукции растениеводства осуществляют 102 государственных центра и станций агрохимической службы, агрохимлаборатории, а на радиоактивно загрязненных территориях Российской Федерации - 7 центров химизации и сельскохозяйственной радиологии.

Методическое обеспечение мониторинга и лабораторного контроля в АПК России постоянно совершенствуется. Утвержден ряд методик на уровне отраслевых стандартов. В 2000 году введены в действие методические указания "Организация государственного радиоэкологического мониторинга агроэкосистем в зоне воздействия радиационно опасных объектов".

Контроль за соблюдением технологий и регламентов применения пестицидов в сельском хозяйстве осуществляет государственная служба защиты растений, включающая 69 республиканских, краевых и областных станций защиты растений и 28 межрайонных контрольно-токсикологических лабораторий. Во многих регионах остро стоит вопрос утилизации запрещенных и непригодных к применению средств защиты растений. В настоящее время в хозяйствах и на базах хранится 17 тыс.т таких препаратов, из них АХОВ (СДЯВ) - 1069 т.

Не менее важная задача - предотвращение чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера, связанных с распространением особо опасных болезней, животных, растений и нашествиями вредителей сельскохозяйственных растений. В АПК России действует 10 специализированных аварийно-спасательных формирований, в том числе 8 - по защите животных, 1 - по защите растений и 1 - по сельскохозяйственной радиологии.

Наблюдение и контроль за загрязнением окружающей среды всей территории РФ в режиме повседневной деятельности осуществляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Мониторинг радиоактивного загрязнения окружающей среды на территории Российской Федерации осуществляется гидрометеорологическими станциями и постами наблюдений территориальных УГМС Росгидромета и включает:

Мониторинг окружающей природной среды и ее химического загрязнения осуществляется силами УГМС и научно-исследовательскими институтами Росгидромета; в том числе:

загрязнения атмосферного воздуха в 219 городах (621 пункт);

1140 водных объектов (1726 пунктов);

снежного покрова (461 пункт);

трансграничного переноса загрязняющих воздух веществ (5 станций);

химического состава и кислотности осадков (170 пунктов);

проведение комплексного фонового мониторинга (5 станций).

В атмосферном воздухе определяется (на 2000 г.) содержание более 30 загрязняющих веществ, в водных объектах – более 50 показателей, в почве – содержание тяжелых металлов, нефтепродуктов, пестицидов.

Основными структурными элементами системы наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелиогеофизическими явлениями в системе Росгидромета являются региональные и территориальные управления и центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Составной частью (подсистемой) комплексной системы мониторинга окружающей среды Российской Федерации является государственный мониторинг состояния недр (ГМСН), который включает следующие подсистемы:

мониторинг подземных вод;

мониторинг опасных экзогенных геологических процессов;

мониторинг опасных эндогенных геологических процессов;

мониторинг месторождений углеводородов;

мониторинг месторождений твердых полезных ископаемых;

мониторинг участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

ГМСН представляет собой системы регулярных наблюдений, сбора, накопления и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменения под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности.

Система ГМСН структурно подразделяется на 3 уровня:

объектный (локальный);

территориальный;

федеральный.

Основным содержанием ГМСН являются систематические наблюдения, характеризующие изменения состояния геологической среды и ее отдельных компонентов. Оценка состояния недр проводится по комплексу количественных и качественных показателей, характеризующих пространственно-временные изменения. Для ведения ГМСН создается информационно-аналитическая система, которая является основой информационного обеспечения оперативного управления государственным фондом недр и недроиспользования.

Одним из источников получения информации в системе ГМСН являются наблюдательные сети, которые могут быть подразделены на государственные опорные наблюдательные сети и объектные (локальные) сети. Также источниками поступления информации являются материалы ведомственных и муниципальных сетей наблюдений.

По результатам ведения ГМСН подготавливаются:

ежегодные бюллетени и многолетние обзоры о состоянии геологической среды;

материалы для ежегодных государственных докладов о состоянии природной окружающей среды и минерально-сырьевой базы;

материалы по обобщению многолетних данных по оценке и прогнозу состояния геологической среды и ее отдельных компонентов;

материалы по государственному учету подземных вод и ведению государственного водного кадастра (по разделу подземные воды).

Система сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений (ФССН) в настоящее время включает опытно-исследовательские экспедиции (партии), имеющие в своем составе телесейсмические, региональные и локальные сети, региональные информационно-обрабатывающие центры Геодезической службы РАН, сейсмической службы Минобороны России, сейсмические станции наблюдения на потенциально опасных объектах Минатома России, Минэнерго России, Госстроя России.

В составе ФССН объединено около 180 сейсмических станций и 9 центров сбора и обработки информации.

В целях организации и осуществления наблюдения за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов в Вооруженных Силах Российской Федерации действуют экологическая служба, единая система выявления и оценки масштабов и последствий применения оружия массового поражения (ЕСВОП), система контроля за ядерной, радиационной, химической и биологической безопасностью.

Органами управлениями экологической Вооруженных Сил Российской Федерации была проведена большая работа на территории Чеченской республики и в районах дислокации Российского военного контингента Миротворческих сил в Косово, Боснии и Герцеговине. В результате этой работы были установлены факты экологических преступлений, объективные причины загрязнения окружающей среды, разработаны рекомендации по защите от неблагоприятного воздействия экологических факторов.