Структурные уровни организации материи
В современной науке в основе представлений о строении материального мира лежит системный подход, согласно которому любой объект материального мира, будь то атом, планета, организм или галактика, может быть рассмотрен как сложное образование,включающее в себя составные части, организованные в целостность. Для обозначения целостностиобъектов в науке было выработано понятие системы.
Системапредставляет собой совокупность элементов и связей между ними.
Понятие элемент означает минимальный, далее уже неделимый компонент в рамкахсистемы. Элемент является таковым лишь по отношению к данной системе, в других же отношениях он сам может представлять сложную систему.
Совокупность связей между элементами образует структуру системы.
Устойчивые связи элементов определяют упорядоченность системы. Существуютдватипа связей между элементами системы:
1) “по горизонтали” – это связи координации между однопорядковыми элементами. Они носят коррелирующий характер: ниодна часть системы не может измениться без того, чтобы не изменились другие части;
2) “по вертикали” – это связи субординации, то есть соподчинения элементов. Онивыражают сложное внутреннее устройство системы, где одни части по своей значимостимогут уступать другим и подчиняться им. Вертикальная структура включает в себя уровни организации системы, а также их иерархию.
Исходным пунктом всякого системного исследования является представление о целостности изучаемой системы.
Целостность системы означает, что все ее составные части, соединяясь вместе, образуют уникальное целое, обладающее новыми интегративными свойствами.
Свойства системы – не просто сумма свойств ее элементов, а нечто новое, присущее только системе в целом. Например, молекула воды Н2О. Сам по себе водород, два атомакоторого образуют данную систему, горит, а кислород (в нее входит один атом) поддерживаетгорение. Система же, образовавшаяся из этих элементов, вызвала к жизни совсем иное,именно интегративное свойство: вода гасит огонь. Наличие свойств, присущих системе вцелом, но не ее частям, определяется взаимодействием элементов.
Итак, согласно современным научным взглядам на природу, все природные объекты представляют собой упорядоченные, структурированные, иерархически организованные системы.
В естественных науках выделяют два больших класса материальных систем:
1. Система неживой природы, в которой в качестве структурных уровней организации материи выделяют элементарные частицы, атомы, молекулы, поля, физический вакуум, макроскопические тела, планеты и планетные системы, звезды и звездные системы – галактики, системы галактик – метагалактику.
2. Система живой природы, в которой к структурным уровням организации материи относят системы доклеточного уровня – нуклеиновые кислоты и белки; клетки как особый уровень биологической организации, представленные в форме одноклеточных организмов иэлементарных единиц живого вещества; многоклеточные организмы растительного и животногомира; надорганизменные структуры, включающие в себя виды, популяции, биоценозы и, наконец, биосферу как всю массу живого вещества.
В природе все взаимосвязано, поэтому можно выделить такие системы, которые включают в себя элементы как живой, так и неживой природы – биогеоценозы.
Естественные науки, начав изучение материального мира с наиболее простых, непосредственно воспринимаемых человеком материальных объектов, переходят далее к изучениюсложнейших объектов глубинных структур материи, выходящих за пределы человеческого восприятия и несоизмеримых с объектами повседневного опыта.
Применяя системный подход, естествознание не просто выделяет типы материальных систем, а раскрывает их связь и соотношение.
В науке выделяются три уровня организации материи.
–Макромир– мир макрообъектов, размерность которых соотносима с масштабами человеческого опыта: пространственные величины выражаются в миллиметрах, сантиметрах и километрах, а время – в секундах, минутах, часах, годах.
–Микромир – мир предельно малых, непосредственно не наблюдаемых микрообъектов,пространственная размерность которых исчисляется от 10–8до 10–16см, а время жизни – от бесконечности до 10–24секунд.
–Мегамир – мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в котором измеряется световыми годами, а время существования космических объектов – миллионами и миллиардами лет.
И хотя на этих уровнях действуют свои специфические закономерности, микро-, макро- и мегамиры теснейшим образом взаимосвязаны.
В этих областях существует следующая иерархия объектов: микромир – это вакуум, элементарные частицы, ядра, атомы, молекулы, клетки; макромир – это макротела (твердые тела, жидкости, газы, плазма), индивид, вид, популяция, сообщество, биосфера; мегамир – это планеты, звезды, галактики, Метагалактика, Вселенная.
- Оглавление
- Тема 2.1. Развитие представлений о структуре материального мира 4
- Тема 2.2. Свойства объектов микромира 26
- Тема 2.3. Материя в пространстве и времени 46
- Тема 2.4. Законы сохранения как проявление симметрии материального мира 59
- Тема 2.5. Физические свойства объектов макромира. Хаос и самоорганизация 65
- Тема 2.6. Химические процессы в макросистемах 91
- Тема 2.7. Развитие представлений о строении и эволюции мегамира 112
- Тема 2.1. Развитие представлений о структуре материального мира
- Структурные уровни организации материи
- Объекты микромира
- Объекты макромира
- Объекты мегамира
- Корпускулярная и континуальная концепции описания природы
- Взаимодействия и движение структур материального мира Четыре вида взаимодействий и их характеристика
- Концепции близкодействия и дальнодействия
- Характер движения структур мира
- Энергия. Основные виды энергии
- Тема 2.2. Свойства объектов микромира Развитие представлений о строении атомов
- Теория атома н. Бора
- Модель строения атома э. Резерфорда
- Корпускулярно-волновой дуализм в современной физике
- Элементарные частицы и их основные характеристики
- Ядра атомов. Ядерная энергия
- Основные положения теории суперобъединения (единой теории поля)
- Методологические следствия из квантовой концепции
- Тема 2.3. Материя в пространстве и времени Развитие представлений о пространстве и времени
- Классическая концепция
- Характеристики пространства, его трехмерность, однородность, изотропность. Характеристики времени, его анизотропность
- Принцип относительности Галилея (принцип инерции). Инерциальные системы отсчета
- Постулаты специальной теории относительности. Выводы из анализа преобразований Лоренца
- Общая теория относительности: зависимость свойств пространства-времени от распределения материи
- Тема 2.4. Законы сохранения как проявление симметрии материального мира Симметрия как инвариантность. Принципы симметрии
- Симметрии пространства-времени
- Связь законов сохранения с симметрией (теорема Нетер)
- Закон сохранения импульса, закон сохранения момента импульса, закон сохранения заряда, закон сохранения энергии. Фундаментальный характер законов сохранения
- Значение представлений о симметрии в познании объектов микро-, макро-, мегамира
- Тема 2.5. Физические свойства объектов макромира. Хаос и самоорганизация Порядок и беспорядок в природе
- Классическая термодинамика. Состояние. Параметры макросостояния: температура, давление, удельный объем
- Закон сохранения энергии в макроскопических процессах (первое начало термодинамики)
- Принцип возрастания энтропии (второе начало термодинамики) и необратимость времени
- Направленность самопроизвольно протекающих процессов. Тепловая смерть Вселенной. Философский смысл возрастания энтропии
- Молекулярно-кинетический (статистический) метод изучения макросистем. Вероятностный характер возрастания энтропии (Больцман)
- Проблема возникновения упорядоченных структур в природе
- Открытые системы. Неравновесные процессы. Синергетика (Хакен), неравновесная термодинамика (Пригожин)
- Самоорганизация в живой и неживой природе, ее пороговый характер. Диссипативные структуры, флуктуация, бифуркация, аттрактор
- Тема 2.6. Химические процессы в макросистемах Химия как наука
- Основные химические концепции: учение о составе, структурная химия, химическая кинетика и термодинамика, эволюционная химия
- Этапы развития химии
- I. Донаучный этап
- 1. Натурфилософский период
- 2. Алхимический период
- II. Научный этап
- 1. Становление учения о составе
- 2. Становление структурной химии
- 3. Изучение химических процессов
- 4. Эволюционная химия
- Химический элемент. Вещество. Реакционная способность веществ
- Химические процессы
- Связь физических, химических и биологических форм движения материи
- Тема 2.7. Развитие представлений о строении и эволюции мегамира Структура мегамира
- Развитие представлений об организации мегамира. Модели Вселенной
- Геоцентрическая система мира
- Гелиоцентрическая система мира
- Космологические теории классической механики
- Модели устройства Вселенной, созданные на основе общей теории относительности и релятивистской теории тяготения
- Стадии развития Вселенной
- Структура современной Вселенной
- Солнечная система
- Внутреннее строение и история геологического развития Земли