logo search
Теоретические материалы к семинару №1

2. Естествознание эпохи средневековья

Эпоха средних веков характеризовалась в Европе зака­том классической греко-римской культуры и резким уси­лением влияния церкви на всю духовную жизнь общества.

В эту эпоху философия тесно сближается с теологией (богословием), фактически становится ее «служанкой». Возникает непреодолимое противоречие между наукой, де­лающей свои выводы из результатов наблюдение опытов, включая и обобщение этих результатов, и схоластическим богословием, для которого истина заключается в религиоз­ных догмах.

Пока европейская христианская наука переживала дли­тельный период упадка (вплоть до XII-XIII вв.), на Вос­токе, наоборот, наблюдался прогресс науки. Со второй по­ловины VIII в. научное лидерство явно переместилось из Европы на Ближний Восток. В IX веке, наряду с главным трудом Птолемея («Альмагест»), на арабский язык были переведены «Начала» Евклида и сочинения Аристотеля. Таким образом, древнегреческая научная мысль получила известность в мусульманском мире, способствуя развитию астрономии и математики. В истории науки этого перио­да известны такие имена арабских ученых, как Мухаммед аль-Баттани (850-929 гг.), астроном, составивший новые астрономические таблицы, Ибн-Юнас (950-1009 гг.), дос­тигший заметных успехов в тригонометрии и сделавший немало ценных наблюдений лунных и солнечных затмений, Ибн аль-Хайеам (965-1020 гг.), подучивший известность своими работами в области, оптики, Ибн-Рушд (1126-1198 гг.), виднейший философ и естествоиспытатель сво­его времени, считавший Аристотеля своим учителем.

Средневековой арабской науке принадлежат в наиболь­шие успехи в химии. Опираясь на материалы александрий­ских алхимиков I века и некоторых персидских школ, арабские химики достигли значительного прогресса в своей области. В их работах алхимия постепенно превращалась в химию. А уже отсюда (благодаря, главным образом, испанским маврам) в позднее средневековье возникла европейская химия.

В XI веке страны Европы пришли в соприкосновение с богатствами арабской цивилизации, а переводы арабских текстов стимулировали восприятие знаний Востока евро­пейскими народами.

Большую роль в подъеме западной христианской науки сыграли университеты (Парижский, Болонский, Оксфорд­ский, Кембриджский и др.), которые стали образовывать­ся начиная с ХII века. И хотя эти университеты первона­чально предназначались для подготовки духовенства, но в них уже тогда начинали изучаться предметы математичес­кого и естественнонаучного направления, а само обучение носило, более чем когда-либо раньше, систематический ха­рактер.

ХIII век характерен для европейской науки началом эксперимента и дальнейшей разработкой статики Архиме­да. Здесь наиболее существенный прогресс был достигнут группой ученых Парижского университета во главе с Иор­даном Неморарием (вторая половина XIII в.). Они разви­ли античное учение о равновесии простых механических устройств, решив задачу, с которой античная механика спра­виться не могла, — задачу о равновесии тела на наклон­ной плоскости.

В XIV веке в полемике с античными учеными рождают­ся новые идеи, начинают использоваться математические методы, т. е. Вдет прогресс подготовки будущего точного естествознания. Лидерство переходит к группе ученых Окс­фордского университета, среди которых наиболее значи­тельная фигура — Томас Брадвардин (1290-1349 гг.). Ему принадлежит трактат «О пропорциях» (1328 г.), который в истории науки оценивается как первая попытка написать «Математические начала натуральной философии» (именно так почти триста шестьдесят лет спустя назовет свой зна­менитый труд Исаак Ньютон).

Научные знания эпохи средневековья ограничивались в основном познанием отдельных явлений и легко укла­дывались в умозрительные натурфилософские схемы миро­здания, выдвинутые еще в период античности (главным образом в учении Аристотеля). В таких условиях наука еще не могла подняться до раскрытия объективных зако­нов природы. Естествознание — в его нынешнем понима­нии — еще не сформировалось. Оно находилось в стадии своеобразной «преднауки».