Литература
1.Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. Пер. с англ. И.Борисовой.– М., МФФ, 1998.
2.Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. М., Центрополиграф, 2002.
Али-Заде А.А. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. – М., 1991.
Альтернативные миры знания. – СПб., 2000.
Астрономия и современная картина мира. – М., 1996.
Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. – М., 1986.
Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. – М., 1982.
Ахутин А.В. Понятие « природа» в античности и в новое время (фюсис и натура). – М., 1988.
Басаков М.И., Голубинцева В.О. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 1997.
Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.
Биология и практика: методологические и мировоззренческие аспекты. – Киев, 1992.
10.Пехов А.П. Биология с основами экологии.– Уч.для вузов.–М., Лань, 2006.
Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы. (Материалы «круглого стола») Вопросы философии. 1992. № 10.
11. Биоэтика: альтернативы экспериментам на животных / А.С. Лукянова, Л.Л. Лукянова, Н.М. Чернавская, С.Ф. Гилязова.- М.: Изд-во Моск.ун-та, 1996.- 252, c.
12. Биомедицинская этика: словарь-справ. / Т.В.Мишаткина, Я.С.Яскевич и др., под ред.Мишаткиной Т.В..– Мн., БГЭУ, 2007.–90с.
Бурбаки Н. Очерки по истории математики. – М., 1963.
Вайнберг С. Первые три минуты. – М., 1981.
Вейль Г. Симметрия. – М., 1968.
Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 1989.
Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. – М., 1994.
Винер Н. Кибернетика. М., 1968.
Водопьянов П.А., Крисаченко В.С. Великий день гнева: экология и эсхатология. Мн., Наука и техника, 1993
Войткевич Г.В. Возникновение и развитие жизни на Земле. – М., 1988.
Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека. Естественнонаучный и гуманитарный аспекты. – Ростов-на-Дону, 1991.
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление первых научных программ. – М., 1980.
Гачев Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. – М., 1991.
Глобальный эволюционизм. – М., 1994.
Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Уч. пособ. – М., 2002.
Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники: Уч. пособ. – М., 2000.
Границы науки: о возможностях альтернативных моделей познания. – М., 1991.
Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания.– М., 1998.
Данин Д.С. Вероятностный мир. – М., 1981
Девис П. Случайная Вселенная. – М., 1985.
Девис П. Суперсила. – М., 1989.
Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. – Киев, 1990.
Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – Новосиб., 1997, 2000.
Дынич В.И., Толкачёв Е.А., Томильчик Л.М. Формирование адекватного образа науки как необходимый элемент гуманитарного образования. – Мн.,1996.
Заблуждающйися разум? Многообразие вненаучного знания. – М., 1990.
Зельдович Я.Б., Хлопов М.Ю. Драма идей в познании природы. – М., 1988.
Злобин Н.С. Культурные смыслы науки. – М., 1997.
35 Б.Н. Иванов «Законы физики» Москва, Высшая школа,1986.
Идеалы и нормы научного исследования. – Мн., 1981.
Идлис Г.М. Революция в астрономии, физике и космологии. – М., 1985.
Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии, биологии. – М., 1986.
Инфельд Л., Эйнштейн А. Эволюция физики. – М., 1965.
Исторические типы рациональности: В 2 т. – М., 1996.
Ичас М.О. О природе живого: механизм и смысл. – М., 1994.
Кадацкий В.П. Биосфера как система. – Мн., 1997.
Казаченко В.П. Феномен человека: космические и земные истоки. – Новосиб., 1991.
Капра Ф. Дао физики. – М.: Наука, 1994.
46.Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем.– Киев, София, 2003.
Караваев Э.Ф. «Антропный принцип» и проблема поиска внеземных цивилизаций. // Вестник СПб.ун-та. Серия 6. «Философия». Вып. 2. 1993.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2000.
Карпинская Р.С. Биология и мировоззрение. – М., 1980.
Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. – Мн., 1994.
Касперович, Г. И. Синергетические концепции управления: курс лекций / Г. И. Касперович – 2-ое изд., испр. – Мн. : Академии управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 258 с.
Касперович Г.И. Научная картина мира как форма систематизации знания. – В кн. « Проблема единства знания: тенденции и факторы интеграции». – М., 1987.
Касперович Г.И., Кисель Н.К. Антропный космологический принцип в современной научной картине мира. – В сб.: Философия и культура. – Мн., 1992.
Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М., 1986.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования. – В журн. «Высшее образование в России». 1994. № 4.
Крисаченко В.С. Философский анализ эволюционизма. – Киев, 1990.
Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996.
Кун Т. Струткура научных революций. – М., 1975.
Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000.
Лукьянец В. Г. Интеграционные тенденции в развитии естественнонаучных и гуманитарных наук: учеб.-метод. пособие / В.Г. Лукьянец. – Мн.: РИВШ, 2006. –70 с. – (Серия «Концепция современного естествознания»).
Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. – М., 1995.
Мамзин А.С., Носов В.П. Естественнонаучное и социогуманитарное знание, методологические аспекты взаимодействия. – Л., 1990.
Медников Б.М. Аксиомы биологии. – М., 1982.
Моисеев Н.Н. Быть или не быть... человечеству? – М., 1999.
Моисеев Н.Н. Современный рационализм. – М., 1995.
Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм//Вопросы философии. 1991. № 3.
Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.
Мотылёва Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – СПб., 2000.
66.Мычко Д.И. Химия и возможности устойчивого развития в эпоху глобализации: учеб.-метод. пособие / Д.И. Мычко. – Мн.: РИВШ, 2006. – 28 с. – (Серия «Концепция современного естествознания»).
67.Мясникович М.В., Лесникович А.И., Дедков С.М. Наука Беларуси на современном этапе. Мн., 2006.
Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной. – М., 1990.
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 1999.
Наука в системе социальных ценностей. – М., 1995.
Наука и ее место в культуре. – Новосиб., 1990.
Научные революции в динамике культуры. – Мн., 1995.
Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. – М.,1993.
Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. – М., 1991.
Объяснение и понимание в науке. – М., 1982.
Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: генезис и обоснование. – М., 1988.
74. Павлова О. С. Развитие биологических концепций: учеб.-метод. пособие / О.С. Павлова. – Мн.: РИВШ, 2006. – 71 с. – (Серия «Концепция современного естествознания»).
Поллер З. Химия на пути в третье тысячелетие. – М.: Мир, 1992.
Потупа А.С. Открытие Вселенной – прошлое, настоящее, будущее. – Мн., 1991.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. – М., 1986.
Проблема поиска жизни во Вселенной. – М., 1996.
Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. – М., 1968
Родин С.Н. Идея коэволюции. – Новосиб., 1991.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М., 1997.
Рыбалкина М. Нанотехнологии для всех. М., 2005. - 438 с
Савенков В.Я. Новые представления о возникновении жизни на Земле. – Киев, 1991.
Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. – М., 1994.
Свиридов В.В. Химия сегодня и завтра. – Мн., 1987.
Семеня И.Н. Феномен жизни в аспекте полевой организации природы. – Гродно: МП «Свет», 1997.
Сергеева О.В. Современное естествознание: наноуровень: учеб-метод. пособие / О.В. Сергеева. – Минск : РИВШ. 2008. – 40 с.
Силк Д. Большой взрыв. Рождение и эволюция Вселенной. – М.: Мир, 1982.
Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. – М., 2000.
Сноу Ч. Две культуры. – Л., 1973.
Современное естествознание в системе науки и практики. – Мн., 1990.
Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук/ Уч.для аспирантов и соискателей. Под ред. В.С. Степина.– М., Гардарика, 2006.
Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.
Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994.
96 Стражев В. И. Образование и наука в современном обществе / В.И. Стражев. – Мн.: БГУ, 2004. – 255 с.
97.Стражев В. И. К тайнам Вселенной: учеб.–метод. пособие / В.И. Стражев. – Минск: РИВШ, 2006. – 160 с. – (Серия «Концепция современного естествознания»).
98.Толкачев Е. А., Дынич В. И. Современная концепция естествознания: общественное понимание: учеб.-метод. пособие / 101.Е.А. Толкачев, В.И. Дынич. – Мн.: РИВШ, 2006. – 144 с. (Серия «Концепция современного естествознания»)
Тредер Г. Эволюция основных физических идей. – Киев, 1989.
Успенский П.Д. Новая модель Вселенной. – СПб.: Изд. Чернышева, 1997.
Физика в системе культуры. – М., 1994.
Физика микромира. Маленькая энциклопедия. – М., 1983.
Философия, естествознание, социальное развитие. – М., 1989.
Хазен А.М. Происхождение и эволюция жизни и разума с точки зрения синтеза информации. – М., 1993.
Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. – М., 1991.
Хакен Г.Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействии. М.-Ижевск, 2003
112.Химия: учебное пособие / Под ред. проф. В. В. Денисова. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003. – 464 с.
Хобринк В. Эволюция: яйцо без курицы. – М., 1993.
Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени. – М., 1980.
Холлигер В. Природа в научной картине мира. – М., 1966.
Холтон Дж. Тематический анализ науки. – М, 1981.
Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. – М.,1999.
118.Черепащук А.М., Чернин А.Д. Вселенная, жизнь, черные дыры.– М., Век, 2003.
Чешков М.А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. 1995. №4.
Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – М., 1976.
Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.
Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики. – М., 1972.
Эйнштейн А. Сущность теории относительности. – Л., 1955.
Ягодинский В.Н. Ритм, ритм, ритм! Этюды о хронобиологии. – М.,1985.
- Академия управления при Президенте Республики Беларусь г.И. Касперович
- Учебное пособие
- Содержание
- Тема 6. Основы кибернетики и синергетики. Самоорганизация, порядок и хаос в природе мира 100
- Тема 7. Современная космологическая картина мира и модели Вселенной 119
- Тема 8. Современная химия в контексте устойчивого развития общества 140
- Тема 9. Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания 155
- Раздел III Социальные и прикладные проблемы естествознания 185
- Тема 10. Социальное измерение современного естествознания. Естественнонаучные основы современных технологий 185
- Введение в учебный курс «Основы современного естествознания»
- Раздел I. Естествознание как феномен культуры и комплекс наук о природе Тема 1. Естествознание в системе науки и культуры
- Контрольные вопросы к теме №1
- Тема 2. Исторические этапы познания природы. Особенности современного естествознания
- Контрольные вопросы к теме №2
- Тема 3. Методы и принципы естественнонаучного познания. Системный подход как его важнейшая парадигма
- Математизация и формализация. Язык современного естествознания
- Системный подход как важнейшая парадигма современного естествознания
- Контрольные вопросы к теме №3
- Раздел II. Фундаментальные законы и основы современного естествознания Тема 4. Научные картины мира и научные революции в истории естествознания
- Контрольные вопросы к теме №4
- Тема 5. Основы современной физической картины мира
- Электромагнитная картина мира
- Современная квантово-релятивистская физическая картина мира
- Постулаты специальной и общей теории относительности
- Формирование квантовой физики. Специфика ее понятий и принципов
- Понятие состояния физической системы. Динамические и статистические закономерности в природе
- Релятивистская квантовая физика. Мир античастиц. Квантовая теория поля
- Понятие симметрии и законы сохранения
- Контрольные вопросы к теме №5
- Тема 6. Основы кибернетики и синергетики. Самоорганизация, порядок и хаос в природе мира
- Кибернетика: концептуально-понятийная характеристика
- Вклад кибернетики в современную научную картину мира
- От хаоса к порядку. Синергетика как наука
- Механизм протекания процессов самоорганизации (по и.Пригожину)
- Синергетические процессы в предбиологических системах (по м.Эйгену)
- Значение синергетики для науки и культуры
- Контрольные вопросы к теме №6
- Тема 7. Современная космологическая картина мира и модели Вселенной
- Проблема существования и поиска жизни во Вселенной
- Контрольные вопросы к теме №7
- Тема 8. Современная химия в контексте устойчивого развития общества
- Атомно-молекулярное учение
- Химические основы жизни
- Перспективные химические материалы и технологии
- Контрольные вопросы к теме №8
- Тема 9. Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания
- Биология XX века: познание молекулярного уровня жизни
- Сущность и определение жизни
- Основные концепции происхождения жизни
- II. Онтогенетический: а) клеточный; б) тканевой; в) организменный.
- III. Надорганизменный уровень
- Человек как биосоциальное существо. Его место и роль в социо-природном комплексе
- Проблема происхождения человека: концепции антропогенеза
- Контрольные вопросы к теме №9
- Раздел III Социальные и прикладные проблемы естествознания Тема 10. Социальное измерение современного естествознания. Естественнонаучные основы современных технологий
- Экологизация естествознания
- 4. Парниковый эффект.
- 5. Сохранение водных ресурсов.
- 6. Захоронение радиоактивных отходов.
- Естественнонаучные основы современных технологий
- Контрольные вопросы к теме №10
- Заключение
- Античная протонаука. Атомистика. Геоцентрическая космология. Развитие математики и механики
- Естествознание эпохи средневековья
- II. Классическая – аналитическая стадия познания природы Естествознание эпохи Возрождения и Нового времени. Научные революции в истории естествознания
- Первая научная революция. Гелиоцентрическая система мира. Учение о множественности миров
- Вторая научная революция. Создание классической механики и экспериментального естествознания. Механическая картина мира
- Химия в механистическом мире
- Естествознание Нового времени и проблема философского метода
- Третья научная революция. Диалектизация естествознания
- Очищение естествознания от натурфилософских представлений
- Исследования в области электромагнитного поля и начало крушения механистической картины мира
- III. Неклассическое естествознание XX века Четвертая научная революция. Проникновение в глубь материи. Теория относительности и квантовая механика. Окончательное крушение механистической картины мира
- Научно-техническая революция, ее естественнонаучная составляющая и исторические этапы
- IV. Становление постнеклассического – интегрального естествознания
- Особенности развития науки в хх столетии
- Физика микромира. Современная атомистика
- Астрофизика. Релятивистская космология
- Достижения в основных направлениях современной химии
- Биология XX века: познание молекулярного уровня жизни. Предпосылки современной биологии
- Молекулярная биология
- Расшифровка №генома человека
- Кибернетика и синергетика
- Самые выдающиеся ученые хх столетия
- Открытия и научные концепции (теории), в наибольшей степени повлиявшие на развитие цивилизации в XX веке
- Наиболее значимые технологии и изобретения
- Вопросы к зачету
- Литература
- Краткий словарь специальных терминов