logo search
Теоретические материалы к семинару №1

Наука в духовной культуре общества

Наука составляет существенную часть человеческого способа освоения действительности. Определение места и специфики науки в системе культуры человечества стало предметом исследований многих философов и ученых прошлых веков (Аристотель, Платон, Фома Аквинский, П.Гольбах, И.Фихте, Г.Гегель и др.) и ушедшего XX в. (К.Поппер, М.Хайдеггер, П.Фейерабенд, Б.Г.Юдин, М.А. Розов, В.С.Степин и др.). В зависимости от избранной точки зрения исследователя наука может быть осмыслена с самых разных позиций. Некоторые из возможных подходов отражены на схеме.

В общем понимании наука — это система познания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.

Научная деятельность включает в качестве основных элементов: субъект, объект, цели, средства, конечный продукт, социальные условия.

Схема. Основные подходы к пониманию науки

Проблема начала науки. Существует несколько точек зрения о времени возникновения науки в зависимости от того или иного критерия отнесения знания именно к науке.

Однако наиболее распространенная точка зрения на начало науки признает древнегреческую цивилизацию начальной стадией становления науки, а западноевропейскую цивилизации XVI—XVII вв. местом и временем начала науки в современном смысле этого понятия.

Современная наука представляет собой сложное системное образование. С точки зрения предметного единства все ее многочисленные дисциплины объединяются как комплексы наук — естественных, общественных, технических, гуманитарных и т. д.

Естествознание — система знаний, объектом которых предстает природа. Обществознание — система наук об обществе. В составе общественных наук выделяются относительно самостоятельные группы дисциплин (наук): экономические, социальные, гуманитарные, антропологические. Особое место занимают технические науки.

Существуют также иного рода классификации научных дисциплин, о которых можно узнать из рекомендованной литературы.

Для развития современного научного знания характерна дифференциация – выделение обособленных наук из прежде единого знания (напр., математической физики, физики твердого тела, квантовой физики – из физики), а также интеграция – объединение междисциплинарных знаний в единую теоретическую систему (напр., биофизика, биохимия и др.)

Универсальным основанием взаимосвязи различных сфер науки выступает антропное, т.е. человеческое, основание. Именно бытие человека в его исторической конкретности и перспективе есть основа связи всех наук. Это обосновано тем, что человек:

определяет смысл науки, ее идеалы, прогнозирует развитие науки.